Тема №2. Основы риторики. Культура ораторской речи
1. Понятие об ораторском искусстве.
2. Законы риторики. Классификации красноречия.
3. Подготовка речи.
4. Композиция речи.
На этой лекции мы поговорим о науке риторике: познакомимся с её определением, кратко наметим основные этапы развития. Остановимся на особенностях красноречия как искусства слова (основные законы, формы и виды речей). Особое внимание в нашей лекции мы уделим подготовке ораторского выступления: рассмотрим поэтапно, как готовится к произнесению речи, какие факты нужно учитывать, чтобы удачно выступить с убеждающей речью.
1. Понятие об ораторском искусстве.
· Определение и предмет риторики.
· Краткие сведения из истории становления риторики как науки.
· Связь риторики с другими науками.
Современная речевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоёв населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая речь) и жанров (лекция, доклад, выступление на митинге, в публичной дискуссии и т.д.). Правила такого публичного речевого общение – давний предмет изучения различных дисциплин и, в первую очередь, риторики.
Риторика – ораторское искусство – наука о красноречии появилась ещё в древности – в Античные времена.
(Слайд 2) Сегодня риторику определяют с нескольких сторон: 1) это наука о красноречии, об ораторском искусстве, в основу которого положены правила и закономерности публичной речи с целью произвести наибольший эффект воздействия на аудиторию; (клик 1)
2) это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение словом; (клик 2)
3) учебная дисциплина, излагающая основы ораторского мастерства. (клик 3)
Предмет риторики – правила построения и публичного произнесения речи с целью убеждение аудитории в правоте оратора.
Такой взгляд на риторику принят ещё со времён Античности Древней Греции и Рима. (Слайд 3) Именно в тот период оформились и получили обоснование 2 подхода к пониманию назначения риторики: (клик 1) 1) содержательная риторика, или риторика как наука. Основная задача этого направления – убедить аудиторию, воздействовать посредством логично и чётко организованной речи (Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон). (клик 2) 2) риторика как искусство украшения речи. Основная задача – поразить аудиторию красотой, сложностью и многообразием различных словесных фигур (Квинтилиан).
История становления риторики является частью истории культуры человечества. Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяет повысить риторическую культуру, помогает подготовиться к практической деятельности. (Слайд 4)
1. В истории красноречия выделяют прежде сего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до нашей эры, сложилась в систему в 3-2 вв. до нашей эры, а затем распространилась в Риме в 1 веке до нашей эры. Родоначальниками риторики были классические софисты 5 века до нашей эры, высоко ценившие слово и силу его убеждения. Теорию риторики активно разрабатывали такие философы-софисты, как: Протагор и Горгий (клик 1- бюст Протагора).
2. Учение о риторике продолжал развивать известный античный учёный и философ – Сократ (клик 2 – бюст Сократа). На первое место он ставил логическое убеждение, умение вести диалог с целью выявления истины.
3. Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и учёный Аристотель (клик 3 – бюст Аристотеля). Он заложил основы риторики как науки, тесно связал её с логикой и диалектикой. Ему принадлежит первый учебник «Риторика», в котором рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.
4. В Древнем Риме самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был знаменитый Цицерон (1 век до нашей эры) (клик 4 – бюст Цицерона). Значительное место в его риторической теории занимало учение об идеальном ораторе. С точки зрения Цицерона, перед оратором ставились три задачи: 1) продемонстрировать истинность приводимых фактов, 2) доставить слушателям эстетическое удовольствие, 3) побудить публику к активной деятельности.
5. Риторика оставалась популярной наукой и в Средние века и в период Возрождения. Главная особенность средневековой риторики – её религиозная направленность. Основным видом выступления того времени было духовное красноречие (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный) (клик 5 – изображения Иона Златоуста и Августина Блаженного).
6. Вместе с началом Возрождения в риторическом искусстве активизируются такие виды красноречия как университетское красноречия, судебное и политическое. Начинают развиваться торговое, военное красноречия.
(Слайд 5) Своя история развития риторики присутствовала и в России, которая всегда имела богатые риторические традиции. Еще в период Древней Руси ораторская практика была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.
