Характеристика интонаций и мотивов из произведений Баха | S – символическое значение мотива | Произведения, где встречается мотив | Другие особенности |
1. Интервал «Секунда» 2♫♫♫♫ - задержание, апподжиатуры; (suspirato)-вздохи. | Symbols (S)- вздоха, жалобы, S человеческого страдания и печали. | 3-хголосная инвенция №9 f-moll, 3-хголосн: -c-moll, и др. | восходящие- как просьбы, нисходящие- как жалобы. |
2. Интервал Терции 3: : : : (трихорда) ì ì &( Q ●Ï• ••f | S-«Сына Божьего», «Аgnus Deiy», Юбиляция. ликование, колокольный перезвон в мажоре. | повсеместно | входит в состав других мотивов. |
3. Интервал Кварты – 4 символ креста Ì (чистая) Тетрахорд-ì- постижения веры Господа, хорал: «Теперь возблагодарите все Господа» | S-истовой веры, «верую»(Credo), S-креста животворящего Первое причастие, S –вхождения во Храм | Встречается во всех произведениях. 2-голосн.Инвенция C-dur тема. | особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато. |
4. Интонации Тритонов – уменьш квинт.ув. кварт | S-предательства, распятия, страдания Спасителя на кресте «cruces fixues», passus dirisculas – принятые Крестные муки | Часто встречается на кульминациях в драматическом напряжении | особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато. |
5. Интонация Квинты 5 (ì или î) | S- Святого Духа, Утешителя. посланного от Бога-Отца | повсеместно 2-хголосная Инвенция C-Dur | Слушать, выделять |
6. Интервал Сексты 6 м. | S- жертвенной любви Иисуса к людям S- его жертвенной любви к человечеству. Глория, восхищение. | 3-гол. Инвенция c-moll | входит в мотив «жертвы», играть Dolente; (печально), легато. Входит в состав др. мотивов |
7. Интонация Септимы 7, ì î | S-нарушения заповедей, 7 смертных грехов, протест против неверия. | 2-гол.Инвенц. d-moll, Маленькая прелюдия d-moll | используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато. |
8. Интервал Октава 8вверх или вниз: Q Q H Q Q Q H | Sanctus –«Святой боже»,олицетворяет число «8»- S –святости, цельности; бессмертия, величавая поступь | 2-голос.инвенция C-dur, F-dur; 3-голосная a-moll, f-moll, F-dur, чаще в левой руке. | вверх-с оттенком юбиляции, вниз- с оттенком страдания. |
9. Интервал Нона 9 | S- нарушения 10-ти заповедей, греха, сожаления. | 2-голос. инвенции d-moll, f-moll, 3-голосн. c-moll | используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато. |
10.Мотив – «мордент» M m (из 3-4-х звуков), или мотив-группетто: T | S-исполненного пророчества, «исполнения воли Господа» («да сбудется», «Amen») | 2-гол. Инвенция E-dur №6, 2-гол.h-moll № 15, ES-dur 2-гол. встречается повсеместно | S-«высшей» власти, мудрости, часто встречается в Кадансах. |
10. Гаммаобразные мотивы вверх (“catabasis”)- ì | S-«Воскресения», Богоявления, воскрешения Иисуса; (ангелы Света) | 3-гол. Инвенция c-moll (№2), E-dur(№6) | Исполнять полётно, легато, леджиеро |
11. . Гаммаобразные мотивы вниз (“anabasis”)- знаки печали, положения во гроб « « « î | S-«нисхождения» к смерти (ангелы Смерти) | 2-голосная Инвенция f-moll, c-moll, 3-х голосн: G-dur№10 | Исполнять полётно, легато, леджиеро |
12. Хроматические последования, и «секунда +секста +секунда» 2 +4 +2 нисходящие последования хроматические | S-страдания, несение , S-искупления на Кресте. (закрытая кварта) S- несения Креста, движения к Смерти. (“anabasis”, “a profoundis”) | входит в состав многих произведений | входит в состав многих тем легато, легато-маркато. |
13 Тоническое Трезвучие в виде арпеджио, ломанного арп. в миноре ------------- | S- Троицы, Воскресения, Юбиляции, Ликования («Душа веселися, наш праздник настал»-хорал). S-пеленания, оплакивания | Инвенция G-dur 2-хгол, F-dur (6-крылый Серафим) 3-хгол.Инвенция g-moll | декламационное легато, маркато. |
14. Разложенный Квартсекстаккорд - 4+3 = символ Христовой веры: † (кварта) + терция (Иисус). | S- жертвы, сожаления о грехе (предательстве), символоплакивания. | 2-хгол. Инвенция a-moll, 3-хгол. c-moll | легато, легато- артиколато, портаменто. |
15. Ломанные интервалы 2,3,4,5,6,7,8 - в Мажоре---- миноре----------------------------- | S-Воскресения, Искупления, сошествия Духа Святого, (колокольности). S-неверия, сомнения в вере, или «раскачивающийся матрос»-пошатнувшаяся вера. | ХТК 2т. Прелюдия- C-dur Маленькая прелюдия c-moll из 2-й тетради, использ. повсеместно | легато- портато (сочное) легато легато-маркато |
16. Тетрахорды нисходящие, (по секвенциям) | S- пеленания, оплакивания, положения во Гроб. | Повсеместно Инвенц.C-dur 2-голосная – интермедия первая. | легато |