Лингводидактический потенциал сочинения

Разработайте задания, которые подготовят школьников к написанию сочинения по конкретной теме. Будьте готовы к апробации упражнения в группе.

В ходе работы обратите внимание на следующие компоненты:

1. Тип сочинения. Целесообразность выбора.

2. Цель. Какой компонент языковой способности школьника развивается при обращении к данному типу сочинения?

3. Тема. Чем обусловлен выбор?

4. Тип подготовительных заданий. Для какого типа языковой личности предложенные задания будут в большей степени эффективны?

Пример методической разработки

Сарамотина Полина

На предшествующем уроке предполагается проведение орфографической минутки на музыкальную тему. Ученики знакомятся со словами и словосочетаниями, которые, возможно, будут использовать в своём сочинении.

До начала занятия учитель пишет на доске слова, которые помогут школьникам при восприятии рассказа об Альбинони и, возможно, понадобятся им для написания сочинения: Томазо Джованни Альбинони, 1671-1751, Италия; современники: Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах; «Адажио соль-минор», «Одинокий странник», реконструкция, Ремо Джацотто.

Урок начинается с того, что учитель показывает учащимся портрет Альбинони и рассказывает им об этом композиторе.

Томазо Джованни Альбинони - итальянский композитор начала 18 века, эпохи Барокко. Он родился в Венеции в 1671 году и умер в этом же городе в 1751 году. По меркам того времени Альбинони прожил чрезвычайно долгую жизнь - 80 лет. Он был современником и соотечественником другого, более известного сейчас композитора – Антонио Вивальди.

Томазо с ранних лет увлекался музыкой. Сначала он стал умелым певцом и скрипачом, потом обратился к сочинительству. Однако до 38 лет Альбинони не мог назвать себя настоящим, профессиональным музыкантом, он был вынужден создавать музыкальные произведения только для своего удовольствия. Под этими произведениями он ставил подпись: «Венецианский любитель». Дело в том, что его отец был богатым купцом и, по традициям того времени, Альбинони, как старший сын, должен был возглавить семейное дело. Антонио Альбинони умер в 1709 году и в своём завещании освободил сына от этой очень обременительной для него обязанности заниматься торговлей. Тогда Альбинони смог полностью отдать себя музыке, посвятить ей всю свою жизнь.

Соотечественникам Альбинони был известен прежде всего как автор многочисленных опер. Он написал около 50 опер, 28 из которых были поставлены в Венеции.

Альбинони написал около 150 инструментальных произведений. Его инструментальная музыка имела популярность в северной Европе. Она привлекла серьезное внимание Иоганна Себастьяна Баха. Бах использовал музыкальные темы Альбинони в своём творчестве и давал его произведения для упражнений своим ученикам.

Последние 10 лет своей жизни Альбинони провёл в бездействии. Современники даже считали его мёртвым. В 1742 году, за 9 лет до гибели композитора, был издан “посмертный” сборник его скрипичных сонат.

Самое известное произведение в кругу профессиональных музыкантов носит название “Адажио соль-минор”. Любители классической музыки окрестили это адажио “Одинокий странник”. Оно регулярно транскрибируется для других инструментов, используется как фоновая музыка в фильмах, в телепрограммах и рекламе.

Значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки. В 1945 году Ремо Джацотто, миланский исследователь музыки, нашёл то, что осталось от адажио. Это был очень маленький фрагмент: шесть начальных тактов мелодии и линия баса. Джацотто являлся поклонником творчества Альбинони. В то время он заканчивал биографию Альбинони и каталог его музыки. И вот исследователь решил восстановить адажио, опираясь на сохранившийся отрывок. Ему показалось, что эта музыка – церковного склада, поэтому он предположил, что она должна была исполняться при помощи органа и скрипичных инструментов. Но, как я уже говорила, этот отрывок был так незначителен, что многие приписывают авторство адажио самому Джацотто. Он практически сочинил известнейшее Адажио заново. Мы уже никогда не узнаем, совпала ли эта поздняя реконструкция с оригиналом или нет. По иронии судьбы, именно благодаря “Одинокому страннику” Альбинони вновь приобрёл мировую известность в 20 веке. Альбинони, подобно многим другим композиторам, например Вивальди и Баху, был забыт; широкий интерес к его творчеству как со стороны простых ценителей музыки, так и со стороны исследователей был вызван реконструированным адажио.