Вот как характеризует состояние риторики в Древней Руси проф. В.Я. Якимов в своем труде «О красноречии в России до Ломоносова» (1838): (клик 1 – икона св. Владимира)
Владимир заводит училища, сооружает храмы: вот и места, где дар говорить хорошо, ясно и убедительно уже мог оказать благотворное действие. Преемник его заботился о возможном умножении и распределении книг духовных: вот и образцы, из которых можно было получать понятие об искусстве; он рассылал по городам священников для наставления народа: вот и прекрасное поприще для первых покушений ораторства… (с.92).
(клик 2) Золотым веком древнерусского красноречия считается 12 век. В это время появляются знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «слово и полку Игореве».
(клик 3) В 17 веке на Руси написаны первые учебники о риторике – «Сказание о семи мудростях» и «Риторика». В них изложено риторическое учение в целом; даётся определение ритору, риторике; описываются обязанности ритора; подробно рассматриваются замысел и подготовка речи; характеризуются роды речи: учебное, совещательное, хвалебное и судебное красноречия.
В 18 веке в России издан уже целый ряд учебников риторики. (Клик 4) Дальнейшее становление теории красноречия здесь связано с имением М.В. Ломоносова, которого недаром назвали «отцом русского красноречия». Его «Риторика» (1748) представляет собой фундаментальный научный труд: история риторики, анализ мастерства лучших античных ораторов, изложение системы правил и требований для выступающих перед аудиторией; классификация стилей, описание особенностей национального языка…
(Клик 4) Всё это приводит к тому, что в конце 18 – начале 19 веков складывается риторическая школа Российской Академии, а затем университетская школа красноречия.
Сегодня ораторское искусство имеет сложный синтетический характер, (Слайд 6) который выражается в тесной взаимосвязи с другими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, языкознанием, этикой и эстетикой. Кроме того, большая часть научных выводов и достижений почти всегда излагается сначала в устной форме: в виде докладов, публичных речах на конференциях и лекциях. Так что, с одной стороны, риторика тесно связана с науками, а с другой стороны, пропагандирует и популяризирует их достижения.
2. Законы риторики. Классификации красноречия.
· Законы риторики.
· Виды красноречия в зависимости от сферы применения.
· Формы и виды по целевой установке речи.
Не всякую речь можно считать ораторским выступлением, не всегда даже сделанное с сознательной установкой выступление можно назвать полноценным. Для того чтобы речь состоялась и поставленные оратором задачи были решены необходимо соблюдения перечня законов риторики (Слайд 7):
1) (клик 1) Концептуальный закон подразумевает систематизацию материала; представление в речи всестороннего анализа темы / вопроса; чёткую и доступную формулировку идей, которые говорящий хочет донести до слушателей.
2) (клик 2) Закон эффективной коммуникации включает умения устанавливать, закреплять и сохранять контакт с аудиторией на протяжении всей речи.
3) (клик 3) Речевой закон заключается в умении владеть речевыми средствами, то есть умение находить для выражения своих мыслей яркую, уместную и доступную словесную форму.
4) (клик 4) Закон общения состоит из нескольких качеств:
· диалогизация речи – общение с публикой: обращение к ней, реагирование на её поведение;
· актуальность речи – близость содержания речи интересам и жизни слушателей;
· конкретность речи;
· эмоциональность речи;
5) (клик 5) Системно-аналитический закон заключается в умении оценивать собственное впечатление от выступления, с последующим его анализом и сопоставлением с речевой деятельностью других ораторов.
(Слайд 8)
(клик 1) Речь может реализоваться в разных формах: монолог (описание, повествование, рассуждение), диалог, полилог.
В зависимости от той цели, которую поставил перед собой выступающий, ораторская речь может приобретать разные виды(по целевой установке) (клик 2):
1) информативная речь (основная цель – сообщение, знакомство аудитории с определенными фактами); (клик 3)
2) убеждающая речь (основная цель – воздействовать на аудиторию, убедить её в правильности своей позиции); (клик 4)
3) аргументирующая речь (основная цель – доказать свою точку зрения); (клик 5)
4) эмоционально-оценочная речь (основная цель – выразить свою положительную или отрицательную оценку); (клик 6)
5) побуждающая речь (основная цель – через произнесение речи побудить публику к какому-либо действию).
3. Подготовка речи.
· Вопрос: ораторами рождаются или становятся?
· Этапы подготовки к выступлению.
