Подготовка речи и публичное выступление

Композиция публичного выступления

Слово «композиция» от латинского «составление, сочинение».

Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления.

1. Вступление

Цель – завладеть вниманием аудитории и держать его до конца.

Способы организовать внимание: привести яркий пример, пошутить, рассказать что-нибудь неожиданное, задать интересный вопрос. В нем сообщается тема лекции или доклада, перечисляются вопросы, которые будут рассмотрены. Вступление широко используется в судебных речах (заинтересовать судей, расположить их к подзащитному).

2. Главная часть

Излагается основной материал, формулируется главная мысль в начале или конце. Это обусловлено психологическим законом памяти. Он называется «законом первого или последнего места», или «фактором края»: то, что находится в конце или в начале запоминается лучше.

Логические формы изложения

При изложении материала речи выступающий использует логические формы изложения.

1. Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов на элементы, мысленное выделение в них отдельных признаков. Анализ взаимосвязан с синтезом. Например, разъясняя, что такое репрессивные меры против писателя, можно сказать о его замалчивании, об отказе публикаций его произведений, об увольнении с работы без уважительных причин, об аресте, необоснованном обвинении, ссылке и т.д.

2. Синтез – мысленное соединение в целое частей предмета, объекта или его признаков, которые были получены в результате анализа. Так, рассказав о репрессивных мерах против неугодного писателя, его биограф может сделать вывод о том, что власти преследовали цель исключить из литературного процесса эту творческую личность.

3. Сравнение – логический прием, позволяющий мысленно установить сходство или различие предметов по существенным и несущественным признакам.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов в некотором понятии, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков и свойств предметов.

Законы логики

При изложении материала речи необходимо учитывать законы логики

1. Закон тождества – логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должно быть тождественно самим себе.

2. Закон противоречия – логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Противоречащие высказывания – высказывания, одно из которых является отрицанием другого.

3. Закон исключенного третьего – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Другая формулировка: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время одно непременно истинно.

При объединении 2 и 3 закона положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т.е. нет третьего высказывания.

Способы изложения и объяснения

Индукция – изложение материала от частного к общему Репрессии направлены на уничтожение непокорных.

Дедукция – изложение материала от общего к частному Например, в тоталитарном государстве личность не защищена от необоснованных обвинений, поэтому каждому свободомыслящему гражданину угрожают репрессией.

Аналогия – от частного к частному (от известного к новому)

Ступенчатый – последовательное изложение от одной темы к другой без возврата к предыдущей

Исторический – изложение в хронологической последовательности

Концентрический - расположение материала вокруг главной проблемы

Основные виды аргументов

Использование аргументов в ораторской речи необходимо. Функция – убеждение слушателей и доказательство мысли оратора.

Аргументы – доводы в обосновании какого-либо положения

Аргументация – это совокупность таких доводов

Существует два вида аргументов:

1) аргументы к существу дела – доказанные положения, факты

2) аргументы к человеку – используют для эмоционального воздействия на слушателя

- аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);

- аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и таким образом противостоять оппонентам, что часто бывает на митингах, в суде);

- аргумент к личности (подменяя предмет дискуссией, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);

- аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);

- аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости и этим склонить их на свою сторону).

Аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому не рекомендуется пользоваться ими. Исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах.

3. Завершение речи

Функции:

- подведение итогов сказанного, обобщение мыслей, высказываемых в основной части

- краткое повторение основных тезисов речи, подчеркивание актуальности разобранной темы

- постановка перед аудиторией каких – либо задач на основании всей речи, приглашение к обсуждению

Главные требования к композиции:

1. Строгая последовательность изложения

2. Связанность, соподчиненность ее частей

3. Индивидуальность и глубина мысли

Подготовка публичной речи

Смысловое восприятие звучащей речи зависит от многих параметров.

1. Темп произнесения – это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в минуту).

Средний темп произнесения 100-120 слов в минуту (наиболее оптимальный для легкого восприятия речи). Важные мысли высказываются в замедленном темпе, менее важная информация - проговаривается быстро.

2. Сила голоса – нельзя говорить ни слишком тихо, ни слишком громко.

3. Высота голоса – зависит от природных физиологических показателей. Голос может быть низким, высоким и средним. Оратор должен мастерски уметь повышать и понижать голос.

Нужно говорить громко, чтобы нас послушали. Нужно говорить тихо, чтобы нас услышали. (Клодель)

К выступающему перед большой аудиторией предъявляются требования хорошей дикции.

Дикция – это четкое и ясное произношение слов. Один из приемов работы над дикцией – скороговорки, они помогают достичь точности, чистоты и ясности произношения. Пространство и место играют большую роль в эффективности речи. Если помещение большое, то речь должна быть медленнее. Хороший оратор должен придать эмоциональность речи, а также стремиться выразить ее своим голосом. Слушатели могут пропустить 30-40% информации, если ораторская интонация не будет отвечать содержанию речи.

2. Подготовка речи

Первый этап разработки речи – уяснение темы выступления. Основные требования к выбору темы:

· тема должна быть четко сформулирована;

· должна быть актуальной, доступной пониманию аудитории, интересной, полезной.

Направленность речи – поставленные перед ней задачи.

Основные цели выступления:

1. Информировать слушателя (дать определенные сведения, научить чему-либо).

2. Затронуть чувства слушателей.

3. Побудить к действиям (путем формирования убеждений, которые являются мотивами поведения слушателей).

Второй этап - оценка состава аудитории и обстановки, в которой будет произноситься выступление.

Сведения об аудитории должны включать в себя:

· социальный состав (интеллигенция, рабочие);

· образовательный уровень (начальное, высшее или среднее образование);

· направление образования (гуманитарное или негуманитарное);

· возраст и национальные особенности аудитории;

· запросы аудитории (цель: провести время, повысить квалификацию, удовлетворить духовные запросы).

3.Планирование, работа над фактами, материалом.

1. Составление плана

2. Поиск материала – основных источников. К ним относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, библиографические указатели;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- размышления и наблюдения.

Критерии отбора фактов:

- факты должны быть точными и достоверными

- они должны быть подчинены общей теме и идее выступления

- должно учитываться личное отношение оратора к факту, а также возможная реакция на него слушателей.

Методы работы с источниками фактов

- беглый просмотр книги, учебника или научной статьи, для определения нужной информации

- при выборочном чтении читаются только фрагменты источника

- углубленное чтение предполагает дословные выписки (цитаты), конспектирование источника

- необходимость дополнительного материала (если у оратора останется дополнительное время)

- необходимо всегда проверять точность и достоверность информаци

Наши рекомендации