Творческий диктант с элементами подготовительного диктанта
Данное занятие рассчитано на разные типы языковой личности. Способствует развитию образного и логического мышления, а также развивает зрительную и слуховую память.
Тема: «Однородные члены предложения. Расстановка знаков препинания при однородных членах предложения».
По прохождении данной темы учащимся предлагается написать диктант, который насыщен однородными членами предложения, и выполнить ряд заданий.
1. Перед написанием диктанта прочитать аудитории текст один раз. Затем предложить ряд вопросов относительно содержания данного отрывка художественного текста.
2. Учащимся раздается отрывок текста и предлагается прочитать предложения и по ходу вставлять пропущенные буквы и слова, обосновывая свой выбор, а также объяснять расстановку знаков препинания при однородных членах (задание выполняется по цепочке).
Ран(н)ей весной я испытывал такое сильное ж...лание странствовать, что ст..н..вился б..льным и н..сп..собным к р..боте.
И трудно же было ус..деть в Петербурге в..сной. Бывало, ночью откроешь форточку и слушаеш.., как ________пр..л..тающие над гор..дом кулики, как утки _______, журавли, гуси, лебеди – такой уж этот город, окружен(н)ый огромными, неосушенными болотами, что, кажется, вся п..р..летная птица валит по этому рыжему от эл..ктричества небу. Бывало, р..с..кажешь про такое что-нибудь в обще..стве, и так этому уд..вляются.
Раз я слушал, слушал такие интересные мне разговоры, купил себе _________, ______, разные мелочи и начал пут..шествовать. С тех пор ни одной весны я не пропустил, и все весны были такие же ________, как пос..щенные мною края, каждая имела свое лицо.
3. После разбора орфограмм и обсуждения содержания текста (речь идет о путешествии) текст еще раз прочитывается и далее диктуется.
Ранней весной я испытывал такое сильное желание странствовать, что становился больным и неспособным к работе.
И трудно же было усидеть в Петербурге весной. Бывало, ночью откроешь форточку и слушаешь, как свистят пролетающие над городом кулики, как утки кричат, журавли, гуси, лебеди – такой уж этот город, окруженный огромными, неосушенными болотами, что, кажется, вся перелетная птица валит по этому рыжему от электричества небу. Бывало, расскажешь про такое что-нибудь в обществе, и так этому удивляются.
Раз я слушал, слушал такие интересные мне разговоры, купил себе синий эмалированный котелок с крышкой, удочки, разные мелочи и начал путешествовать. С тех пор ни одной весны я не пропустил, и все весны были такие же разные, как посещенные мною края, каждая имела свое лицо.
(М. Пришвин. «Путешествие»)
4. После написания текста под диктовку учащимся дается задание озаглавить текст и написать не более 5 предложений на одну из предложенных тем (используя при создании текста конструкции с однородными членами предложения):
«Что для меня путешествие…» (носит характер рассуждения);
«Какое место я хотел бы посетить»;
«Один день моего путешествия (поездки к бабушке, к тете, другу…)» (повествование);
«Путешествие в страну Великанию»(с элементами описания).
Последнее задание рассчитано на выполнение дома.
Практическое занятие № 5
Изложение как форма развития эстетического языкового чувства школьников
1. Изложение как форма учебной деятельности.
2. Типы изложений.
3. Методика работы над изложением.
Литература
1. Голев, Н. Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и вузе / – Барнаул, 1999.
2. Дрозд, Н. В. Изложение по очерку Е. И. Осетрова о храме Покрова на Нерле // Русская словесность. 2004. № 6.
3. Зотина, Т. В. Работа над ошибками в изложениях учащихся. // Русский язык в школе. 2000. № 8.
4. Ивченко, П. Ф. Обучающие изложения: 5 – 9 классы / – М., 1995.
5. Калугина, Е. М. Готовимся к итоговому изложению и к ЕГЭ по русскому языку // Русский язык в школе. – 2007. – № 2.
6. Капинос, В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 кл / – М., 1994.
7. Системный анализ текста как пропедевтика речевой культуры в школе // Отчет по программе Министерства образования Российской Федерации. – Барнаул, 2000.
