Основные направления современного анализа разговорной речи
В настоящее время в Европе существует немало конкретных лингвистических
проектов, обращенных к анализу разговорной речи и претендующих на исключительность
предлагаемого подхода. При этом исследователи нередко ставят знак равенства между
диалогом и разговором, не акцентируя внимание на некоторое несовпадение этих понятий. Г.
Шанк и Г. Шёнталь дают, например, такое определение своему предмету исследования:
«Под диалогом / разговором мы понимаем коммуникативную деятельность, по крайней мере,
двух лиц, которые присутствуют (1) одновременно, т. е. в одно и то же время, (2а) в одном и
том же месте, или они вступают в общение друг с другом (2Ь) посредством технического
канала, так что в любое время возможно исполнение каждым из участников роли
говорящего, причем (3) их внимание направлено на общую тему» (Schank, Schoenthal 1983:
64). С точки зрения социологии признаки (1) и (2а) характерны для ситуации «лицом к лицу»
(face-to-face), и именно в этом случае известную роль играют невербальные средства
коммуникации. Комбинация признаков (1) и (2Ь) предполагает ситуацию телефонного
общения (Ibid.: 65). Нередко при определении «разговора» делается ссылка на его
диалогический характер и другие текстовые параметры: «Разговор (Gesprach) — это
ограниченная последовательность речевых высказываний, имеющая диалогический характер
и обнаруживающая тематическую направленность» (Brinker, Sager 1996: 11).
В самом общем виде можно назвать два направления европейских исследований
разговорной речи (что, кстати сказать, прослеживается и в приведенных выше определе-
ниях):
1) изучение структурной организации диалога (разговорной речи, разговорного акта),
2) анализ тематико-содержательной организации диалога (Linke, Nussbaumer,
Portmann 1994: 262-263).
На переднем плане первого (структурного) направления находятся следующие
вопросы: кто, когда и как долго говорит, как часто и каким образом в интеракции становятся
говорящим (лицом). Сюда же относятся проблемы, связанные с выявлением и описанием
структурных единиц разговорной коммуникации, а также установлением их иерархии.
В этом плане, например, Г. Хенне и Г. Ребокк выделяют три основных уровня, внутри
которых существуют свои специфические категории:
— макроуровень — высший уровень структурной организации разговора (диалога),
на котором, в свою очередь, различаются три фазы: начало, середина и конец;
— средний уровень, в рамках которого выделяются более мелкие отрезки —
разговорный шаг (Gesprachsschritt), мена говорящего, последовательность разговорных
шагов (Gesprachssequenz);
— микроуровень, который составляют грамматические, лексические и фонолого-
просодические структуры в рамках любой из единиц среднего уровня (Henne, Rehbock 1982:
20).
В рамках второго (тематико-содержательного) направления изучается взаимодействие
партнеров по разговорной коммуникации, а именно решаются следующие вопросы: какой
обработке во время общения подвергается тема, как партнеры координируют свои усилия
при развитии темы, как они сообща развивают темы и т. п. Здесь же рассматриваются
вопросы о содержательных единицах разговорного акта (диалога), об иерархической
сопряженности отдельных тематических блоков, о формах и методах смены темы в ходе
общения и т. д.
Особняком стоит вопрос о взаимной связи двух названных выше направлений анализа
разговорной речи. Комплексное исследование лингвистических феноменов предполагает
соотнесение их структурных и содержательных особенностей. При этом выявлению
подлежат особенности взаимной зависимости и взаимной обусловленности структуры и
содержания разговорной речи. Как уже отмечалось выше, в европейских исследованиях
заметно влияние американской методики анализа разговорной речи.