Пререквизиты и постреквизиты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Кафедра «МеждународныЕ коммуникациИ»

Тел. 2920805 (вн.2209)

E.mail:[email protected]

SILLABUS

по специальности 5В050400 - «Журналистика»

по дисциплине «Основы публицистического творчества»

Форма обучения – дневная

Алматы, 2012

Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Основы публицистического творчества»составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом высшего профессионального образования, с типовым и рабочим учебными планами специальности бакалавриата 5В050400 - «Журналистика»в объёме установленных кредитов и академических часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студента.

Автор: проф. Шевякова Т.В.

Учебная программа (Syllabus) обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Международных коммуникаций»факультета « » КазУМОиМЯ

от «____»_____2012 г. Протокол №__.

Учебная программа (Syllabus) рекомендована Учебно-методическим советом факультета «Менеджмента и международной коммуникации» КазУМОиМЯ

от «___»__________2012 г. Протокол № __.

Учебная программа (Syllabus) утверждена Научно-методическим советом КазУМОиМЯ

от «___»__________2012 г. Протокол №___.

КОД КУРСА:

НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: «Основы публицистического творчества»

КРЕДИТОВ ЗА КУРС: 3

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: проф. Шевякова Татьяна Васильевна

ВРЕМЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ:

Понедельник кабинет / зд

Вторник кабинет

Среда кабинет

Четверг кабинет

Пятница кабинет

Адрес электронной почты: [email protected]

Ассистент преподавателя:

Время консультации ассистента:

Понедельник кабинет / зд

Вторник кабинет

Среда кабинет

Четверг кабинет

Пятница кабинет

ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс «Основы публицистического творчества» включает в себя комплекс знаний, сведений и практических умений, относящихся к формированию мастерства журналиста, его творческих способностей и индивидуального стиля изложения.

Курс дает представление об особенностях современной публицистики, развивает в студентах коммуникативность, оценочное и образное мышление, обучает формам диалога, полемики, методам сбора фактического материала, тем самым способствует формированию личности и профессиональной компетенции будущих журналистов.

Данная программа направлена на формирование у будущих журналистов профессиональной компетенции в области современного публицистического творчества.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА –наоснове изучения и анализа современных публицистических произведений с помощью соответствующей методологии через активизацию творческого процессаповысить уровень профессионального мастерства начинающих журналистов.

ЗАДАЧИ КУРСА – научить студентов владеть понятийным и терминологическим аппаратом публицистики, понимать термин «информационный повод» и его пригодность к обработке; грамотно излагать в своих материалах концепцию и тему; уметь анализировать содержательно-тематическую и композиционно-графическую модели публицистических произведений разных жанров и давать им объективную оценку; овладеть технологией сбора сведений, проверки, достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала. Студент должен уметь использовать полученные теоретические знания на практике при подготовке материалов.

Количество часов по учебному плану:

Курс Семестр количество кредитов Общая трудоемкость в часах Распределение академических часов по семестрам и видам занятий   СРС (час)   Форма итогового контроля
Лекции Практические занятия Студийные занятия   КР Всего Всего     в т.ч. СРСП
Экзамен

Примечание: Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы студента в неделю (1 кредит = 1 акад. час); КР- курсовая работа, СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя; СРС – самостоятельная работа студента.

В результате обучения курса студенты должны знать:

- особенности современной публицистики;

- формы диалога, полемики и методы сбора информации;

- особенности креативной деятельности журналиста;

- систему построения публицистического текста;

- общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях;

- основные вехи в изучении творчества;

- механизмы и критерии творчества;

- индивидуальные характеристики творческой личности

Должны уметь:

- грамотно излагать в своих материалах концепцию и тему;

- уметь анализировать содержательно-тематическую и композиционно-графическую модели публицистических произведений разных жанров и давать им объективную оценку;

- применять на практике технологию сбора сведений, проверки, достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала;

- реализовывать на практике коммуникативные навыки.

ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ

ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА:

Курс рассчитан на студентов 2 курса специальности «Журналистика». Дисциплина «Основы публицистического творчества» непосредственно связана с профессиональными дисциплинами «Введение в журналистику», «Тележурналистика», «Радиожурналистика».

ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА:

Полученные студентами в результате освоения данного курса знания и умения необходимы в последующем процессе профессионального обучения при изучении таких дисциплин как «Журналистское мастерство», «Мастер-класс по журналистике», «Творческая мастерская публициста», «Дисциплина специализации».

Курс состоит из проблемно-ориентированного курса лекций, предполагающего дискуссионно-полемическое обсуждение их предметного содержания, семинарских и студийных занятий. Такая процедура построения учебного курса основывается на предварительной информационной подготовленности студентов по материалам тематик и проблем указанного курса, готовности студентов к аргументированному обсуждению проблем предстоящей лекции.

Для этого преподаватель заранее должен обеспечить студентов проблемными вопросами и списком литературы предстоящих лекций. Студенты должны читать материалы перед каждой лекцией.

Модуль Аудиторная работа Внеаудиторная работа СРО График сдачи УМКД
  Лекции Семинары Студ. занятия СРСП СРС  
Модуль 1 Тема 1. Предмет и задачи курса «Основы публицистического творчества». - 1 час Проблемные вопросы: Курс «Основы публицистического творчества» в системе подготовки журналистов. Объект, предмет и задачи дисциплины. Курс «Основы творческой деятельности журналиста» является профилирующим в системе общепрофессиональных дисциплин специальности «журналистика». Он отражает современное состояние и главные тенденции развития журналистики и деятельности журналиста как субъекта творческого процесса, а также современное состояние системы жанров современной журналистики, главные тенденции ее развития и трансформации. Кроме того, в ее рамках студент получает представление о навыках и умениях, получает знания, необходимые для работы в информационных, аналитических и художественно публицистических жанрах. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве. Общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях. Основные вехи в изучении творчества. Механизмы творчества. Критерии творчества. Индивидуальные характеристики творческой личности. Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Воображение в журналистском творчестве. Особенности дифференциации журналистского творчества. Виды журналистского творчества. Обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионализма. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994. 4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 5. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 6. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999 С1. Учебный кейс #1: Индивидуальное публицистическое творчество. - 1 час Задание:Подготовьтесь к дискуссии по следующим вопросам: 1.Общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях. 2.Основные вехи в изучении творчества. 3.Механизмы творчества. Критерии творчества. 4.Индивидуальные характеристики творческой личности. 5.Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Воображение в журналистском творчестве. Особенности дифференциации журналистского творчества. Виды журналистского творчества. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994. 4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 5. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 6. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999 С1.Учебный кейс #1: Факт — базовый элемент журналистского текста. - 2 часа Задание: Проанализируйте публикации, относящиеся к информационным жанрам. Определите какие факты в них содержатся, вычлените основную и дополнительную информацию. Укажите, каким способом подаются те или иные факты. Выявите случаи использования в журналистских материалах недостоверных или частично проверенных фактов. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994. 4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 5. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 6. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999 -   -  
  Тема 2. Достоверность и ясность в журналистике – 2 часа Проблемные вопросы: Понятие достоверности. Категории достоверности и ясности в журналистике. Поиск исходных сведений. Система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек. Слухи как повод для проведения журналистского исследования. Наиболее популярные источники информации в журналистской практике. Способы сбора информации: проработка документов, наблюдение, интервью. Факт — базовый элемент журналистского текста. Природа и назначение факта в журналистском произведении. Факт и его оценка в журналистском произведении. Импульс к творческому акту журналиста — новые сведения о действительности. Аргументация — основа убедительности журналистского материала. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999 4. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 5. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003   С2.Учебный кейс #2: Система источников информации для журналиста. – 2 часа Задание:Охарактеризуйте основные источники получения информации для журналиста: 1. Что понимается под «источником информации»? 2. Понятие об информационном поводе. 3. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек. 4. Слухи как повод для проведения журналистского исследования. Наиболее популярные источники информации в журналистской практике. 5. Способы сбора информации: проработка документов, наблюдение, интервью. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999 4. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 5. