Продолжительность – 4 часа.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кемеровский государственный университет
Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области
Кузбасский региональный институт повышения
Квалификации и переподготовки работников образования
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
«РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ
ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Г. Кемерово
Октября – 6 ноября 2016 г.
Мероприятие проводится в рамках ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы
Объявляется набор слушателей Международной лингвистической школы «Русский язык в современном поликультурном пространстве» с целью повышения квалификации работников науки и образования с итоговой аттестацией и получением государственного документа (свидетельства) о повышении квалификации.
Проведение Международной лингвистической школы «Русский язык в современном поликультурном пространстве» открывает дальнейшие перспективы продвижения и пропаганды значимости русского языка и русской литературы на региональном уровне, прежде всего в регионах Сибирского федерального округа. Для пропаганды хорошего владения современным русским языком необходимы встречи известных ученых с административными и социальными работниками, преподавателями вузов, учителями и учащимися школ, лицеев, гимназий, колледжей Сибири.
Цель данного мероприятия – объединить усилия филологов – лингвистов и литературоведов – для обсуждения и решения насущных проблем современного состояния русского языка, его общественных функций, практики профессионального и повседневного использования, а также преподавания языка и литературы на разных уровнях отечественной системы образования.
Реализация поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1) многоаспектное освещение ключевых для проблем функционирования языка в современном российском обществе;
2) рассмотрение разнообразных форм функционирования языкового сознания, в том числе языкового сознания билингвов, одним из языков которых является русский;
3) осмысление языковых и культурно-речевых особенностей современного российского дискурса (политического, научного, педагогического, рекламного, обыденного);
4) внедрение современных когнитивных и коммуникативных методик в преподавание русского языка в вузе и школе;
5) обсуждение существующих проблем преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного, а также путей решения данных проблем.
Перечень лекторов, темы лекций, круглых столов и коммуникативных тренингов изложены в Приложениях 2, 3, 4.
Международная лингвистическая школа завершается проведением международной научно-практической конференции «Проблемы современной лингвистики и методики преподавания языковых и литературоведческих курсов», материалы которой будут опубликованы в электронном сборнике научных статей. Обнародование результатов Школы предполагается в СМИ (на радио, телевидении, в сетевых изданиях), на сайте КемГУ.
Заявки на участие в работе школы принимаются по электронной почте: [email protected] (к.ф.н., доц. Эльвира Степановна Денисова). Cрок подачи заявки - до 15 октября 2016 года включительно (более поздние сроки оговариваются индивидуально).
Для подачи заявки предварительно необходимо зарегистрироваться на портале «Образование на русском» (https://pushkininstitute.ru), а также записаться на открытый онлайн-курс «Эффективная коммуникация и практика речевого воздействия» (https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/83), включённый в программу Школы. К письму с заявкой необходимо обязательно приложить скриншот со страницы, подтверждающий вашу регистрацию на портале и запись на онлайн-курс.
Научные статьи высылаются по электронной почте на адрес: [email protected]. Образец оформления см. в отдельном файле-приложении.
Статьи принимаются до 20 декабря 2016 года. В ходе работы Школы слушатель сможет доработать предоставленные статьи и защитить их в качестве индивидуального курсового проекта. Защита курсовых проектов состоится 6 ноября в формате Международной научно-практической конференции.
Иногородним слушателям будет предложено заселиться в благоустроенные общежития. Оплата проживания 100 иногородних участников, первыми подавших заявку, осуществляется за счёт принимающей стороны.
День заезда участников школы – 26 октября 2016 года, дни выезда – 6-7 ноября 2016 года.
Российская Федерация
По окончании работы Школы
слушатель получает государственный документ (свидетельство)
О повышении квалификации
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Людмила Алексеевна Араева (председатель оргкомитета Школы), доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики и риторики Кемеровского государственного университета.
E-mail: [email protected],[email protected], тел.: (384-2) 58-29-17, моб. +79039936572
Лидия Густовна Ким, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка Кемеровского государственного уни-верситета, директор Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета.
E-mail: [email protected], моб. +79234307782
Эльвира Степановна Денисова(координатор Школы), кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики Кемеровского государственного университета.
E-mail: [email protected], моб. +79236112910
Мария Николаевна Образцова, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики Кемеровского государственного университета, г. Кемерово.
E-mail: [email protected], моб. +79059656676
Станислав Владимирович Оленев (координатор Школы), кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики Кемеровского государственного университета, г. Кемерово.
E-mail: [email protected], моб. +79049979333
Ирина Алексеевна Крым(координатор направления по связи с учителями школ Кузбасса), кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики Кемеровского государственного университета.
