Философская риторика цицерона
Поборник новой, философской риторики, Цицерон смотрел свысока на традиционную догматическую риторику, но сам он ее знал и знал прекрасно. В своих сочинениях он больше всего заботится о том, чтобы не воспроизводить шаблонов риторических учебников; однако при этом он имеет в виду читателя, который сам отлично знаком с содержанием этих учебников. Не зная современной Цицерону школьной риторической системы, невозможно правильно понять содержание и связь мыслей в сочинениях Цицерона. Поэтому необходимым предисловием к толкованию риторических сочинений Цицерона неизбежно должен быть самый сжатый очерк основных понятий традиционной античной риторики.
Почти все дошедшие до нас источники по античной риторике относятся к позднему времени, к периоду империи; кроме того, теоретики риторики в отдельных вопросах часто противоречат друг другу, по-разному определяя и классифицируя те или иные понятия. Сам Цицерон, излагая учение о «статусах» в двух своих сочинениях — «Топике» и «Ораторских разделениях», — оба раза дает им различную классификацию. Оставляя в стороне эти разноречия и не касаясь также очень спорной проблемы возникновения тех или иных риторических концепций, мы изложим здесь лишь самые основные положения школьной риторики, общие для всех и направлений.
Как уже было сказано, античные теоретики различали три рода красноречия: 1) торжественное 2) совещательное З) судебное. Торжественное красноречие включало речи хвалебные и порицательные, совещательное — речи убеждающие и разубеждающие, судебное — речи обвинительные и защитительные. В торжественном красноречии оратор должен был исходить из категорий хорошего и дурного, в совещательном — из категорий полезного и вредного, в судебном — из категорий справедливого и несправедливого.
Различалось три источника красноречия и три цели красноречия. Тремя источниками красноречия считалось природное дарование, теоретическое обучение и практическое упражнение. В этом же ряду чем дальше, тем чаще занимало место подражание обычно как вид обучения или упражнения, но иногда и как самостоятельный пункт. Три цели красноречия были: убедить, усладить и взволновать. К достижению этих трех целей и вела риторическая наука.
В течение своей долгой ораторской деятельности Цицерону приходилось выступать по самым разнообразным вопросам и перед разного рода слушателями: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и комициях на темы политические. В судебных делах Цицерон в подавляющем большинстве случаев выступал как защитник; уже согласившись взять на себя дело по обвинению Верреса, он с самого начала счел нужным подчеркнуть, что такая роль ему не свойственна и не совсем приятна; правда, по существу Цицерон и здесь остался верен своему призванию защитника, ратуя за сицилийцев, ограбленных и оскорбленных Верресом. Однако в позднейшие периоды своей жизни Цицерону иногда приходилось закрывать глаза на факты, защищая своих единомышленников и благожелателей.
Уже задолго до времени Цицерона в риторике была выработана классическая схема защитительной речи, сохранявшая свою силу в течение многих веков; схему эту, в основном, сохраняет и Цицерон. Судебная речь должна, во-первых, ознакомить слушателей с фактическим составом дела; во-вторых, дать освещение и оценку изложенных фактов и сделать из этого выводы; обвинитель, выступающий первым, уже должен изложить сами факты; но он дает им оценку не в пользу обвиняемого и требует осуждения его; поэтому защитник имеет право еще раз повторить рассказ о происшедшем конфликте и осветить его со своей точки зрения, приведя доказательства в пользу своего истолкования; затем он должен систематически опровергнуть доказательства обвинителя.
Таким образом, речь защитника естественно распадается на три основные части:
· повествование (narratio)
· истолкование фактов, подкрепленное доказательствами (probatio)
· опровержение доводов обвинителя (refutatio)
Дополнительными частями являются:
· введение (exordium)
· обрисовка главной темы, которой будет посвящена речь (propositio)
· план речи по ее разделам (partitio)
· заключение (peroratio)
Хотя античная риторика вводит и более мелкие подразделения этой схемы, но каких-либо существенных изменений они в нее не вносят.
Оратор, конечно, может в разной степени обнаруживать свой талант в той или иной трактовке этой схемы: в умелой композиции, в соразмерности частей, в убедительных и точных доказательствах, в остроумном опровержении доводов противника, в живости рассказа, в горячности и пафосе, наконец, в словесном мастерстве — во владении синтаксическим строем речи, лексикой и синонимикой, риторическими приемами и даже чисто звуковой стороной: фонетикой и ритмикой. Цицерон, несомненно, владеет всеми сторонами этого сложного искусства.
В Ы ВО Д Ы
1.Марк Туллий Цицерон как бы не пытался быть в стороне от масштабных исторических событий у него бы это не вышло, так как время его жизни вместе с его исключительными способностями выпало на особенно бурную эпоху истории Рима.
2.Литературное наследие Цицерона, являясь памятником античной риторики, позволило ученым понять тенденции развития ораторского искусства в I веке до н.э.
3.В творчестве Цицерона объединилась критика школьной риторики сразу с двух сторон: с точки зрения теории и с точки зрения практики, от лица греческой философии и от лица римской политики. Это своеобразное сочетание тенденций и составляет особенность риторической трилогии Цицерона — сочинений «Об ораторе», «Брут» и «Оратор».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