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 С2.Учебный кейс #2: . – Интервью как способ получения информации. - 2 часа Задание:Подготовьте и проведите ролевую игру «Интервью». Обратите внимание на форму и содержание вопросов, задаваемых в ходе интервью, соблюдение основных правил общения, на процесс ведения беседы, психологические приемы налаживания контакта с собеседником, а также правила, позволяющие квалифицированно провести беседу. Подготовьтесь к беседе в условиях конфликта, используйте приемы пресечения ложной версии и «снятия напряжения». Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999 4. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 5. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 - СРС 1 Тема: «Система источников информации для журналиста» - 15 часов Задание:Подготовьте реферат на одну из указанных тем: 1.Особенности сбора информации для репортажа с места событий. 2.Интернет-информация. 3.Архивные документы как вид информации. 4.Контент-анализ, метод включенного наблюдения, анкетирование, блиц-опрос и другие виды социологических методов сбора информации. 5.Этика сбора информации. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999 4. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 5. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003   3 нед.
  Тема 3. Профессиональное общение журналиста. – 2 часа Проблемные вопросы: Профессиональное общение журналиста. Методика работы над интервью. Функциональность общения. Разнообразие форм интервью как способа сбора информации. Подготовка к беседе. Мотивация интервью. Основные правила общения. Подготовка драматургического стержня беседы. Процесс ведения беседы. Психологические приемы налаживания контакта с собеседником. Правила, позволяющие квалифицированно провести беседу. Беседа в условиях конфликта. Приемы пресечения ложной версии и «снятия напряжения». Использование информации, полученной в ходе интервью. Журналистские методы познания действительности: общенаучные, социологические, философские методы познания. Наблюдение как метод познания действительности. Виды наблюдения. Метод включенного наблюдения. Использование метода включенного наблюдения в современной журналистской практике. Социальный эксперимент. Использование эксперимента в современной журналистской практике. Метод анализа как способ выявления причинно-следственный связей социальных явлений. Синтез и обобщение как качественные признаки аналитической деятельности журналиста. Дедукция и индукция как методы повышающие эффективность журналистской публикации. Сравнение как метод, создающий контрастность изображения. Использование аналогии для отыскания общих черт явлений и большей убедительности. Литература: 1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Лукина М.М. Технология интервью. — М., 2008. 5. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2006. 6. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб., 2005.   С3.Учебный кейс #3: Функциональность познания действительности и профессиональное общение журналиста. – 2 часа Задание:Подготовьте презентацию одного из методов познания действительности, использующихся в журналистской практике: 1. Наблюдение как метод познания действительности. Виды наблюдения. Метод включенного наблюдения. Использование метода включенного наблюдения в современной журналистской практике. 2. Социальный эксперимент. Использование эксперимента в современной журналистской практике. 3. Метод анализа как способ выявления причинно-следственный связей социальных явлений. Синтез и обобщение как качественные признаки аналитической деятельности журналиста. Дедукция и индукция как методы повышающие эффективность журналистской публикации. Сравнение как метод, создающий контрастность изображения. Использование аналогии для отыскания общих черт явлений и большей убедительности. 4. Интервью как один методов профессионально общения журналиста. Литература: 1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Лукина М.М. Технология интервью. — М., 2008. 5. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2006. 6. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб., 2005. С3.Учебный кейс #3: Искусство публицистического диалога, полемики, дискуссии . – 2 часа Задание: 1. Из материалов современных СМИ приведите примеры проявления полемики, высказывания противоположных идей, а также мыслей, сложившихся после дискуссии. 2. Приведите примеры, когда в новостях содержится противоположность. 3. Укажите случаи отражения в прессе конструктивного и деструктивного мышления. Литература: 1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Лукина М.М. Технология интервью. — М., 2008. 5. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2006. 6. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб., 2005.   СРСП 1 Тема: «Психология и функциональность профессионального общения журналиста» - 15 часов Задание:Проведите интервью с целью получения информации. На основе полученных данных напишите материалы в жанре информационной заметки и интервью. Литература: 1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Лукина М.М. Технология интервью. — М., 2008. 5. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2006. 6. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб., 2005. - 5 нед.