После рассказа об Альбинони учитель включает “Одинокого странника”. Затем он формулирует темы для сочинения и комментирует их. Формулировки тем заранее записаны на доске.

Темы для сочинения

1. «Одинокий странник»

«Одинокий странник».

Т. Дж. Альбинони «Адажио соль-минор».

Знаменитое адажио Альбинони.

Одиночество души.

«Каждый из нас одинок в этом мире» (Сомерсет Моэм).

Выбирая данную тему, вы в своём сочинении так или иначе должны касаться только что прослушанного музыкального произведения. Можно пойти двумя путями.

Первый заключается в том, что вы описываете собственные впечатления от адажио: какие чувства оно в вас вызывает, какие образы рождаются в вашем воображении, с какими воспоминаниями оно связано и т. д. Здесь же можно порассуждать о названии адажио («Одинокий странник»): почему оно так называется, согласны ли вы с таким названием?

Второй вариант развития данной темы – философский. Отталкиваясь от названия и впечатлений, которые рождает музыка, вы можете порассуждать о том, что все люди одиноки в этом мире, человеческая жизнь – это путь и т. д. У вас получится проекция музыкального события, музыкального образа “Одинокого странника” на жизнь всего человечества.

Классическая музыка

Классическая музыка в моей жизни

Классическая музыка в современном мире

Вечная музыка

В чём ценность классической музыки?

Вечная музыка устарела

«Ядро» данной темы – классическая музыка. Вы можете подойти к этому понятию с разных сторон.

Во-первых, обозначить роль классической музыки в своей жизни. В какие моменты вы её слушаете, зачем? Назовите ваши любимые произведения, любимых композиторов. Объясните, чем вам нравится эта музыка, почему она вас привлекает.

Во-вторых, можно порассуждать о вечности классической музыки. Что позволяет музыке, написанной много веков назад, быть актуальной сейчас? Зачем людям вообще слушать классическую музыку? В чём её ценность, с вашей точки зрения?

В-третьих, вы можете поднять проблему классической музыки в современном мире, в 21 веке. Интерес к ней возрос или, наоборот, упал? Классическая музыка сейчас переживает период своего возрождения или всё больше уходит в небытие? С чем, по-вашему, это связано? Как вы это оцениваете?

Четвёртый вариант – это позиция противника классической музыки. Если вы считаете, что она бесполезна, давно устарела и больше никому не нужна, можете написать об этом, только обязательно аргументируйте свою точку зрения. И укажите, какая музыка, по-вашему, заняла место классической в современном мире.

Музыка

Я и музыка.

Музыка в моей жизни.

Музыка, которую я люблю.

«Музыка – универсальный язык человечества» (Лонгфелло).

«Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Фридрих Ницше).

Если вы решили придерживаться данной темы, вам нужно писать о музыке вообще, не только классической. Первые 3 формулировки темы связаны с помещением этого понятия в контекст собственной жизни: зачем и когда я слушаю музыку, моя любимая музыка и т. д. Здесь вы можете подробно остановиться на каком-то одном музыкальном направлении. Только не забывайте, что сочинение не должно представлять собой сухое изложение фактов. Выбирая направление, вы должны объяснить причину, по которой вам нравится эта музыка, показать свой субъективный взгляд на неё. Последние две темы выводят размышления о музыке на философский уровень. Здесь нужно писать о том, как вы понимаете высказывания Лонгфелло и Ницше. Согласны ли вы с этими великими мыслителями или у вас какая-то другая точка зрения. В какой мере человеческая жизнь зависит от существования музыки? Что музыка даёт человеку? Благодаря чему музыка может являться средством общения для всего человечества, связующей нитью между людьми, живущими на разных континентах, в разных веках?

Учитель подчёркивает, что ученики могут при желании придумать свою формулировку для одной из предложенных тем. Также он просит не забывать их о том, что каждое сочинение, на какую бы тему оно ни было бы написано, должно быть структурировано, логически выстроено, и содержать 3 обязательных компонента: вступление, основную часть и заключение.

После обсуждения тем ученики слушают адажио ещё раз и приступают к написанию сочинения. Основная работа по созданию собственного текста проводится дома.

Практическое занятие № 10

Наши рекомендации