E-mail: [email protected], моб. +79059623015
Фатима Эйвазовна Абдуллаева(ответственный за расселение и проживание участников конференции), ассистент кафедры стилистики и риторики Кемеровского государственного университета
E-mail: [email protected], моб. +79609629797
Людмила Алексеевна Араева.
Приложение 1
ЗАЯВКА
слушателя Международной лингвистической школы «Русский язык в современном поликультурном пространстве» (г. Кемерово)
1. | Фамилия, имя, отчество | |
2. | Ученая степень, звание | |
3. | Должность, место работы, город | |
4. | Почтовый адрес | |
5. | ||
6. | Телефоны | |
7. | Факс | |
8. | Тема курсового проекта (статьи для сборника) |
Приложение 2
Лекторы и темы лекций*
Людмила Алексеевна АРАЕВА– доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой стилистики и риторики Кемеровского государственного университета, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник высшей школы РФ, г. Кемерово.
1. Словообразование в языках мира.
Эльмира Маратовна АФАНАСЬЕВА –доктор филологических наук, доцент, начальник Управления инновационной деятельности и непрерывного образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва.
2. Использование ресурсов портала "Образование на русском" в преподавании гуманитарных дисциплин.
3. Инновационные гуманитарные проекты в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык".
4. Массовые открытые онлайн-курсы и формат отрытого образования.
Наталья Петровна ВИДМАРОВИЧ – доктор филологических наук, профессор Загребского университета, г. Загреб (Хорватия).
5. Племя – народ – люди – язык в контексте национального, кафолического и глобального.
6. Свет и тьма в средневековой агиографии.
7. О личности средневекового агиографа.
Николай Данилович ГОЛЕВ – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Кемеровского государственного университета, академик Международной академии наук высшей школы, г. Кемерово.
8. Современная российская лексикография и отражение наивной картины мира.
Маханбет ДЖУСУПОВ – доктор филологических наук, профессор, заслуженный профессор, почетный заведующий кафедрой русского языка Узбекского государственного университета мировых языков, г. Ташкент (Узбекистан).
9. Статусы языка: официальные и образовательные.
10. Взаимопроницаемость образовательных статусов русского языка в России, в СНГ и в странах дальнего зарубежья.
11. Современный русский литературный язык в инофонной (тюркоязычной) среде: инвариант и вариации.
12. Принципы определения русского языка как неродного и как иностранного: административно-географический и социолингвистический.
Ирина Владимировна ЕВСЕЕВА – доктор филологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой русского языка, литературы и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
13. Трудности морфемного и словообразовательного анализа. Функциональные типы аффиксальных морфем. Материально невыраженные морфемы. Прерывистые аффиксальные комплексы. Асемантические элементы морфемной структуры слов
14. Производная русская соматическая лексика в когнитивном аспекте. Принципы создания электронной базы данных.
Владимир Иванович ЗАИКА –доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка Новгородского государственного университета, г. Великий Новгород.
15. Образ и изображение. Словесный образ как способ создания референта. Типология изображения. Особенности изображения реалий, повествователя языка.
16. Событие в художественной речи. События истории и события повествования. Фабула и сюжет как последовательности событий.
17. Трансгрессия как свойство текста, воплощающего творимый фиктивный и самоценный художественный мир. Проблема границ в повествовании.
Григорий Ефимович КРЕЙДЛИН – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.
18. Семиотическая концептуализация тела и телесности: идеи, проблемы, люди.
19. Волосы как объект семиотической концептуализации и телесности.
20. Что такое проблема мультимодальности?
21. Слухи, сплетни и молва – концепты и слова.
Валерий Михайлович МОКИЕНКО –доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского университета, г. Санкт-Петербург.
22. Библеизмы в европейской фразеологии и паремиологии.
23. Русский человек в современной рекламе.
24. Образ России в русской поэзии.
Михаил Андреевич ОСАДЧИЙ – доктор филологических наук, профессор, проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва.
25. Сетевое сотрудничество в области продвижения русского языка.
Мамед Джакыпович ТАГАЕВ – доктор филологических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета, г. Бишкек (Кыргызстан).
26. Межъязыковые аспекты деривационно-мотивационных процессов в языке.
27. Языковые конфликты в поликультурном пространстве (на материале языковой ситуации в Кыргызстане).
28. Национально-культурная специфика и лингводидактические аспекты деривационно-мотивационных процессов в языке.
29. Пропозиционально-фреймовые истоки формирования фразеологической семантики мотивированного слова.