  Тема 4. Проявление мастерства журналиста: противоположность и публицистическая полемика. – 2 часа Проблемные вопросы: Качественный признак журналистского произведения — наличие проблемы. Конфликт как элемент содержания. Решающая роль идеи среди элементов содержания журналистского произведения. Наличие всех элементов содержания как критерий высокой оценки журналистского материала. Использование художественно-выразительных средств языка для повышения воздействующей функции журналистского произведения на аудиторию. Логика журналистского произведения. Типы аргументов в структуре публици­стического произведения. Соотношение логического и эмоционального в журналистском произведении. Публицистический текст предполагает обмен мнениями общественно-политического характера, высказывание противоположных точек зрения, диалог, дискуссию, полемику. Роль публицистики в формировании общественного мнения и общественного сознания. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 5. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 С4.Учебный кейс #4: Художественно-выразительные средства языка как один из способов совершенствования публицистических произведений. – 2 часа Задание:Подготовьтесь к коллоквиуму по теме, выписав из словарей определения основных видов тропов (метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, и стилистических фигур речи. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 5. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 С4.Учебный кейс #4: Художественное слово в публицистическом тексте. – 2 часа Задание: 1. Назовите основные виды тропов, использующиеся в публицистических текстах. Ответ проиллюстрируйте собственными примерами и примерами, извлеченными из текстов различных средств массовой информации. 2. Используя материалы казахстанских и зарубежных СМИ, подберите примеры на различные типы стилистических фигур. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 5. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 СРСП 2 Тема: «Проблемы эффективности журналистского произведения» - 10 часов Задание: 1.Раскройте роль СМИ в процессе формирования общественного сознания и общественного мнения. 2.Какие факторы влияют на уровень и качество взаимодействия СМИ и аудитории. 3.Приведите примеры эффективности журналистского произведения. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 3. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 4. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 5. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003 - 7 нед.
Модуль 2 Тема 5. Формирование стиля журналиста. – 1 час Проблемные вопросы: Публицистический стиль в системе функциональных стилей языка. Характерные особенности публицистического стиля. Стандартизированность и индивидуальность публицистического стиля. Реализация информационной, воздействующей, когнитивной и других функций журналистики в публицистических текстах. Определение темы и рабочей идеи будущего произведения. Замысел журналистского материала. Лейтмотив произведения: особенности выбора и освещения темы журналистом. Взаимосвязь формы и содержания. Сюжет и композиция журналистского материала. Особенности журналистского текста. Стадии создания журналистского произведения. Структура журналистского текста. Функции заголовочного комплекса. Процесс написания текста. Взаимодействие автора и читателя. Проблемы эффективности журналистского произведения. Применение журналистом методов прогноза, предположения, внедрения «образов» в факты и фактов в «образы». Умение выстроить диалог с аудиторией. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 6. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 7. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 С5.Учебный кейс #5: Публицистический стиль в системе функциональных стилей языка. – 1 час Задание:Проанализируйте текст. Докажите, что он относится к публицистическому стилю. Укажите характерные особенности публицистического стиля. Ответ проиллюстрируйте примерами из текста. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 6. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 7. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991   С5.Учебный кейс #5: Форма и содержание публицистических материалов. – 2 часа Задание: 1. Приведите примеры, когда журналист опирается на методы анализа, предположения, внедрение фактов в «образ» и «образа» в факты. 2. Найдите информационный повод для журналистского материала из окружающей вас действительности. Используя этот повод, напишите материал в форме одного из информационных жанров (заметка, репортаж, интервью, отчет). Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 6. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 7. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 - СРС 2 Тема: «Особенности журналистского текста» - 10 часов Задание: 1.Дайте определение текста как явления культуры, укажите его категориальные признаки. 2.Охарактеризуйте медиатекст как текст особого рода. Укажите основные типы медиатекстов. Приведите примеры из казахстанских и зарубежных СМИ. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 6. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 7. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 9 нед.
  Тема 6. Основные жанры современной публицистики – 2 часа Проблемные вопросы: Система жанров современной журналистики. Богатство жанровой палитры как одна из составляющих целевого профессионализма средств массовой информации. Жанры информационной группы (заметка, интервью, репортаж, отчет). Жанрообразующие признаки информационных материалов: наличие информационного повода, ограниченность во времени и пространстве, оперативность и т.д. Аналитические жанры. Методы познания и элементы содержания в аналитических жанрах. Устойчивые жанрообразующие признаки. Их отличие от информационных жанров: по способам отражения действительности, по масштабу охвата событий, по методам познания и элементам содержания. Методы познания и элементы содержания. Корреспонденция, статья, комментарий, рецензия, обозрение, обзор печати: их общее и особенное. Художественно-публицистические жанры. Содержательные стилистические особенности группы. Основные жанрообразующие признаки и особенности. Синтез публицистических и художественных произведений. Методы отражения действительности. Отличие от аналитических жанров и художественных произведений. Правда и домысел. Элементы содержания. Авторская позиция. Язык и стиль. Выбор темы. ее разработка и литературное оформление. Очерк. Зарисовка. Эссе. Портрет. Сатирические жанры в журналистике (фельетон, памфлет, эпиграмма). Литература: 1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — СПб., 2004. 2. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Ермилов, А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. — М., 2010 5. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990. С6.Учебный кейс #6: Информация, аналитика и художественные жанры. – 2 часа Задание:Подготовьте сообщения на одну из указанных тем: 1. Информационные жанры журналистики и их характерные особенности. 2. Жанрообразующие признаки аналитических жанров журналистики. 3. Своеобразие художественно-публицистических жанров. 4. Сатирические жанры в современных СМИ. Литература: 1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — СПб., 2004. 2. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Ермилов, А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. — М., 2010 5. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990. С6.Учебный кейс #6: Замысел, рабочая идея журналистского произведения – 2 часа Задание: 1. На каком уровне мастерство современных казахстанских журналистов в выборе темы? Ответ аргументируйте примерами. 2. Назовите элементы выбора темы. 3. Покажите, как выбранная тема трансформируется в замысел, рабочую идею журналистского произведения 4. Выберите жанр материала в зависимости от содержания накопленного материала. Литература: 1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — СПб., 2004. 2. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Ермилов, А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. — М., 2010 5. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990. СРСП 3 Тема: «Богатство жанровой палитры как одна из составляющих целевого профессионализма средств массовой информации» - 10 часов Задание: 1. Произвести анализ зарисовки, очерка и эссе как художественно-публицистических жанров, указав их характерные особенности. 2. Из СМИ РК подобрать примеры на каждый из названных жанров. Литература: 1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — СПб., 2004. 2. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Ермилов, А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. — М., 2010 5. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990. - 11 нед.
  Тема 7. Особенности выбора темы журналистского произведения. - 1 час Проблемные вопросы: Определение темы и рабочей идеи будущего произведения. Замысел журналистского материала. Элементы выбора темы. Пути и направления выбора темы современных изданий. Выбор темы, ее разработка и литературное оформление. Темы сенсационного характера: строение и виды; творческий поиск. Темы, представленные в виде вопросов и цитат. Многообразие тем современной публицистики. Тематические материалы в СМИ и их жанрово-стилистическое своеобразие. Особенности тематики изданий разных типов (деловая пресса, женские издания, «желтая» пресса и таблоида, детские издания и т.д.). Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 6. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999. С7.Учебный кейс #7: Тема и идея публицистического текста. - 1 час Задание:Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Сенсация – «плюсы» и «минусы». Обратите внимание на следующие вопросы: 1. Какие темы следует отнести к сенсационным? 2. Строение и виды сенсационных тем. 3. Как найти сенсационную тему? 4. Положительное и отрицательное в сенсационной тематике СМИ. 5. Особенности освещения сенсационной темы. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 6. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999. С7.Учебный кейс #7: Публицисты современного Казахстана. – 2 часа Задание:Проанализируйте материалы известных журналистов, написанные в форме художественно-публицистических жанров. Определите основные особенности публицистических текстов, связанные с использованием документального и литературных начал на основе уже имеющихся знаний об образной речи. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 6. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999. СРСП 4 Тема: «Тематика и контент современных изданий» - 10 часов Задание:Осуществите анализ тематики и контента современных казахстанских изданий. Выявите систему медиатопиков, характерных для СМИ Республики Казахстан. Укажите специализированные издания. Приведите примеры из практики масс-медиа. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010. 3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 4. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000. 5. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 6. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999. - 13 нед.
