Тема 3. Культура речи как основа педагогической риторики

Определение. «Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». В современной культуре речи выделяются три основных аспекта – нормативный, коммуникативный и этический (Е.Н.Ширяев). Узкое (нормативный аспект) и широкое (коммуникативный и этический аспекты) понимание культуры речи.

Узкое (нормативный аспект) понимание культуры речи. Понятие о норме. Кодификация норм. Понятие литературного языка. Основные типы норм русского литературного языка. Характеристика норм русского языка. Акцентологические, морфологические и синтаксические нормы. Правильность речи и литературная норма. Понятие «норма языковая». Вариантность и норма. Типы вариантов по отношению к норме (равноправные / неравноправные). Кодификация и норма. Вопрос об ортологии. Ортологические (нормативно-стилистические) словари.

Вербальная агрессия и специфические формы речевого поведения в детской и молодежной субкультурах. Вербальная агрессия в педагогическом общении. Пути преодоления вербальной агрессии. Основные принципы контроля над вербальной агрессией. Речевой этикет как средство преодоления вербальной агрессии.

Речевой этикет как общекультурные нормы. Речевой этикет – национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.

Основные функции речевого этикета: коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т.д. Речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию, служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.

В настоящее время явление речевого этикета рассматривается в широком и узком понимании смысла этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий: 1) побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование); 2) реагирования (согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение); 3) социального контактирования в условиях установления контакта (извинение, благодарность, поздравление).

Этикетные жанры: приветствие, прощание, благодарность, поздравление, просьба, утешение, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение как богатство синонимичных формул, выбор которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной ситуации и характером взаимоотношений общающихся.

Широкое (коммуникативный и этический аспекты) понимание культуры речи. Культура речи – как мотивированное употребление языкового материала, как использование языковых средств, оптимальных для достижения коммуникативных задач в определенной ситуации - не ограничивается только понятием правильности речи и не сводится к перечню запретов и догматическим определениям «правильно — неправильно».

Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Языковые нормы исследуются в неразрывной связи с коммуникативными качествами речи, такими как правильность, точность, логичность, чистота, богатство (разнообразие), выразительность, уместность.

КУЛЬ­ТУ­РА РЕ­ЧИ — 1) это та­кой вы­бор и та­кая ор­га­ни­за­ция язы­ко­вых средств, ко­то­рые в оп­ре­де­лен­ной си­ту­а­ции об­ще­ния при со­блю­де­нии со­вре­мен­ных язы­ко­вых норм и эти­ки об­ще­ния по­зво­ля­ют обес­пе­чить наи­боль­ший эф­фект в до­сти­же­нии по­став­лен­ных ком­му­ни­ка­тив­ных за­дач (Е.Н. Ши­ря­ев); 2) раз­дел язы­ко­зна­ния, ис­с­ле­ду­ю­щий про­бле­мы нор­ма­ли­за­ции (см. язы­ко­вая нор­ма) и оп­ти­ми­за­ции об­ще­ния. К. р. учи­те­ля — пред­мет гу­ма­ни­тар­но­го об­ще­куль­тур­но­го пла­на. Од­на из цен­т­раль­ных идей кур­са К. р. учителя— вза­и­мо­связь по­ня­тий: куль­ту­ра — куль­тур­ный че­ло­век — куль­ту­ра ре­чи — куль­ту­ра про­фес­си­о­наль­но­го (пе­да­го­ги­че­ско­го) об­ще­ния. К. р. — по­ня­тие мно­го­знач­ное, оно вклю­ча­ет в се­бя две сту­пе­ни ос­во­е­ния ли­те­ра­тур­но­го язы­ка: пра­виль­ность ре­чи, т. е. вла­де­ние нор­ма­ми ус­т­но­го и пись­мен­но­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка (пра­ви­ла­ми про­из­но­ше­ния, уда­ре­ния, сло­во­упот­реб­ле­ния, лек­си­ки, грам­ма­ти­ки, сти­ли­сти­ки), и ре­че­вое ма­с­тер­ст­во, т. е. не толь­ко сле­до­ва­ние нор­мам ли­те­ра­тур­но­го язы­ка, но и уме­ние вы­би­рать из со­су­ще­ст­ву­ю­щих ва­ри­ан­тов наи­бо­лее точ­ный в смыс­ло­вом от­но­ше­нии, сти­ли­сти­че­ски и си­ту­а­тив­но уме­ст­ный, вы­ра­зи­тель­ный и т. п. Вы­со­кая К. р. пред­по­ла­га­ет вы­со­кую об­щую куль­ту­ру че­ло­ве­ка, куль­ту­ру мыш­ле­ния, со­зна­тель­ную лю­бовь к язы­ку. Лит.: Го­ло­вин Б.Н. Как го­во­рить пра­виль­но. — 3-е изд. — М., 1988; Его же. Ос­но­вы куль­ту­ры ре­чи. — 2-е изд. — М., 1988; Ла­ды­жен­ская Т.А. Жи­вое сло­во: Ус­т­ная речь как сред­ст­во и пред­мет обу­че­ния. — М., 1986; Сквор­цов Л.И. Куль­ту­ра ре­чи // ЛЭС. — М., 1991; Его же. Те­о­ре­ти­че­ские ос­но­вы куль­ту­ры ре­чи. — М., 1980; Ши­ря­ев Е.Н. Что та­кое куль­ту­ра ре­чи //Рус­ская речь. — 1991 — № 4,5. Л.Е. Ту­ми­на

Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет. Средства выражения благодарности, средства установления контакта. Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя.

Наши рекомендации