Перено́сное значе́ние сло́ва. см. полисемия
ПЕРИ́ОД(от др.-греч. περιοδεύω − ‘разбирать, осматривать’) − стилистическая фигура синтаксического параллелизма, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части: прота́зис (повышение, восходящее движение тона), построенный обычно из нескольких параллельных синтаксических конструкций, и аподо́зис (понижение, нисходящее движение тона), − отделяемые друг от друга длительной (явно выраженной) паузой. Со стороны содержания П. характеризуется смысловой законченностью. Графически П. часто совпадает с Абзацем (см.), но может быть и не тождественен ему. Напр.:
Когда в стране действует частная спецслужба, подконтрольная конкретно взятому олигарху…
Когда спецслужба эта оснащена не хуже государственной…
Когда эту спецслужбу боятся трогать компетентные органы…
Когда изъятые милицией шпионские материалы ложатся не на стол следователю, а передаются генералами МВД главе «ЛогоВАЗа» Дубову, человеку, который никакого отношения к «Атоллу» не имеет, но зато служит Березовскому…
О каком спокойствии и гражданском мире может идти речь (МК. 31.08.1999).
Наиболее распространённой в лингвистической литературе является следующая классификация П.: временной П. (в протазисе которого указывается время действий, событий, явлений, составляющих предмет речи в аподозисе), причинно-следственный П. (части которого связаны причинно-следственными отношениями), определительный П. (в протазисе которого определяется лицо, явление, представляющее предмет речи в аподозисе), предикативный П. (когда в протазисе содержится подлежащее, а в аподозисе – сказуемое), соединительный П.(в аподозисе которого имеется дополнение, добавление к сказанному в протазисе), сопоставительный П. (части которого находятся в сопоставительных отношениях),сравнительный П.(содержащий сравнение),условный П.(в протазисе которого указывается на условия, при которых происходит то, что описано в аподозисе), уступительный П.(в протазисе П. данного типа описываются обстоятельства, препятствующие совершению того, о чём говорится в аподозисе).
Так, cледующий пример показывает уступительный П., т.к. в протазисе указанного П. описываются обстоятельства, недостаточные для того, чтобы изменить описываемое в аподозисе: Но ни в том, ни в другом случае, как бы мы ни изменяли нашу точку зрения, как бы ни уясняли себе ту связь, в которой находится человек с внешним миром, или как бы ни удлиняли или укорачивали период времени, как бы понятны или непостижимы ни были для нас причины – мы никогда не можем себе представить ни полной свободы, ни полной необходимости (Л. Толстой).
Периодические построения располагают широкими стилистическими возможностями. Часто П. в художественных и публицистических текстах создают торжественность, взволнованность, приподнятость, т.е. приобретают патетическое звучание.
В последнее время П. в его классическом виде – сравнительно малочастотное явление, чаще он употребляется в трансформированном виде: включает в себя зачин, в котором задаётся тема, далее следуют протазис и аподозис, как в классическом П. Напр.: О трудоспособности Ильи Глазунова ходят легенды. Мало ему писать свои знаменитые «Мистерии», писать портреты королей, принцев и премьеров. Мало ему практически в одиночку воссоздать Академию живописи, ваяния и зодчества. Мало устраивать выставки свои и своих студентов, вывозить студентов в Италию. Мало – бороться с авангардистами всего мира, собирать русские иконы, быть одним из инициаторов восстановления Храма Христа Спасителя… Илья Глазунов – самый известный художник России, и от этого факта никуда не денешься (Завтра. 1997. № 28).
Лит.:Акишина А.А.Периодическая форма речи в современном русском языке: АКД. Львов, 1958; Акишина А.А. Структура текста. М., 1979; Байкова Л.И.Период – синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка: ДД. Краснодар, 2000; Квятковский А.П.Поэтический словарь. М., 1966; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Пекарская И.В.Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Абакан, 2000; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976; Сат К.А. Синтаксическая категория периода в истории филологической науки // Филологические науки. 2010. № 2; Сат К.А. Синтаксическая категория периода в истории филологической науки:КД. Москва, 2010;Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997; Тумина Л.Е. Сложное синтаксическое целое // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 1998; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999;Шевякова В.Е.Сверхфразовое единство // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
А.А. Кузнецова