  Тема 8. Мастерство казахстанских журналистов в выборе темы. – 2 часа Проблемные вопросы: Мастерство казахстанских журналистов в выборе теме. Поиск тематики журналистского материала в рамках формата средства массовой информации. Характеристика творчества известных казахстанских публицистов: О. Квятковского, М. Акчулакова, Е. Брусилоской, В. Енисеевой-Варшавской и др. Отражение действительности в индивидуального авторского «я» в публицистическом творчестве. Воспитательное и познавательное значение авторской публицистики. Роль творчества известных публицистов в повышении профессионального мастерства начинающих журналистов. Литература: 1. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006. 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 4. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 5. Козыбаев С.К.Аудитория – весь Казахстан. – А., 1984. 6. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 7. Козыбаев С.К., Шевякова Т.В., Сабитова Ш.А., Юнусова С.Ф. Публицисты Республики Казахстан. - Алматы, 2010 С8.Учебный кейс #8: Творческий портрет публициста. – 2 часа Задание:Составьте творческий портрет одного из известных казахстанских публицистов (по выботу студента). Творческий портрет должен содержать следующие сведения: а) краткие биографические данные, б) основные этапы трудовой деятельности; в) описание и анализ творчества публициста Литература: 1. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006. 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 4. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 5. Козыбаев С.К.Аудитория – весь Казахстан. – А., 1984. 6. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 7. Козыбаев С.К., Шевякова Т.В., Сабитова Ш.А., Юнусова С.Ф. Публицисты Республики Казахстан. - Алматы, 2010 С8.Учебный кейс #8: Правовой аспект публицистического творчества. – 1 час Задание:Используя Конституцию РК, Закон и СМИ, Закон об авторском праве и другие законодательные документы, подготовьте информационную правовую базу, необходимую журналисту в его повседневной практической деятельности. Литература: 1. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006. 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 4. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 5. Козыбаев С.К.Аудитория – весь Казахстан. – А., 1984. 6. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 7. Козыбаев С.К., Шевякова Т.В., Сабитова Ш.А., Юнусова С.Ф. Публицисты Республики Казахстан. - Алматы, 2010 - СРС 3 Тема: «Особенности публицистического творчества казахстанских журналистов» - 10 часов Задание: На примере творчества конкретных публицистов охарактеризовать индивидуальный авторский стиль (по выбору студентов). Литература: 1. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006. 2. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999. 3. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 4. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991 5. Козыбаев С.К.Аудитория – весь Казахстан. – А., 1984. 6. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 7. Козыбаев С.К., Шевякова Т.В., Сабитова Ш.А., Юнусова С.Ф. Публицисты Республики Казахстан. - Алматы, 2010 14 нед.
  Тема 9. Авторское право журналиста. – 2 часа Проблемные вопросы: Автор как человек, занимающийся творческой деятельностью. Понятие об авторском праве. Авторское право журналиста. Реализация авторского права журналиста осуществляется на основе Конституции Республики Казахстан, законодательства об авторском праве, Закона «О средствах массовой информации», трудового законодательства, а также внутренних документов редакций. К авторским относят материалы журналиста, написанные в разных жанрах, переводы, а также работы, подвергшиеся правке редактора. Произведение автора может быть использовано или опубликовано после согласия автора. Авторское право в России, США, странах Европы и Азии. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 3. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999. 4. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 5. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. С9.Учебный кейс #9: Проблема свободы слова и информационной безопасности в журналистике. – 2 часа Задание:Круглый стол «Проблема свободы слова и информационной безопасности» Вопросы для обсуждения: 1. Правовая база свободы слова и информационной безопасности в Республике Казахстан. 2. Анализ современной ситуации в СМИ относительно свободы слова и информационной безопасности. 3. Случаи нарушения свободы слова и информационной безопасности. 4. Свобода слова и информационная безопасность в России, США, в странах СНГ, Европы и Азии. Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 3. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999. 4. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 5. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. - - СРС 4 Тема: «Особенности авторского права журналистов в международной практике» - 10 часов Задание:Подготовьте реферат об особенностях авторского права в одной стран мира (по выбору студента: России, США, стран СНГ, Европы, Азии) Литература: 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010 2. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009. 3. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999. 4. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008. 5. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006. 15 нед.

