Аподозис. см. период
АПОЗИОПЕЗИС (АПОЗИОПЕ́ЗА), или АПОСИОПЕ́ЗИС (АПОСИОПЕ́ЗА) (от др.-греч. αποσιώπησις – ‘усечение, умолчание’), − стилистический приём (стилистическая фигура), состоящий в намеренном недоговаривании (прерывании, усечении) высказывания, сопровождающемся особой интонацией (на письме обозначается многоточием). В зависимости от типа предложения и его части, подвергаемой усечению, высказывания с А. отличаются разной степенью смысловой незавершённости. Ср.: Клим не успел уклониться от объятий, Лютов тискал его, приподнимая и, целуя мокрыми, горячими губами, бормотал: − Спасибо… Я очень…очень… (М. Горький); И у них с Натой уговор, она просила: она будет приходить, но он должен об этом никому, никому… (А. Битов).
Главная функция А. − создание подтекста, что характерно для художественной речи и публицистики. А. с высокой степенью смысловой неопределённости невербализованной части высказывания характерен для разговорной аффектированной речи (в художественных текстах это главным образом речь персонажей). В заголовках А. усиливает рекламную функцию: Гласность – вещь превосходная, но… (ЛГ. 23.07.1986).
А. часто вступает в стилистическую конвергенцию (взаимодействие) с другими стилистическими фигурами, напр., с риторическим вопросом; эллипсисом и др.: Кто-нибудь другой об этом мог и не знать. Но начальник управления пассажирских перевозок? (ЛГ. 14.11.1973).
А. может оформлять смысловой центр небольшого текста, напр., анекдота: Два мужика разговаривают: – Ты знаешь, подарил дочери скрипку – думал, в музыкальную школу пойдёт, играть научится. Нет, ничего не произошло – так и лежит инструмент, пылится! – Ага! У меня та же история: купил тёще чемодан… (ТД. 26.02–04.03. 2001).
Разновидностью А. является Апокопа (см.) – обрыв слова, отсечение от него какой-л. части (недоговаривание слова). Этот приём обозначает наличие (появление) чего-л. препятствующего завершению речи (волнение, страх, физическое состояние говорящего, этическое табу и т.д.). Напр.: Так обстоит дело даже в самых отвратительных случаях. Но есть ведь и другие – тоже не ахти какие, но чуть более позити… нет, скажу лучше «чуть менее летальные» (Завтра. 2007. № 51); Борьба с воровством, конечно, должна идти рука об руку с модернизацией. Иначе наши обнаглевшие чиновники все плоды модернизации спи… В смысле «спилят!» (АиФ. 2010. № 44); Я видел: над трупом склонилась луна, / И мёртвые губы шепнули «Грена…» (М. Светлов).
Термин «апокопа» употребляется также для обозначения способа образования слова путём укорачивания его финальной части на один или несколько звуков (см. у И. Северянина: весень, синегладь, сквозь смоль, лазорь и т.п.). Такие слова, как правило, окказиональны, хотя встречаются исключения, напр., стало узуальным созданное И. Северяниным слово бездарь (усечённое бездарность, бездарный).
Лит.: Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; Колокольцева Т.Н. Незавершённые высказывания и контекст (на материале художественной прозы) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-методич. бюллетень / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 6. Красноярск-Ачинск, 1998; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999; Цой А.А. О так называемых усечённых, или недоговорённых предложениях // Русский язык в школе. 1971. № 6; Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2005.
А.П. Сковородников
АПОКОПА(от др.-греч. άροκοπή – ‘отсечение, усечение’) – 1. Падение конечного звука или звуков в слове в результате акцентно-фонетических процессов. Напр.: чтоб – чтобы.
2. Способ образования слова путём усечения его с правой стороны на один или несколько звуков. Напр.: метро – метрополитен, универ – университет.
Апокопированные слова первоначально воспринимаются как окказиональные. Некоторые из них через продолжительное время входят в литературный язык. Как отмечает Е.В. Клюев, вошедшим в литературный язык является изобретённое Игорем Северяниным слово бездарь, образовавшееся усечением слова бездарный (бездарность). Изменилось лишь ударение, которое поэт ставил на последнем слоге [Клюев 1999: 230]: Вокруг талантливые трусы / И обнаглевшая бездарь…(И. Северянин).
3. Стилистический приём, заключающийся в умышленном усечении конечной части слова (как правило, слога или слогов), которое остается узнаваемым. Напр.: И Леля стала тонуть. Казалось, будто кто-то тянет её за ноги и не даёт вырваться. Течение быстрое, вода холодная, а Леля слабая женщина, слабая, слабая, сла… Очнулась на берегу (Э. Русаков); … в небесах архан / радостно маха / шистыми хвоста (Г. Сапгир) (ср.: в небесах архангелы радостно махали пушистыми хвостами); – Чего ты с ним, гадом, толкуешь, Федьк? – прогнулась фигура (А. Афанасьев).
А. используется для отображения стремительности событий, передачи эмоционального состояния героя, стилизации под разговорную речь, намёка на нежелательные для произнесения вслух слова, а также с целью создания комического эффекта или языковой игры.
Лит.: Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2004; Горте М.А.Фигуры речи: терминологический словарь. М., 2007; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999; Кузнецова Н.В. Структура и стилистика языковых средств в текстах интернет-форумов: АКД. Тюмень, 2008; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999.
Г.А. Копнина
АПОПЛАНЕ́СИС. См. ПОДМЕНА ТЕЗИСА