Текстовая деятельность как способ развития языковой личности
Пояснительная записка
Курс «Методика развития речи» строится на принципах, которые, согласно мнению Е.С. Кубряковой, составляют современную лингвистическую парадигму: антропоцентризм, функционализм в его текстоцентрическом проявлении, экспансионизм и экспланаторность. Своеобразие курса заключается в сочетании традиции и новаторства, которое видится, с одной стороны, в обращении к методическому наследию, а с другой – в знакомстве с современными инновационными технологиями и с творчеством учителей-новаторов.
При этом происходит обращение к деятельностному подходу в обучении, который проецируется как на школьников, так и на студентов. Университетское образование предполагает не только умение критически относиться к имеющимся дидактическим разработкам и грамотно применять их в учебном процессе, но и навыки, позволяющие разрабатывать свои методические материалы с учетом последних достижений лингвистики, учебных задач и особенностей учеников.
Курс "Методика развития речи" имеет четко выраженную профессионально-практическую направленность. Основной формой работы являются лабораторные и практические занятия.
Предмет курса: принципы, методы и формы работы по развитию речи учащихся.
Цель: подготовить студентов к эффективной работе в школе по развитию речи учащихся.
Задачи курса:
1) познакомить студентов с основами теории педагогического общения и методики развития речи учащихся;
2) сформировать практические умения:
а) умения выбирать и выстраивать наиболее эффективную структуру речевого общения на уроке с точки зрения цели и задач урока;
б) умения использовать различные частные методики, направленные на развитие устной и письменной речи;
в) умения анализировать и совершенствовать различные речевые ситуации, создаваемые на уроке.
3) усилить у студентов мотивацию работы в школе.
Методы обучения (словесные и наглядные) соотносятся с целями и задачами курса.
Формы текущего контроля:
· устный опрос на практических занятиях;
· выполнение практических заданий и упражнений;
· подготовка устных сообщений;
· написание методических разработок по сочинению, изложению, диктанту и стилизации.
Форма итогового контроля: зачёт.
Практическое занятие № 1
Русский язык в системе филологического образования.
Речь, речевое взаимодействие, развитие речи.
1. В чем выявляются интегративный подход и в то же время дифференциация учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в построении системы филологического образования в современной школе?
2. Соотношение понятий “речь” и “язык”.
3. Речь и речевое взаимодействие в работах М. М. Бахтина и В. Н. Волошинова.
3.1. Чем определяется каждый момент высказывания?
3.2. Чем предложение отличается от высказывания?
3.3. Какой самый важный критерий завершенности высказывания?
3.4. Что значит научить «научиться говорить»?
3.5. Что особенно влияет на отбор языковых средств говорящим при порождении высказывания?
4. Что значит развитие речи?
Литература
1. Эстетика словесного творчества. / М. М. Бахтин. / М., 1979.
2. Волошинов, В. Н. Философия и социология гуманитарных наук / – СПб., 1995..
3. Горшков, А. И. Русская словесность: от слова к словесности / – М.: Просвещение, 1996.
4. Казарцева, О. М, Культура речевого общении / – М., 1998.
5. Кудина, Г. Н., Невлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 кл. Кн. 1–2. / –М., 1992
6. Купалова, А. Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка // Русский язык в школе. – 1999. – №1.
7. Львова, С. И. Уроки словесности. 5 – 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.
8. Троицкая, Т. С. Проблема развития речи: перспективы решения в рамках инновационных образовательных технологий // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть 1/ – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та.
Из методического наследия
Л. В. Щерба: « Филология как одна из основ общего образования.
1. Сущность филологии сводится к занятию языком как выразительным средством к раскрытию того духовного мира, который скрывается за словом, а практически – к углубленному толкованию текстов.
2. Наша средняя школа дает очень мало в этом направлении, так как на уроках русского языка занимаются по преимуществу либо орфографией, либо историей культуры.
3. Самостоятельное значение русского языка как учебного предмета можно отстаивать лишь при условии признания филологии его основой.
4. Филологизация преподавания русского языка в средней школе требует соответственного расширения университетского преподавания.
5. Успешное преподавание филологии возможно только при одновременном углубленном изучении иностранного языка, а потому изгнание классицизма требует соответственного усиления новых языков, но уже не с одними практическими заданиями».[1] [Первый Всероссiйскiй СъЬэздъ преподавателей русскаго языка средней школы въ Москвэ 27 декабря 1916 г. – 4 января 1917 г. – М., 1917. – С. 18 – 19].
Практическое занятие № 2
Текстовая деятельность как способ развития языковой личности.