Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля
Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе.
Учеником Сократа был Платон.Платон (греч. широкоплечий - прозвище, настоящее имя - Аристокл) познакомился с Сократом в своем родном городе Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав свою школу Академию Платон (в то время ему было 30 лет) продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики. Платон оставил разнообразное литературное наследство: письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Содержанием многочисленных диалогов являлись философская беседа или философский спор. Для риторики наибольший интерес представляют диалоги : Горгий, Федр, Пир. диалоге Горгий представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов).
В знаменитом диалоге Федр Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы) и т.д.Суждения об этике, выраженные Платоном в диалогах Федр, Горгий, сохранили свое значение до наших дней. Так, например, Платон утверждал: Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости.
Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены итеоретически обоснованы Аристотелем. По мнению Аристотеля, дело риторики не убеждать, а в каждом данном случает находить способы убеждения. Знаменитый аристотелевский трактат Риторика, созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских. В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить там образование. Он поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем. Долгие годы из связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга (Платон мне друг, но истина дороже)После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу так называемый Ликей .
В Риторике Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие мысли Платона об ораторском искусстве. В первой части Аристотель определял риторику следующим образом: Риторика искусство убеждать. Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические).Дело речей совещательных склонять или отклонять, - считал Аристотель; судебных обвинять или оправдывать, хвалебных хвалить или порицать. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству. В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Во второй части Риторики Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей. Третья часть Риторики посвящена вопросам стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть: правильной ,благозвучной, ясной ,связной, выразительной , уместной и т.д. Аристотель первый заговорил о необходимости использовать разные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.
10.Основные идеи «риторики» Аристотеля
Аристотель значительно расширил область риторики, сравнительно с обыденным в то время воззрением на неё. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подавании совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определенной областью она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу; она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет ее как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чем-либо. Сообразно с этим, он разделил свой трактат на три части: первая из них посвящена анализу тех принципов, на основами которых оратор (то есть всякий говорящий о чемнибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чегонибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной, технической, так сказать, стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи, и о построении речи. Благодаря множеству тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и среды, благодаря прекрасному анализу силы доказательств, употребляемых в речи, труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияние на все последующее развитие европейской риторики: в сущности некоторые из поставленных Аристотелем вопросов могли бы и теперь быть предметом научного исследования, причем, конечно, должен применяться тот же эмпирический метод, которым пользовался Аристотель.
11. Работы Цицерона по риторике: основные идеи.
Свои взгляды Цицерон изложил в трех трактатах:«Об ораторе» - в этой книге он развил теорию ораторского искусства; «Брут» - охарактеризовал идеал оратора; «Оратор» - знакомство с историей развития ораторского искусства.По Цицерону, красноречие заключается в словах и мыслях. Умение пользоваться словами
и большой запас ярких, нешаблонных выражений образуют, по его мнению, почву и
фундамент красноречия. Цицерон рекомендовал:
Среди слов общеупотребительных избегать затасканных и приевшихся, пользоваться избранными и яркими.
Среди слов привычных либо новых (неологизмов) необходимо выбирать слова, приемлемые для живого современного языка.
При выборе метафоры (приема перенесения свойств) учитывать, чтобы ее яркость была уместна в речи, умеренно украшала речь, но не разукрашивала ее.
Среди выражений не должно быть неизящных или неподходящих, небрежных, грубых или малопонятных. И в содержании речи не должно быть бессмысленного или неуместного, неостроумного или нелепого. Мысли должны служить убедительности речи.
Риторические труды Цицерона стали образцам для всех изучающих законы красоты слова в эпоху Возрождения и в последующие времена.
Идеал оратора Цицерон видел в человеке высокой культуры, постоянно обогащающем свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к философии, праву, этике и эстетике.
Цицерон считал, что красноречие создается постоянными упражнениями. Свое мастерство он объяснял не столько талантом, сколько неустанным трудолюбием и самообучением.
Цицерон ставил перед оратором три основные задачи: Доказать истинность своих утверждений; Доставить слушателям эстетическое удовольствие; Воздействовать на их волю и поведение, побудить к деятельности.
Творчество Цицерона вобрало в себя все достижения античной риторики и поэтому является высшей точкой ее теории и практики.