Вопрос 12. Речь на презентации.

Задача выступающего состоит в том, чтобы подчеркнуть значимость достижений коллектива, способность развиваться, создавать новую конкурентноспособную продукцию.

Пре­зентацию следует рассматривать как своеобразный день рождения банка, академии, книги, новой продукции и т. п. Однако в отличие от поздравительной речи, где оратор мо­жет ограничиться исключительно эмоциональными аргу­ментами и личностными оценками, речь на презентации обязательно должна включать рациональную аргумента­цию, доказывающую справедливость и правомерность по­ложительных оценок и похвалы. Поэтому в речи на презен­тации наряду с оценочными суждениями (например, представляемая продукция — это «супершина, комфортная для пользователя во всех отношениях, отвечающая требова­ниям самого придирчивого покупателя на свете») необходи­мо вводить объективную информацию (например, «пред­ставляемая шина отвечает требованиям сорока шести стандартов, и международные критерии качества по ISO 90001 полностью соблюдены»).

Речь на презента­ции должна начинаться со вступления, в котором надо сообщить повод и представить предмет, например: «Господа, у нас сегодня праздник — мы открываем первый в Волгограде магазин одежды извест­ной голландской фирмы "Бергхауз "». Во вступлении оратор также может обратиться со словами благодарности к тем, кто принимал участие в создании предмета (представителям власти, организаторам, спонсорам), с обязательным полным сообщением имен людей и названий организаций.

Ср., например, как это делается в речи на открытии детского парка: Уважаемые дамы и господа! В этот солнечный летний день мы собрались здесь, на набережной Волги, по поводу открытия детского парка отдыха и развлечений «Солнечный городок». Это прекрасное творение рук человеческих создано во имя будущего нашей страны, жизни и процветания нашего города и района. Мы хотели бы выразить огромную благодар­ность районной администрации, которая оказала большую материальную поддержку нашему начинанию; районному радио и городскому телевидению за предоставление времени в эфире; а также тем, кто принимал участие в возведении комплекса: директору крупнейшей в районе строительной корпорации «Гарант» Шинникову Егору Степановичу и начальнику трамвайно-троллейбусного депо № 3 Есину Петру Петровичу. Забота о детях сплотила всех жителей нашего района. Многие горожане лично участвовали в строительст­ве аттракционов. Сегодня мы говорим спасибо всем тем, кто оказал посильную помощь в возведении «Солнечного городка» и уверены, что наивысшей наградой для всех будет смех и ра­дость наших детей (Л.П. Новиченко).

Довольно часто речи на презентации на этом и заканчи­ваются, что можно признать серьезным нарушением норм внутрижанрового поведения, так как в этом случае цель представить и оценить объект остается нереализованной. Пожалуй, самую изысканно короткую речь такого рода сказал герой мультфильма Чебурашка на открытии дома для друзей: «Строили мы строили и наконец построили. Спасибо нам!». Выступающим на презентации никак нель­зя уподобиться Чебурашке. Поэтому следует разработать основную часть, представляющую собой 1) информацию о предмете презентации, его смысле и значении для присут­ствующих и широкой общественности. Содержание и по­строение речи определяется сущностью представляемого явления.

Так, если речь идет об учебном заведении, то ора­тор рассказывает о том, кого, чему и как здесь обучают, ка­кова структура вуза, если о банке — об особенностях и по­ложительных отличиях его от аналогов, о тех услугах, ко­торые банк собирается предоставлять клиентам; если о книге — как она создавалась, о чем она, кому адресована и т. д.

Из других типичных элементов содержания можно указать на такие:

2) описывают проблему, которую решает появление нового предмета: «Прошло уже 8 лет с тех пор, как в нашем районе закрыли детский комплекс каруселей. Все это время он бездействовал, но дети продолжали приходить в опустевший парк. Однако теперь они могли рассчитывать только на изредка наезжавший Луна-парк»;

3) рассказыва­ют о тех людях, которые принимали участие в разработке, производстве и т. п. нового предмета: «И вот два года назад наша общественная организация «Будущее России» иниции­ровала проект развития инфраструктуры детского отдыха и развлечений, и «Солнечный городок» стал одним из главных его элементов. Районный комитет по делам молодежи и ад­министрация поддержали наши разработки, помогли найти спонсора и активизировать общественность и жителей района. Сегодня парк готов. Он построен по проекту архи­тектора Мухова С.В., который в своей работе удачно соче­тает элементы природного ландшафта и технические кон­струкции» (Л.П. Новиченко);

4) рассказывают о перспек­тивах, открывающихся в связи с появлением нового пред­мета (события, статуса и т. д.): «Конечно же мы отдаем себе отчет в том, что в одночасье невозможно приобрести новое качество. Мы понимаем, что высокое звание академии — это не финиш, не венец, а только известный аванс, это старт. И нам предстоит еще очень и очень много сделать, чтобы стать действительно академией, действительно освоить то поле деятельности, которое нам предназначено. Нам предстоит стать нужными, полезными, необходимыми ор­ганам власти и управления, сделать так, чтобы они нужда­лись в наших научных разработках. Нам предстоит подго­товить плеяду новых чиновников, людей, которые будут дей­ствительно работать на современном уровне, ибо судьба российских реформ в руках российского чиновничества» (М.А. Сукиасян);

5) указывают на отличие рассматривае­мого предмета от других аналогичных.

