Основные направления современного анализа разговорной речи

В настоящее время в Европе существует немало конкретных лингвистических

проектов, обращенных к анализу разговорной речи и претендующих на исключительность

предлагаемого подхода. При этом исследователи нередко ставят знак равенства между

диалогом и разговором, не акцентируя внимание на некоторое несовпадение этих понятий. Г.

Шанк и Г. Шёнталь дают, например, такое определение своему предмету исследования:

«Под диалогом / разговором мы понимаем коммуникативную деятельность, по крайней мере,

двух лиц, которые присутствуют (1) одновременно, т. е. в одно и то же время, (2а) в одном и

том же месте, или они вступают в общение друг с другом (2Ь) посредством технического

канала, так что в любое время возможно исполнение каждым из участников роли

говорящего, причем (3) их внимание направлено на общую тему» (Schank, Schoenthal 1983:

64). С точки зрения социологии признаки (1) и (2а) характерны для ситуации «лицом к лицу»

(face-to-face), и именно в этом случае известную роль играют невербальные средства

коммуникации. Комбинация признаков (1) и (2Ь) предполагает ситуацию телефонного

общения (Ibid.: 65). Нередко при определении «разговора» делается ссылка на его

диалогический характер и другие текстовые параметры: «Разговор (Gesprach) — это

ограниченная последовательность речевых высказываний, имеющая диалогический характер

и обнаруживающая тематическую направленность» (Brinker, Sager 1996: 11).

В самом общем виде можно назвать два направления европейских исследований

разговорной речи (что, кстати сказать, прослеживается и в приведенных выше определе-

ниях):

1) изучение структурной организации диалога (разговорной речи, разговорного акта),

2) анализ тематико-содержательной организации диалога (Linke, Nussbaumer,

Portmann 1994: 262-263).

На переднем плане первого (структурного) направления находятся следующие

вопросы: кто, когда и как долго говорит, как часто и каким образом в интеракции становятся

говорящим (лицом). Сюда же относятся проблемы, связанные с выявлением и описанием

структурных единиц разговорной коммуникации, а также установлением их иерархии.

В этом плане, например, Г. Хенне и Г. Ребокк выделяют три основных уровня, внутри

которых существуют свои специфические категории:

— макроуровень — высший уровень структурной организации разговора (диалога),

на котором, в свою очередь, различаются три фазы: начало, середина и конец;

— средний уровень, в рамках которого выделяются более мелкие отрезки —

разговорный шаг (Gesprachsschritt), мена говорящего, последовательность разговорных

шагов (Gesprachssequenz);

— микроуровень, который составляют грамматические, лексические и фонолого-

просодические структуры в рамках любой из единиц среднего уровня (Henne, Rehbock 1982:

20).

В рамках второго (тематико-содержательного) направления изучается взаимодействие

партнеров по разговорной коммуникации, а именно решаются следующие вопросы: какой

обработке во время общения подвергается тема, как партнеры координируют свои усилия

при развитии темы, как они сообща развивают темы и т. п. Здесь же рассматриваются

вопросы о содержательных единицах разговорного акта (диалога), об иерархической

сопряженности отдельных тематических блоков, о формах и методах смены темы в ходе

общения и т. д.

Особняком стоит вопрос о взаимной связи двух названных выше направлений анализа

разговорной речи. Комплексное исследование лингвистических феноменов предполагает

соотнесение их структурных и содержательных особенностей. При этом выявлению

подлежат особенности взаимной зависимости и взаимной обусловленности структуры и

содержания разговорной речи. Как уже отмечалось выше, в европейских исследованиях

заметно влияние американской методики анализа разговорной речи.

Наши рекомендации