8. Соловьева, Т. Н. На пути к изложению // Русский язык в школе. – 2007. № 8.
9. Францман, Е. К. Изложения с элементами сочинения: 5 – 9 классы / – М., 1999.
10. Чернова, А. Н.. Изложения в V-XI классах на спортивные темы // Русская словесность. – 2004. – №2.
11. Шипицина, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами / – М., 1997.
Методические рекомендации по подготовке к изложению (любые сборники, пособия).
Голев, Н. Д. Рекомендуемые приемы актуализации опорных точек путем активизации языкового сознания на его чувственном уровне (интуиции, чутья) для воспроизведения текста в форме изложения // Системный анализ текста как пропедевтика речевой культуры в школе. Отчет по программе Министерства образования Российской Федерации. – Барнаул, 2000.
Основное предназначение опорных точек в пропедевтике изложения и сочинения-подражания – актуализация и сохранение в сознании ученика смыслообразующих или стилеобразующих компонентов, ориентируясь на которые он может воспроизвести данный текст в форме изложения или, подражая исходному тексту, продуцировать текст-аналог.
1. Пропедевтическое переписывание текста, ориентированное на последующее изложение этого же текста или на сочинение-подражание по этому тексту.
2. Вариант 1 с направленной актуализацией, то есть с графическим выделением опорных точек – орфографически, стилистически, семантически значимых элементов текста.
3. Пропедевтический диктант, ориентированный на последующее воспроизведение данного текста в форме изложения или на сочинение-подражание по этому тексту.
4. «Интонационное прочтение» текста изложения. Интонация и логическое ударение – сильные актуализаторы для детей с активным слуховым каналом восприятия.
5. Вариант 4, усиленный параллельным визуальным слежением за озвучиванием текста изложения.
6. Клоуз-тесты – пропуск или замена слов, которые ученик должен восстановить. Они ориентированы на активизацию языкового сознания на его чувственном уровне (интуицию, чутье). При попытках разрешения клоуз-задачи происходит актуализация необходимого элемента (опорной точки воспроизведения), в силу чего повышается вероятность его закрепления в сознании и воспроизведения в тексте изложения или использования в тексте сочинения-подражания:
1) клоуз–тест с пропущенными словами (фрагментом текста), которые нужно восстановить после первого прочтения или визуального знакомства с текстом;
2) клоуз-тест с замененным словом (словосочетанием), которое нужно найти после первого прочтения или визуального знакомства с текстом;
3) восстановление конца (середины, начала) предложений. Весьма важен способ актуализации, фиксирующий в сознании ученика характерные для данного текста (идиостиля его автора) синтаксические структуры;
4) клоуз-тест с пропущенным или замененным словом, которое нужно восстановить в тексте, предъявленном ученику первый раз. Это «сильный» способ актуализации, заставляющий ученика активизировать свою языковую интуицию и/или логику для «вычисления» пропуска или замены, исходя из логики стилистики данного текста. Тем самым эта логика актуализируется в его сознании;
5) задание с пропуском или заменой слова (фрагмента текста) по типу предыдущих с выбором варианта ответа из набора предложенных вариантов.
7. Актуализация путем выделения списка ключевых слов:
1) ученикам предлагается из текста для изложения список ключевых слов, который составлен учителем. Такой список дает учителю разные возможности. В эксперименте испытывались списки, составленные из стилистически значимых слов, из слов, значимых в смысловом отношении (слова, образующие смысловой сюжет и логику текста) и отношении модальном и синтагматическом (в этих случаях актуализировались слова-связки, призванные сохранить модальность текста и его связанность). Такая работа предполагает введение в урок в качестве специальной цели отработку мнемонической техники, особенно в варианте выучивания списка наизусть. Исследовались также актуализационные возможности ключевых слов разных частей речи, обнаруживающие некоторую корреляцию с психолингвистической типологией языковых личностей учащихся;
2) самостоятельное выделение учениками списка слов. Это принципиальный вид актуализации, связывающий культуру понимания текста и культуру его продуцирования. Он предполагает обучение данному виду работы.
Практическое занятие № 6