Заключение также зависит от сущности представляе­мого явления. Если представляется новая продукция, пре­тендующая на мировой уровень, — оратор выражает на­дежду на то, что она завоюет мировой рынок и станет по­пулярнее известных аналогов. Если представляется мага­зин — высказывает уверенность в том, что он станет са­мым посещаемым в городе. Если представляется книга, то желает ей вдумчивых и добрых читателей.

Наличие в речах на презентациях информационных блоков вы­звано спецификой ситуации, сочетающей черты делового мероприятия (предъявление нового явления широкой об­щественности, введение его в общественную жизнь) и тор­жества (торжественная форма этого предъявления).

К типичным недостаткам речи этого жанра необходи­мо отнести:

1) полное отсутствие эпидейктических элементов (по­хвалы, благодарности, выражения чувства радости и гор­дости и т. п.);

2) отсутствие вступления и заключения;

3) завершение речи прямым призывом к совершению определенного действия (учиться в нашем вузе, покупать нашу продукцию и т. п.).

Пример:

Уважаемые господа!

Сегодня мы рады открыть в ... представитель­ство Группы Компаний АМОЛИ, которая начала свою деятельность в виде отдельных компаний более 40 лет назад в Индии и является в настоя­щее время одним из лидирующих торговых домов Дальнего Востока в области электроники, химиче­ского и фармацевтического сырья, компьютеров и копировальной техники.

Наш торговый дом состоит из нескольких компа­ний, занимающихся производством и экспортным и импортным бизнесом в разных областях и объединённых в 1986 году под общим названием «АМОЛИ». Это — Кемфар, Амоли Органике ЛТД и Умедика лабораториз ЛТД.

Сегодня Амоли имеет эффективную торговую сеть по всей Европе. На основе своего опыта компания уже заняла сильную позицию на международном рынке, поставляя качественную продукцию по кон­курентным ценам.

Сфера деятельности компаний:

Амоли энтерпрайзис ЛТД (созд. в 1986 г.) — компью­теры и автоматизация офисного оборудования.

Это одна из ведущих организаций в Гонконге, имеющая репутацию одного из основных поставщи­ков фирменной продукции в сфере компьютеров, ко­пировальной техники, оборудования и автоматиза­ции офисов. В настоящее время мы имеем своё про­изводство в этой сфере.

Кемфар, созданная в 1987 году, производит хи­мическую и фармацевтическую продукцию. Ком­пания имеет своё производство в Индии. Основная торговая сеть, представляющая рынок сбыта, в ос­новном размещена в Индии и Китае, а также во многих других странах — Японии, Корее, Пакиста­не, Бангладеш, Кении, Нигерии и большинстве ев­ропейских стран.

Остальные дочерние компании успешно работают в сфере производства лекарственных препаратов в конечной и составной фирме. Все производство со­гласуется с параметрами Who и USFDA.

Сегодня мы являемся лидером по качественному и количественному производству субстанций и имеем успешные результаты использования и налаженные торговые отношения со многими странами Азии, Америки, Африки и Европы.

На территории России «АМОЛИ» является диле­ром таких компаний, как Hewlett Packard, Canon, Ricoh, Epson.

Кроме своих складских мощностей в Гонконге и Сингапуре, мы имеем склады по многим видам продукции в Европе: Гамбурге, Вене и Москве.

Благодаря налаженным отношениям с производи­телями в Японии, на Тайване и в Китае мы имеем воз­можность предложить вам конкурентные цены и сво­евременную доставку. Если вы уже имеете торговую сеть, мы можем действовать как ваш постоянный по­ставщик. Будем рады с вами сотрудничать и надеемся установить прочные деловые контакты с торговыми компаниями в России. Мы рады вам представить всю гамму нашей продукции.

Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству торговые организации: как крупные торговые ком­пании, так и небольшие салоны, торгующие офис­ной техникой. Высокое качество нашей продукции и оптимальные цены — залог нашего и вашего преус­певания.

Позвольте выразить надежду на взаимовыгодные контакты и успешные перспективы нашего бизнеса в России.

Благодарю за внимание.

Наши рекомендации