Философская риторика цицерона

Побор­ник новой, фило­соф­ской рито­ри­ки, Цице­рон смо­т­рел свы­со­ка на тра­ди­ци­он­ную дог­ма­ти­че­скую рито­ри­ку, но сам он ее знал и знал пре­крас­но. В сво­их сочи­не­ни­ях он боль­ше все­го забо­тит­ся о том, чтобы не вос­про­из­во­дить шаб­ло­нов рито­ри­че­ских учеб­ни­ков; одна­ко при этом он име­ет в виду чита­те­ля, кото­рый сам отлич­но зна­ком с содер­жа­ни­ем этих учеб­ни­ков. Не зная совре­мен­ной Цице­ро­ну школь­ной рито­ри­че­ской сис­те­мы, невоз­мож­но пра­виль­но понять содер­жа­ние и связь мыс­лей в сочи­не­ни­ях Цице­ро­на. Поэто­му необ­хо­ди­мым пре­ди­сло­ви­ем к тол­ко­ва­нию рито­ри­че­ских сочи­не­ний Цице­ро­на неиз­беж­но дол­жен быть самый сжа­тый очерк основ­ных поня­тий тра­ди­ци­он­ной антич­ной рито­ри­ки.

Почти все дошед­шие до нас источ­ни­ки по антич­ной рито­ри­ке отно­сят­ся к позд­не­му вре­ме­ни, к пери­о­ду импе­рии; кро­ме того, тео­ре­ти­ки рито­ри­ки в отдель­ных вопро­сах час­то про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, по-раз­но­му опре­де­ляя и клас­си­фи­ци­руя те или иные поня­тия. Сам Цице­рон, изла­гая уче­ние о «ста­ту­сах» в двух сво­их сочи­не­ни­ях — «Топи­ке» и «Ора­тор­ских раз­де­ле­ни­ях», — оба раза дает им раз­лич­ную клас­си­фи­ка­цию. Остав­ляя в сто­роне эти раз­но­ре­чия и не каса­ясь так­же очень спор­ной про­бле­мы воз­ник­но­ве­ния тех или иных рито­ри­че­ских кон­цеп­ций, мы изло­жим здесь лишь самые основ­ные поло­же­ния школь­ной рито­ри­ки, общие для всех и направ­ле­ний.

Как уже было ска­за­но, антич­ные тео­ре­ти­ки раз­ли­ча­ли три рода крас­но­ре­чия: 1) тор­же­с­т­вен­ное 2) сове­ща­тель­ное З) судеб­ное. Тор­же­с­т­вен­ное крас­но­ре­чие вклю­ча­ло речи хва­леб­ные и пори­ца­тель­ные, сове­ща­тель­ное — речи убеж­да­ю­щие и раз­убеж­да­ю­щие, судеб­ное — речи обви­ни­тель­ные и защи­ти­тель­ные. В тор­же­с­т­вен­ном крас­но­ре­чии ора­тор дол­жен был исхо­дить из кате­го­рий хоро­ше­го и дур­но­го, в сове­ща­тель­ном — из кате­го­рий полез­но­го и вред­но­го, в судеб­ном — из кате­го­рий спра­вед­ли­во­го и неспра­вед­ли­во­го.

Раз­ли­ча­лось три источ­ни­ка крас­но­ре­чия и три цели крас­но­ре­чия. Тре­мя источ­ни­ка­ми крас­но­ре­чия счи­та­лось при­род­ное даро­ва­ние, тео­ре­ти­че­ское обу­че­ние и прак­ти­че­ское упраж­не­ние. В этом же ряду чем даль­ше, тем чаще зани­ма­ло мес­то под­ра­жа­ние обыч­но как вид обу­че­ния или упраж­не­ния, но ино­гда и как само­с­то­я­тель­ный пункт. Три цели крас­но­ре­чия были: убе­дить, усла­дить и взвол­но­вать. К дос­ти­же­нию этих трех целей и вела рито­ри­че­ская нау­ка.

В тече­ние сво­ей дол­гой ора­тор­ской дея­тель­но­с­ти Цице­ро­ну при­хо­ди­лось выс­ту­пать по самым раз­но­об­раз­ным вопро­сам и перед раз­но­го рода слу­ша­те­ля­ми: в суде по делам граж­дан­ским и уго­лов­ным, в сена­те и коми­ци­ях на темы поли­ти­че­ские. В судеб­ных делах Цице­рон в подав­ля­ю­щем боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев выс­ту­пал как защит­ник; уже согла­сив­шись взять на себя дело по обви­не­нию Вер­ре­са, он с само­го нача­ла счел нуж­ным под­черк­нуть, что такая роль ему не свой­с­т­вен­на и не совсем при­ят­на; прав­да, по суще­с­т­ву Цице­рон и здесь остал­ся верен сво­е­му при­з­ва­нию защит­ни­ка, ратуя за сици­лий­цев, ограб­лен­ных и оскорб­лен­ных Вер­ре­сом. Одна­ко в позд­ней­шие пери­о­ды сво­ей жиз­ни Цице­ро­ну ино­гда при­хо­ди­лось закры­вать гла­за на фак­ты, защи­щая сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков и бла­го­же­ла­те­лей.

