Прозиопе́за. см. просиопезис
ПРОЗАИ́ЧЕСКАЯ СТРОФА́ −группа тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, выражающая более полное, по сравнению с отдельным предложением, развитие мысли; одна из основных единиц речи. В лингвистической литературе для обозначения этой единицы используются и другие термины, чаще других – «сложное синтаксическое целое», а также «сверхфразовое единство», «абзац», «компонент». Однако термин «сложное синтаксическое целое» подчёркивает синтаксическую природу этой единицы, оставляя в стороне её смысловое единство. Кроме того, термином «сложное целое» некоторые учёные (напр., А.М. Пешковский) обозначают сложное предложение. Термин же «П.с.» совмещает признаки смыслового и синтаксического единства.
Со стороны интонационной П.с. характеризуется ритмико-интонационным единством и удлинёнными паузами на границах. Со стороны смысловой П.с. характеризуется единством мысли, высказывания, темы, что особенно остро ощущается в художественной литературе. Отдельное предложение, как правило, неполно, не закончено по смыслу. Подлинную жизнь предложение обретает в контексте, т.е. в П.с.
Тесному смысловому единству П.с. соответствует единство синтаксическое. Важнейшей синтаксической характеристикой П.с. как синтаксической единицы является наличие специфических синтаксических связей между составляющими её предложениями (цепные, параллельные, присоединительные связи). Важная черта грамматической организации П.с. – согласование (в широком смысле) форм времени, обусловливающее создание общей временно́й перспективы повествования или сообщения. Сказуемые в рамках П.с. имеют единый видовременной план, что способствует тесной связи предложений.
Представляя собой тесное семантико-синтаксическое единство, П.с. является в то же время и модальным единством. Предложения П.с. имеют, как правило, единую субъективно-модальную окраску, и любое изменение модального «тона» сказывается на её структуре. В качестве средств выражения субъективной модальности (для оформления переходов, начала, конца мысли и т.д.) используются личные местоимения (я, мы), личные глагольные формы, модальные слова, частицы и др.
Будучи одной из крупных структурно-семантических единиц, на которые членится речь, П.с. имеет определённую композицию. Входящие в неё предложения играют неодинаковую роль. Наибольшей самостоятельностью, относительно большей свободой своего строения характеризуется первое предложение П.с. – зачин, для которого используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Другие предложения П.с. менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении и зависят синтаксически от зачина, который является организующим центром строфы. Помимо зачина и средней части П.с. часто имеет концовку, для оформления которой также используются специальные синтаксические средства. Таким образом, П.с. имеет, как правило, следующую композицию: зачин, содержащий начало мысли, формирующий её тему; средняя часть – развитие мысли, темы; концовка – своеобразная синтаксическая (композиционная) точка, подводящая итог микротеме П.с. и подчёркивающая это не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении.
Описанная композиция П.с. – характерная, типовая, но не обязательная. В зависимости от структуры целого произведения или его фрагмента возможны П.с. без зачина, без концовки; П.с., состоящие из одного предложения. Композиционно-тематическое многообразие П.с. определяется задачами, содержанием текста. Однако это многообразие основывается на типовом, идеальном виде П.с., состоящей из зачина, средней части и концовки.
Следует различать два плана членения П.с.: композиционно-тематический, дающий как бы внешний контур П.с., её абрис, и синтаксический, представляющий способы связи между предложениями, составляющими П.с. Синтаксическое членение – это внутренний план строения П.с. Полная характеристика П.с. складывается из её анализа в этих двух планах. В зависимости от синтаксического строения П.с. подразделяются на цепные, классифицируемые по типу зачинов, параллельные (повествовательные, описательные, анафорические), а также особые структурные типы (П.с. с единым субъектом; П.с., строящиеся по модели зачина; кольцевые).
В отличие от предложения П.с. имеет гибкую структуру. П.с. не является воспроизводимой единицей жёсткого строения (воспроизводимы лишь грамматические образцы, модели соединения предложений). П.с. задаёт программу, характер, схему развёртывания мысли, способ изложения. Конкретные же варианты воплощения этих схем отличаются как в синтаксическом, так и в композиционном отношении. Строя предложение, говорящий (пишущий) выбирает одну из моделей, наиболее подходящую для выражения мысли, но он не может изменить модель предложения (структурную схему), жёстко заданную языком. При построении П.с. степень свободы возрастает, но она также не беспредельна. Она достаточно велика при выборе первого предложения (выбор определяется общим замыслом, предполагаемым характером движения мысли) и постепенно сужается к концу П.с., т.к. предшествующие предложения с большой силой принудительности диктуют то или иное продолжение или завершение мысли.
Большое значение имеет П.с. для стилистики, для характеристики художественной манеры писателя. Своеобразие слога проявляется не столько в строении предложения, сколько в строении П.с., в связях между её элементами-предложениями. В художественной литературе, в публицистике не предложение, а П.с. является, как правило, наименьшим художественным целым, единицей слога. У каждого большого писателя существует боле или менее постоянный (хотя бы для отдельного периода или произведения) тип П.с., тип организации большого контекста, тесно связанный с его художественным методом, способом познания и видения действительности. Велика роль П.с. и в других стилях.
Лит.: Алексеева О.В. Функционально-смысловые типы прозаических строф: на материале произведений малого жанра Л.Н. Толстого для детей: КД. Саратов, 2001; Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Т.1. Киев, 1952; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981; Одинцов В.В.Стилистика текста. М., 1980; Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры // Доклады и сообщения Института русского языка АН СССР. М.; Л., 1948; Рогожина Т.А. Диалогическое единство и сложное синтаксическое целое: системно-функциональный аспект: КД. Ростов н/Д, 2011; Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики (на материале немецкой прозы). Л., 1967; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 2008.
Г.Я. Солганик