· Как произнести речь: зачитывая или наизусть?
Когда перед человеком встает задача публичного выступления с убеждающей направленностью, он задумывается: каждый ли может стать хорошим оратором? По этому вопросу мнения расходятся. Одни считают, что риторический талант – это природный дар. Другие – что качества хорошего оратора могут быть приобретены путём тренировки и самосовершенствования. Этот спор ведётся на протяжении всей истории ораторского искусства. Некоторый компромисс предложил Анатолий Федорович Кони (1844-1927) – российский юрист и общественный деятель, почетный академик Петербургской АН (1900). По его мнению, следует различать красноречие и умение говорить публично. Если красноречие – это дар, данный человеку от природы, то умение выступать публично приобретается в результате практики и образования (показателен пример Демосфена, чей ораторский успех был добыт постоянным, упорным и целеустремлённым трудом).
Таким образом, даже не обладая природным даром слова, каждый человек может с успехом произносить публичные речи. И здесь многое зависит от подготовки.
Итак, как подготовится к публичному выступлению? (Слайд 9)
1). (клик 1) Подготовка начинается с выбора темы речи. Она должна быть актуальной для аудитории, учитывать её интересы и возраст. Выбрав тему, нужно подумать о её формулировке. Название должно быть ясным, чётким и обязательно кратким. Оно должно отражать содержание выступление и привлекать внимание слушателей (например, в названии может быть заложен призыв или вопрос).
2) (клик 2) Необходимо определить цель вступления. Говорящий должен хорошо представлять, для чего и с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он ожидает.
3). (клик 3) Третий этап в подготовке – это поиски и отбор материала. Круг источников, на которые можно опереться, составляя речи, очень широк: официальные документы, научная и научно-популярная литература, энциклопедии и словари, художественная литература, статьи из газет и журналов, собственный опыт и знания.
4) (клик 4) Использование сведений источников всегда должно быть обосновано, поэтому оратору необходимо изучение отобранных сведений с их последующей обработкой. Нужно выбрать только самое важное, раскрывающее тему выступления. Кроме того, эти материалы должны быть адаптированы для лучшего восприятия на слух.
5) Ещё один важный вопрос, возникающий при подготовке публичного выступления, – обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. (клик 5) При изучении этого вопроса мы увидим разные точки зрения. В современной риторической ситуации принята точка зрения, что выступление должно иметь письменную подготовку. Не стоит рассчитывать на удачу экспромта. Написанная речь всегда легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Запись речи дисциплинирует оратора, даёт возможность выстроить речь логически и композиционно, поработать над её языком. Кроме того, наличие записи придаёт уверенность. Если речь произносится не в первый раз или её тема хорошо знакома оратору можно воспользоваться такой формой фиксации текста как выписки. Писать следует на отдельных листах (а не в тетради) и одной стороне листа.
6) И, конечно, важный заключительный этап – репетиция (клик 6). Прочитать текст речи по рукописи – очень просто. Но практика показывает, что слушатели воспринимают чтение с листа хуже, чем живое воспроизведение написанного, так как при чтении оратор теряет контакт с аудиторией. Зная это, некоторые ораторы заучивают текст (ситуация выступления на митинге, на торжественных мероприятиях, с приветствиями, где наличие листка с речью выглядит неуместно, а опасность оговориться может очень навредить). Лучше всего – хорошо знать содержание текста, но не стремится к его дословному воспроизведению. Говорить свободно и не торопиться. Вот что сказал об этом известный учёный, мастер публичной речи Ираклий Андроников:
Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл вступающего будет обращён не вперёд – к аудитории, а назад – к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь – похожей на диктовку…
По этой причине опытные ораторы всегда предпочитают выступление с опорой на текст. Что это значит?
· написанный текст речи следует хорошо осмыслить: проанализировать проблему, о которой пойдёт речь;
· выделить основные смысловые части и продумать связи между ними;
· несколько раз прочитать текст и произнести его вслух, восстановив в памяти план и содержание.
Можно поработать и с письменной формой текста: подчеркнуть в нём главные предложения, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии или названия источников, пометить цитаты и примеры.
Выступление с опорой на текст всегда создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору уверенно общаться с публикой.
Таким образом, успех выступления во многом определяется подготовкой к нему.
4. Композиция речи.