Уже задол­го до вре­ме­ни Цице­ро­на в рито­ри­ке была выра­бо­та­на клас­си­че­ская схе­ма защи­ти­тель­ной речи, сохра­няв­шая свою силу в тече­ние мно­гих веков; схе­му эту, в основ­ном, сохра­ня­ет и Цице­рон. Судеб­ная речь долж­на, во-пер­вых, озна­ко­мить слу­ша­те­лей с фак­ти­че­ским сос­та­вом дела; во-вто­рых, дать осве­ще­ние и оцен­ку изло­жен­ных фак­тов и сде­лать из это­го выво­ды; обви­ни­тель, выс­ту­па­ю­щий пер­вым, уже дол­жен изло­жить сами фак­ты; но он дает им оцен­ку не в поль­зу обви­ня­е­мо­го и тре­бу­ет осуж­де­ния его; поэто­му защит­ник име­ет пра­во еще раз повто­рить рас­сказ о про­ис­шед­шем кон­флик­те и осве­тить его со сво­ей точ­ки зре­ния, при­ве­дя дока­за­тель­с­т­ва в поль­зу сво­е­го истол­ко­ва­ния; затем он дол­жен сис­те­ма­ти­че­ски опро­верг­нуть дока­за­тель­с­т­ва обви­ни­те­ля.

Таким обра­зом, речь защит­ни­ка есте­с­т­вен­но рас­па­да­ет­ся на три основ­ные час­ти:

· повес­т­во­ва­ние (narratio)

· истол­ко­ва­ние фак­тов, под­креп­лен­ное дока­за­тель­с­т­ва­ми (probatio)

· опро­вер­же­ние дово­дов обви­ни­те­ля (refutatio)

Допол­ни­тель­ны­ми час­тя­ми явля­ют­ся:

· вве­де­ние (exordium)

· обри­сов­ка глав­ной темы, кото­рой будет посвя­ще­на речь (propositio)

· план речи по ее раз­де­лам (partitio)

· заклю­че­ние (peroratio)

Хотя антич­ная рито­ри­ка вво­дит и более мел­кие под­раз­де­ле­ния этой схе­мы, но каких-либо суще­с­т­вен­ных изме­не­ний они в нее не вно­сят.

Ора­тор, конеч­но, может в раз­ной сте­пе­ни обна­ру­жи­вать свой талант в той или иной трак­тов­ке этой схе­мы: в уме­лой ком­по­зи­ции, в сораз­мер­но­с­ти час­тей, в убе­ди­тель­ных и точ­ных дока­за­тель­с­т­вах, в ост­ро­ум­ном опро­вер­же­нии дово­дов про­тив­ни­ка, в живо­с­ти рас­ска­за, в горяч­но­с­ти и пафо­се, нако­нец, в сло­вес­ном мастер­с­т­ве — во вла­де­нии син­та­к­си­че­ским стро­ем речи, лек­си­кой и сино­ни­ми­кой, рито­ри­че­ски­ми при­е­ма­ми и даже чис­то зву­ко­вой сто­ро­ной: фоне­ти­кой и рит­ми­кой. Цице­рон, несо­мнен­но, вла­де­ет все­ми сто­ро­на­ми это­го слож­но­го искус­ст­ва.

В Ы ВО Д Ы

1.Марк Туллий Цицерон как бы не пытался быть в стороне от масштабных исторических событий у него бы это не вышло, так как время его жизни вместе с его исключительными способностями выпало на особенно бурную эпоху истории Рима.

2.Литературное наследие Цицерона, являясь памятником античной риторики, позволило ученым понять тенденции развития ораторского искусства в I веке до н.э.

3.В твор­че­с­т­ве Цице­ро­на объ­еди­ни­лась кри­ти­ка школь­ной рито­ри­ки сра­зу с двух сто­рон: с точ­ки зре­ния тео­рии и с точ­ки зре­ния прак­ти­ки, от лица гре­че­ской фило­со­фии и от лица рим­ской поли­ти­ки. Это свое­об­раз­ное соче­та­ние тен­ден­ций и сос­тав­ля­ет осо­бен­ность рито­ри­че­ской три­ло­гии Цице­ро­на — сочи­не­ний «Об ора­то­ре», «Брут» и «Ора­тор».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации