МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. В соответствии с целями и задачами курса изучение основополагающих положений деловой риторики как учебной дисциплины направлено на знакомство и освоение
В соответствии с целями и задачами курса изучение основополагающих положений деловой риторики как учебной дисциплины направлено на знакомство и освоение достаточно большого пласта информации, попытку выработки определенного набора умений и навыков. Профессиональная деятельность современного специалиста практически любого профиля в значительной степени связана с вербальной деятельностью, с участием в напряженном коммуникативном процессе, с необходимостью освоения информации как «на слух», так и «с листа». Деловая риторика в ее современном понимании включает не только умение устного изложения, но и умение слушания и понимания, не только навыки письменного оформления, но и отработанные навыки чтения и вычленения смыслового содержания. Следует сказать даже больше: деловая риторика рассматривает указанные умения и навыки в более широком контексте речевой культуры, включающей и речевую деятельность и речевое поведение. Изучение данной дисциплины должно помочь упрочить имеющиеся навыки и умения, повысить их эффективность и надежность.
Несмотря на то, что основа всего этого закладывается еще до вузовского этапа обучения, еще есть что узнать, чему обучиться, что отработать. Речь идет в первую очередь о том, что принципиальные положения деловой риторики выходят за рамки только речевых коммуникационных знаний, навыков и умений. Деловое общение включает ряд и неречевых факторов, связанных с психологическими, культурологическими, кинесическими, проксемическими, этикетно-протокольными, организационно-управленческими особенностями и аспектами.
Не менее важным при изучении основ ораторского искусства является фактор повышения общей гуманитарной культуры специалиста. Только на первый взгляд кажется, что профессионал «своего» дела является профессионалом в любом ином деле. Имению общаться, умению поддерживать должный уровень коммуникационного климата следует также учиться и, равно как и своему делу, учиться на протяжении всей жизни. Может быть поэтому даже весьма опытные профессионалы не стесняются обучаться тому, что носит название «деловая риторика».
Предлагаемая программа дидактически построена таким образом, что сначала обращается внимание на личностные знания, навыки и умения, которые создают необходимую базу для роста личностной культуры специалиста. Далее поле делового общения расширяется – рассматриваются вопросы делового общения с другими людьми в непосредственном «столкновении» с ними, в различных формах «живого» общения. При этом подобное общение может происходить как «один на один», так и в некоторых формах типа «один – многие», как это происходит при проведении совещаний, заседаний и т.п. Следующий этап – общение опосредованное, то есть происходящее, скажем, в письменной форме или с помощью технических устройств. Интуитивно или с опытом работы каждый понимает или научается быть эффективным в телефонном разговоре или деловой переписке; важно освоить базовые возможности как можно раньше.
Деловое общение проходит не всегда гладко, в нем возможны затруднения, препятствия, даже конфликты. Деловое общение вообще есть дело стратегии и тактики, а в случае конфликтных ситуаций – тем более. Даже если кажется, что каждый конфликт есть нечто особенное, изучены и описаны типовые ситуации возникновения и развития конфликтов, на базе чего выработаны типовые схемы, методы и приемы поведения в конфликтных ситуациях и разрешения конфликтов, при условии понимания того, что конфликт может нести значительно количество позитивной информации.
Деловое общение с представителями иных культур (национальных, религиозных, корпоративных и прочих) требует в первую очередь их понимания, осознания и выполнения требований как проявления уважения к ним, так и уважения к своей собственной. Именно поэтому деловая риторика зачастую столь «обременена» огромных количеством культурологических характеристик. На все эти факторы следует обращать специальное внимание в процессе преподавания, в процессе формирования ряда серьезных компетенций современного специалиста.
При освоении студентами курса деловой риторики особое значение придается активным формам обучения – тренингам, практическим занятиям, разбору примеров и приемов, деловым, ролевым, ситуационным играм во всем том многообразии, которое находится в распоряжении педагогических и образовательных технологий. При этом следует отдавать себе отчет, что следует уходить от «заорганизованности», умело заинтересовывать обучающихся, использовать определенную спонтанность процесса обучения. Любые советы и указания хороши, но если в соответствии с законодательством преподаватель вуза имеет право выбора методов и средств обучения в соответствии со своими индивидуальными особенностями, равно как и право определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, то этими правами следует пользоваться в целях обеспечения высокого качества учебного процесса, которое не может не учитывать не только индивидуальные особенности преподавателя, но и индивидуальные особенности студента. Но, как говорит восточная мудрость, «и дорога в тысячу ли начинается с первого шага» (в варианте иной культуры – «дорогу осилит идущий»).