· Понятие о композиции речи.
· Этапы работы над речью: составление плана и композиционных частей.
· Композиционные части речи.
· Методы изложения материала.
(Слайд 10)
Для успешного публичного выступления недостаточно изучить информацию по выбранной теме, написать текст и прорепетировать. Нужно подумать, как расположить собранный материал, как выстроить текст речи, то есть продумать композицию выступления.
(клик 1) Под композицией речи в теории ораторского искусства понимается построение выступления, соотношения его отдельных частей и отношение каждой часть ко всему выступлению как к единому целому.
Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда и сводится к нулю.
Этапы работы над композицией речи:
1) (клик 2) приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План – это взаимное расположение частей, краткая программа изложения.
В зависимости от этапа подготовки речи составляют разные планы: после выбора темы составляют предварительный план (отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме). После сбора информации, обдумывания темы составляется рабочий план (в нём выделяются вопросы выбранной темы, определяется последовательность их постановки). На основе рабочего плана составляется основной план (называет вопросы, которые будут освещаться во вступлении). Формулировки пунктов основного плана должны отличаться предельной четкостью и ясностью.
2) после написания плана начинается работа над построением отдельных частей речи. Ещё со времен Античности наиболее распространена трехчастная структура выступления, которая включает: вступление, главную часть и заключение.
(клик 3,4,5) Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, возможно и краткое изложение истории вопроса. Основные задачи вступления: 1) подчеркнуть актуальность темы, 2) указать её значение для данной аудитории, 3) обосновать цель выступления
(клик 6) Варианты реализации
• (клик 7) обращение к аудитории;
• (клик 8) ссылка на речь предыдущего оратора;
• (клик 9) риторический вопрос;
• (клик 10) занимательная фраза или юмор;
• (клик 11) цитата;
• (клик 12) парадоксальное утверждение (пример вступления)
Слайд 11) – клик 1
Главная / основная часть представляет собой развитие темы. (клик 2) Цель: изложить основной материал. (клик 3) Задачи: 1) последовательно разъяснить выдвинутые положения, 2) доказать их правильность.
В этой части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
Обычно речь развертывается по схеме (клик 4):
· тезис – положение, которое нужно доказать в ходе выступления с помощью аргументов; (клик 5)
· аргумент – демонстрация способов доказательства с помощью логических и выразительных средств языка.
Важно расположить каждый тезис и аргументы к нему таким образом, чтобы они работали на главную идею речи. Здесь главная задача оратора – умело расположить все компоненты своего доказательства, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на слушателей.
(очень кратко или не надо) Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала. Классификации методов ораторского выступления сформировалась на основе многовековой практики и определяет структуру выступления.
1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Например, оратор может начать рассказа о частном случае / случаях, а затем перейдет к обобщению и выводам. Этот метод часто используют в агитационных выступлениях.
2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. В начале своей речи оратор выдвигает некоторые положения / утверждения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
3. Метод аналогии – сопоставление явлений, событий, фактов с целью выявить между ними сходство. Обычно оратор использует этот метод, чтобы провести параллель с тем, что хорошо знакомо слушателям.
4. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Например, рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше не возвращается к ней, а переходит к следующей.
Использование различных методов изложения материала в одном выступлении позволяет сделать его структуру более оригинальной и нестандартной. Каким бы методом ни воспользовался оратор в своём выступлении, его речь должна быть доказательной, а суждения и положения убедительными. (клик 6)
Варианты реализации:
• (клик 7) фразеологизмы, половицы, поговорки;
• (клик 8)образно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения и т.д.);
• (клик 9)стилистические фигуры речи (антитеза, повтор, вопросно-ответный ход и т.д.);
• (клик 10)цитата.
(Слайд 12): пример речи академика Ивана Ивановича Артоболевского
|
(слайд 13) клик 1 Заключение – едва ли не самая важная часть выступления, так как психологи доказали, что слушатели лучше усваивают и запоминают то, что даётся в начале и в конце сообщения. (клик 2) Основная цель – подведение итогов. (клик 3) Задачи: 1) сформулировать выводы; 2) указать перспективы дальнейшего развития темы.
(клик 4) Варианты реализации:
• призыв;
• афоризм;
• интригующая концовка;
• цитата.
Таким образом, на сегодняшней лекции мы рассмотрели …