30. Трехмерный образ мира через призму соматического кода культуры киргизского и русского языков.
Елена Борисовна ТРОФИМОВА –доктор филологических наук, профессор кафедры восточных языков и методики преподавания иностранных языков, Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина, г. Бийск.
31. Иноязычная фразеология как «ворота» в мир иной ментальности.
32. Молодежный сленг в пространстве русского языка.
Ольга Викторовна ФЕЛЬДЕ – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
33. Русский язык в современном мире (несколько лет назад эта моя лекция была признана Краевым фондом науки лучшей в Красноярском крае в области гуманитарных наук). Осталось только обновить примеры и цифры.
34. Фундаментальные проблемы лингвистики в школьном курсе русского языка.
Приложение 3
Темы круглых столов*
1. «Особенности преподавания русского языка коренным малочисленным народам России». Ведущие – д.ф.н., профессор Людмила Алексеевна Араева, к.ф.н., доцент Мария Николаевна Образцова.
2. «Официальные и образовательные статусы русского языка в современном мире». Ведущий – д.ф.н., профессор Маханбет Джусупов.
3. «Цифровая педагогика: традиции и инновации в преподавании филологических дисциплин». Ведущий – д. ф. н., доцент Эльмира Маратовна Афанасьева.
4. «Региональные нормы современного русского ударения». Ведущий – д.ф.н., профессор Елена Борисовна Трофимова.
5. «Когнитивная функция словообразования». Ведущий – д.ф.н., профессор Николай Данилович Голев.
6. «Современный жаргон: враг или друг русского языка?» Ведущий – д.ф.н., профессор Валерий Михайлович Мокиенко.
7. «Риторика ответа на задание части 2 ЕГЭ по русскому языку». Ведущий – д.ф.н., профессор Владимир Иванович Заика.
8. «Проблемы интерпретационной лингвистики». Ведущий – д.ф.н., профессор Лидия Густовна Ким.
9. «Языковые контакты: современные реалии, процессы и вызовы». Ведущий – д.ф.н., доцент Кирилл Александрович Шишигин.
10. «Представляет ли естественная письменная речь единый и целостный феномен?». Ведущий – д.ф.н., профессор Наталья Борисовна Лебедева.
11. «Русский язык и образование на русском в России и за рубежом». Ведущий – д.ф.н., профессор Михаил Андреевич Осадчий.
12. «Звуковой строй языка: фонетика и фонология». Ведущий – д.ф.н., профессор Маханбет Джусупов.
13. «Традиция и духовность в изучении русской словесности». Ведущий – д.ф.н., профессор Наталья Петровна Видмарович.
14. «Прикладные аспекты невербальной семиотики». Ведущий – д. ф. н., профессор Григорий Ефимович Крейдлин.
15. «Преподавание морфемики и словообразования в средней школе: особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта». Ведущий – д.ф.н., доцент Ирина Владимировна Евсеева.
16. «Прикладное значение словообразования».Ведущие: д.ф.н, профессор Л. А. Араева; д.ф.н., профессор И. В. Евсеева; д.ф.н., профессор М. Дж. Тагаев; к.ф.н., доцент М. Н. Образцова.
17. «Экспериментальная психолингвистика: возможности применения метода». Ведущий – д.ф.н., профессор Зоя Ивановна Резанова.
18. «Функционал англицизмов в русскоязычном рекламном дискурсе. Языковая политика и языковая ситуация в России». Ведущие: д.ф.н., профессор Вероника Александровна Каменева; к.ф.н. Ольга Николаевна Горбачева
19. «Лингвоперсонологические аспекты лингводидактики».Ведущий – д.ф.н., доцент Наталья Владимировна Мельник.
Приложение 4
Информация о коммуникативном тренинге*
В рамках школы будут проходить тренинги и деловые игры по интерактивным методам развития коммуникативных компетенций и по эффективной речевой коммуникации.
ООО «Лаборатория эффективной речевой коммуникации» предлагает участникам Школы уникальную возможность – участие в коммуникативной игре «Переговорные поединки».
Что такое переговорные поединки? Это соревнование нескольких команд в умении разрешать сложные переговорные ситуации в соответствии с кейсами, предложенными организаторами. Кроме того, это возможность каждого дать для проигрывания собственную историю переговоров и, участвуя в мероприятии, увидеть свои «сильные» и «слабые» стороны.
Игру проводят:
к.ф.н., доц. С.В.Оленев, к.ф.н., к.ф.н., доц. Ю.С. Паули.
Продолжительность – 4 часа.