Обязательная и дополнительная литература

Обязательная литература:

1. Аграновский А. Уроки мастерства. - М., 1991

2. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. — СПб., 2004.

3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. — СПб., 2004.

4. Козыбаев С.К., Нода Л.П., Рыжков А.В. Журналистика Казахстана. Энциклопедия. – А., 2006.

5. Коханова Л.А. Основы теории журналистики. — М., 2009.

6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2010

7. Лукина М.М. Технология интервью. — М., 2008.

8. Нургожина Ш.И. Введение в журналистику. – А., 1999.

9. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003

10. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред. — сост.: С.Г. Корконосенко. — СПб., 2000.

11. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. — М., 2009.

12. Тертычный А.А Жанры периодической печати. — М. 2000.

13. Козыбаев С.К., Шевякова Т.В., Сабитова Ш.А., Юнусова С.Ф. Публицисты Республики Казахстан. - Алматы, 2010

Дополнительная литература:

1. Аграновский В.А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. — М., 1999.

2. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 1999.

3. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М., 2004.

4. Егоров, В.В. На пути к информационному обществу. — М., 2006.

5. Ермилов, А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. — М., 2010.

6. Журналист: Социологические и социально-психологические исследования. Под ред. Л.Г. Свитич, А.А. Ширяевой – М., 1994.

7. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001.

8. Козыбаев С.К.Аудитория – весь Казахстан. – А., 1984.

9. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб., 2005.

10. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2004.

11. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990.

12. Практическая журналистика в Казахстане: Практическое руководство. Международный центр журналистики «MediaNet». Под ред. А. Джалилова. – Алматы, 2008.

13. Проблематика СМИ: информационная повестка дня / Лазутина, Г.В. — М.. 2010.

14. Пронина, Е.Е. Психология журналистского творчества. — М., 2006.

15. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — СПб., 1999

  1. ОЦЕНКА КУРСА

Мониторинг образовательных достижений студента включает в себя текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий контроль предусматривает выполнение всех заданий на семинарских, студийных занятиях, СРСП и СРС, а также творческих индивидуальных и курсовых проектов.

Промежуточный контроль состоит из двух рубежных контролей, которые проводятся соответственно в 7-ю и 14-ю недели семестра. Студенты, которые освоили менее 50% дисциплины, к итоговому контролю (экзамену) не допускаются и направляются на повторное обучение и проверку.

Итоговая оценка состоит из оценок текущего контроля, двух рубежных контролей и экзамена. Первый рубежный контроль – 30%, второй рубежный контроль – 30%, экзамен – 40%.

Рубежные контроли после модулей (Р1, Р2) включают в себя задания трех типов:

1 – теоретический вопрос;

2 – профессионально-ориентированная задача;

3 – индивидуальное творческое задание или защита курсового проекта

Оценка для P1, P2, состоит из:

Вид деятельности Р1 Р2
Текущий контроль (ТК)
Самостоятельная работа студента (СРС)
Модульный контроль (Р1,Р2)
Итоговый балл 30% 30%

Окончательная оценка освоения дисциплины определена как сумма успеваемости по итогам двух модульных рубежных контролей (60 %) и экзамена - 40 %, всего максимально 100 %.

Окончательная оценка выводится по следующей формуле:

(P1 + P2)
CI = [---------------] x 0.6 x 0.4 + E
2
где:
P1 – цифровой эквивалент оценки первого рубежного контроля;

P2 - цифровой эквивалент оценки второго рубежного контроля;
E – цифровой эквивалент достижений студента на экзамене.

Оценка работы студента осуществляется по следующей системе:

% содержание оценка
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент (баллы( Оценка по традиционной системе
95-100 А 4,0 Отлично
90-94 А – 3,67
85-89 В + 3,33 Хорошо
80-84 В 3,0
75-79 В – 2,67
70-74 С + 2,33 Удовлетворительно
65-69 С 2,0
60-64 С – 1,67
55-59 D + 1,33
50-54 D 1,0
0-49 F – Неудовлетворительно

4.ПОЛИТИКА КУРСА, АКАДЕМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКИ:

1. Не опаздывать на занятия.

2. Не разговаривать во время занятия, не читать постороннюю литературу, отключить сотовый телефон, не жевать резинку.

3. Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить медицинскую справку.

4. Выполнять внеаудиторные задания, в случае их невыполнения итоговая оценка снижается.

5. Активно участвовать в учебном процессе.

6. Старательно выполнять домашнее задание.

7. Быть терпимым, открытым, доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.

8. Быть пунктуальным и обязательным.

9. Содействовать коллективной работе, вовлечению в дискуссию более застенчивых студентов.

Наши рекомендации