Решение грамматико-орфографических задач
Значение этого метода возрастает от I к IV классу. Он более других способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения – алгоритм (или выбрать из числа составлявшихся ранее), выполнить все «шаги» решения, сделать вывод, произвести самопроверку.
Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории – грамматики, словообразования, фонетики, морфемики, лексикологии, на общее языковое развитие школьника, на понимание значений языковых единиц и смысла текста. Сами задачи имеют широкую шкалу сложности, в которой заложены возможности повышения познавательной активности и самостоятельности школьников.
Что такое учебная задача? Это цель познавательной деятельности: она всегда содержит вопрос (задание, цель – определяющую часть задачи), данные, на которые можно опереться в ее решении, условия выполнения, предполагает порядок выполнения (план решения, или алгоритм), который, как правило, должен найти решающий задачу ученик, и предполагает результат решения – ответ. Перед учеником еще стоит необходимость проверки решения: способ проверки – это как бы новая задача, подчас нелегкая. Итак: вопрос – данные условия – порядок решения – ответ – его проверка. Общий метод решения грамматико- орфографических задач может быть применен ко всем типам задач, но порядок решения разный. Кроме того, отличие грамматико-орфографической задачи от математической (см. учебник математики) в том, что в последней задача уже дана, первые два элемента ученику даны в готовом виде, а в орфографии дан только текст, в котором сам ученик должен найти и объект задачи (орфограмму, пунктограмму), и определить ее тип, и поставить цель, и выделить данные для решения; далее – так, как в математике: разобраться в условиях задачи, составить план решения, выполнить само действие, получить ответ, проверить его. Трудность еще и в том, что на уроке математики решаются 2–3 задачи, ученику дается время для рассуждений, тогда как на уроке русского языка ученик должен решить по меньшей мере 20–30 задач, и дополнительного времени на их решение нет, они должны быть решены в процессе письма.
Рассмотрим составные элементы задачи и «шаги» ее решения. Ситуация – диктант; ученик на основе своей орфографической зоркости задержал свое внимание на слове часы.
Вот ступени решения:
1. В о п р о с , т. е. осознание цели того, что должно быть получено. Так, для проверки слова ч..сы [ч’иэсы́] задача – это выяснение того, какую букву следует писать после ч для обозначения гласного звука, т. е. определить фонему по ее сильной позиции в родственных словах.
2. У с л о в и я : отсутствие ударения, т. е. слабая позиция для гласного. Важно определить место безударного гласного: в корне слова. Напомним, что и цель, и условия никем заранее не даны (как это бывает при списывании с пропущенными буквами): ученик их определяет сам.
3. П о р я д о к в ы п о л н е н и я : выделение безударного гласного, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня проверочных слов с корнем проверяемого слова.
4. В ы в о д или ответ на вопрос задачи: проверка подтвердила, что в слове ч..сы следует писать букву а – часы.
Возможная проверка: по словарям, с помощью учителя.
Решая грамматико-орфографическую задачу, школьник должен:
– увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;
– определить ее тип: проверяемая или нет, к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
– определить способ проверки в общем виде в зависимости от типа орфограммы;
– определить «шаги» решения и их последовательность, т. е. составить или вспомнить алгоритм решения задачи конкретно;
– решить задачу, т. е. выполнить действие по «шагам», не пропустив ни одного и не сделав ошибки;
– сделать вывод о правильном написании;
– написать без ошибки, аккуратно, соблюдая требования каллиграфии;
– не потерять при этом общего смысла, содержания того текста, который он записывает под диктовку; соблюсти это требование труднее, если он пишет сочинение, т. е. самостоятельно составляет весь текст.
Все эти действия очень сложны для 7–9-летнего ребенка. Тем не менее идеи моделирования и алгоритмизации все более проникают в технологию правописания, в практику даже начальной школы, В помощь учащимся создаются памятки (т. е., в сущности, те же алгоритмы, доступно изложенные), указания в виде плакатов, таблиц и схем.