Лабораторное занятие 5,6,7

Виды вступлений.

План:

1. Чтение всех видов вступлений каждым студентом.

2. Риторический анализ.

Основные понятия:

Диспозиция (лат.) - построение, композиция. Обычно используется трёхчастная композиция монологического выступления: вступление, основная часть, выводы.

Элокуция ( лат.)- словесное оформление мыслей, составление речи.

Теоретические сведения

Выражение мысли в тексте имеет огромное коммуникативное значение. Точность выбора слова – это необходимое условие доходчивости речи до адресата. При этом следует учитывать состав аудитории. Нельзя перегружать речь иностранными словами, новыми понятиями и в то же время нельзя упрощать преподнесение материала. Работа над текстом требует соблюдения всех стилистических норм.

Вступление не должно быть затянутым. Пять – шесть предложений по сути проблемы помогут создать необходимую атмосферу доверия между выступающим и слушателем, «зацепить» их внимание. Необходимо также сделать умелый переход - связку к основной части сообщения.

Виды вступлений

Историческое – в основе этого вида вступление – малоизвестные исторические факты или важные дополнения к известным.

Проблемный вопрос – не более трех проблемных вопросов.(«Может ли каждый человек стать хорошим оратором? Как преодолеть страх перед аудиторией?»)

Полемическое – опровержение устоявшегося мнения или позиции предыдущего выступающего, устоявшихся взглядов.

Информационное – ссылка на важную информацию.

Житейское – изложение биографических фактов какого-либо деятеля культуры, науки, истории в художественно – публицистическом стиле.

Сравнение – выявление общих или противоположных черт в характерах людей, событиях, позициях.

Диалог с аудиторией – краткое общение с аудиторией по теме выступления. Может быть диалог воображаемый, сконструированный.

Художественное – цитирование отрывка из художественных произведений, показ киноматериалов.

Обращение, восклицание. («Как приятно, что в этот знаменательный день…»)

Авторское рассуждение – публицистическое рассуждение, выявляющее авторскую позицию по отношению к теме выступления.

Задание.

Каждый студент готовит все виды вступлений и представляет их перед аудиторией (вход, приветствие, представление, зачин, тема, вступление, переход - связка)

Лабораторное занятие 8.

Круглый стол на тему: « Как установить контакт со слушателями?»

Вопросы для круглого стола:

1. Что такое «замысел автора»?

2. Какое значение имеет «копилка слов»?

3. Привести примеры из собственного опыта управления вниманием аудитории.

4. Как справиться с волнением?

5. Как реагировать на острые вопросы?

6. Как выступать без листочка?

7. Каким должно быть окончание речи?

Основные понятия:

Меморио – запоминание написанного текста

Теоретические сведения

Замысел автора - это его позиция, мнение о поднимаемых в речи проблемах. Заслуживает внимания и доверия аудитории тот выступающий, который отношением к людям доказал свою честность и порядочность. Если политик проявил равнодушие, бездействие в решении каких – либо проблем, то никакая, даже искусно составленная речь ему не поможет завоевать доверие людей. Аристотель считал нравственность оратора (этос) необходимым условием успеха выступления перед публикой. Древнегреческий ученый создал систему научной риторики: этос (нравственный облик оратора), пафос (замысел речи) и логос (логика в речи и языковые средства).

Начинать подготовку лучше всего с составления «копилки слов»: записей интересных фактов, наблюдений, источников материала, отдельных фраз, имен, сравнения и т.п. «Копилка слов» помогает лучше запоминать материал и настраиваться на выступление.

Материал всегда должен быть избыточным, «про запас».Тщательно должен быть подготовлен иллюстративный материал: видеопрезентация, схемы, таблицы и т.п. Многие молодые ораторы считают, что они с легкостью могут импровизировать. Но импровизация удается только в том случае, если выступающий хорошо знает тему, умеет владеть аудиторией, обладает речевой активностью.

Волнение перед выступлением – совершенно естественная реакция организма на предстоящую речевую ситуацию. Как правило, если оратор хорошо знает тему, создал для себя «портрет» целевой аудитории, предусмотрел возможные вопросы, то волнение уходит через 2-3 минуты. Остается лишь радость общения с аудиторией, желание донести до нее подготовленный материал.

Следует обязательно ознакомиться с местом выступления, чтобы чувствовать себя свободно в этой обстановке.

Окончание речи должно быть не менее интересным и впечатляющим, чем ее начало. Выводы необходимо делать последовательно. Можно отметить интерес аудитории к отдельным фрагментам выступления, поблагодарить слушателей за проявленный интерес и внимание, предложить задать вопросы.

Об управлении вниманием слушателей, оратор должен заботиться на начальном этапе подготовки к речи:

- подобрать интересные,живые примеры;

- предусмотреть вопросы и в нужный момент ввести их («Я знаю, что многих из вас интересует…» и т.п.);

- определить возможность участия слушателей в обсуждении ;

- использовать занимательные аналогии, сравнения;

- умело вводить материал группы «А» («Недавно я был свидетелем интересного события…»);

-Риторические приёмы запоминания:

заблаговременная подготовка;

фрагментарная работа над текстом;

деление текста на микротемы ;

выписка цитат, дат, фамилий;

тезисный план;

репетиция перед видеокамерой или небольшим количеством слушателей.

Лабораторное занятие 9

Наши рекомендации