Подготовка речи и публичное выступление
Композиция публичного выступления
Слово «композиция» от латинского «составление, сочинение».
Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления.
1. Вступление
Цель – завладеть вниманием аудитории и держать его до конца.
Способы организовать внимание: привести яркий пример, пошутить, рассказать что-нибудь неожиданное, задать интересный вопрос. В нем сообщается тема лекции или доклада, перечисляются вопросы, которые будут рассмотрены. Вступление широко используется в судебных речах (заинтересовать судей, расположить их к подзащитному).
2. Главная часть
Излагается основной материал, формулируется главная мысль в начале или конце. Это обусловлено психологическим законом памяти. Он называется «законом первого или последнего места», или «фактором края»: то, что находится в конце или в начале запоминается лучше.
Логические формы изложения
При изложении материала речи выступающий использует логические формы изложения.
1. Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов на элементы, мысленное выделение в них отдельных признаков. Анализ взаимосвязан с синтезом. Например, разъясняя, что такое репрессивные меры против писателя, можно сказать о его замалчивании, об отказе публикаций его произведений, об увольнении с работы без уважительных причин, об аресте, необоснованном обвинении, ссылке и т.д.
2. Синтез – мысленное соединение в целое частей предмета, объекта или его признаков, которые были получены в результате анализа. Так, рассказав о репрессивных мерах против неугодного писателя, его биограф может сделать вывод о том, что власти преследовали цель исключить из литературного процесса эту творческую личность.
3. Сравнение – логический прием, позволяющий мысленно установить сходство или различие предметов по существенным и несущественным признакам.
4. Обобщение – мысленное объединение предметов в некотором понятии, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков и свойств предметов.
Законы логики
При изложении материала речи необходимо учитывать законы логики
1. Закон тождества – логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должно быть тождественно самим себе.
2. Закон противоречия – логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Противоречащие высказывания – высказывания, одно из которых является отрицанием другого.
3. Закон исключенного третьего – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Другая формулировка: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время одно непременно истинно.
При объединении 2 и 3 закона положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т.е. нет третьего высказывания.
Способы изложения и объяснения
Индукция – изложение материала от частного к общему Репрессии направлены на уничтожение непокорных.
Дедукция – изложение материала от общего к частному Например, в тоталитарном государстве личность не защищена от необоснованных обвинений, поэтому каждому свободомыслящему гражданину угрожают репрессией.
Аналогия – от частного к частному (от известного к новому)
Ступенчатый – последовательное изложение от одной темы к другой без возврата к предыдущей
Исторический – изложение в хронологической последовательности
Концентрический - расположение материала вокруг главной проблемы
Основные виды аргументов
Использование аргументов в ораторской речи необходимо. Функция – убеждение слушателей и доказательство мысли оратора.
Аргументы – доводы в обосновании какого-либо положения
Аргументация – это совокупность таких доводов
Существует два вида аргументов:
1) аргументы к существу дела – доказанные положения, факты
2) аргументы к человеку – используют для эмоционального воздействия на слушателя
- аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);
- аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и таким образом противостоять оппонентам, что часто бывает на митингах, в суде);
- аргумент к личности (подменяя предмет дискуссией, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);
- аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);
- аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости и этим склонить их на свою сторону).
Аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому не рекомендуется пользоваться ими. Исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах.
3. Завершение речи
Функции:
- подведение итогов сказанного, обобщение мыслей, высказываемых в основной части
- краткое повторение основных тезисов речи, подчеркивание актуальности разобранной темы
- постановка перед аудиторией каких – либо задач на основании всей речи, приглашение к обсуждению
Главные требования к композиции:
1. Строгая последовательность изложения
2. Связанность, соподчиненность ее частей
3. Индивидуальность и глубина мысли
Подготовка публичной речи
Смысловое восприятие звучащей речи зависит от многих параметров.
1. Темп произнесения – это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в минуту).
Средний темп произнесения 100-120 слов в минуту (наиболее оптимальный для легкого восприятия речи). Важные мысли высказываются в замедленном темпе, менее важная информация - проговаривается быстро.
2. Сила голоса – нельзя говорить ни слишком тихо, ни слишком громко.
3. Высота голоса – зависит от природных физиологических показателей. Голос может быть низким, высоким и средним. Оратор должен мастерски уметь повышать и понижать голос.
Нужно говорить громко, чтобы нас послушали. Нужно говорить тихо, чтобы нас услышали. (Клодель)
К выступающему перед большой аудиторией предъявляются требования хорошей дикции.
Дикция – это четкое и ясное произношение слов. Один из приемов работы над дикцией – скороговорки, они помогают достичь точности, чистоты и ясности произношения. Пространство и место играют большую роль в эффективности речи. Если помещение большое, то речь должна быть медленнее. Хороший оратор должен придать эмоциональность речи, а также стремиться выразить ее своим голосом. Слушатели могут пропустить 30-40% информации, если ораторская интонация не будет отвечать содержанию речи.
2. Подготовка речи
Первый этап разработки речи – уяснение темы выступления. Основные требования к выбору темы:
· тема должна быть четко сформулирована;
· должна быть актуальной, доступной пониманию аудитории, интересной, полезной.
Направленность речи – поставленные перед ней задачи.
Основные цели выступления:
1. Информировать слушателя (дать определенные сведения, научить чему-либо).
2. Затронуть чувства слушателей.
3. Побудить к действиям (путем формирования убеждений, которые являются мотивами поведения слушателей).
Второй этап - оценка состава аудитории и обстановки, в которой будет произноситься выступление.
Сведения об аудитории должны включать в себя:
· социальный состав (интеллигенция, рабочие);
· образовательный уровень (начальное, высшее или среднее образование);
· направление образования (гуманитарное или негуманитарное);
· возраст и национальные особенности аудитории;
· запросы аудитории (цель: провести время, повысить квалификацию, удовлетворить духовные запросы).
3.Планирование, работа над фактами, материалом.
1. Составление плана
2. Поиск материала – основных источников. К ним относятся:
- официальные документы;
- научная, научно-популярная литература;
- справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, библиографические указатели;
- художественная литература;
- статьи из газет и журналов;
- передачи радио и телевидения;
- результаты социологических опросов;
- размышления и наблюдения.
Критерии отбора фактов:
- факты должны быть точными и достоверными
- они должны быть подчинены общей теме и идее выступления
- должно учитываться личное отношение оратора к факту, а также возможная реакция на него слушателей.
Методы работы с источниками фактов
- беглый просмотр книги, учебника или научной статьи, для определения нужной информации
- при выборочном чтении читаются только фрагменты источника
- углубленное чтение предполагает дословные выписки (цитаты), конспектирование источника
- необходимость дополнительного материала (если у оратора останется дополнительное время)
- необходимо всегда проверять точность и достоверность информаци