Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел дисциплины | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной работы и трудоёмкость (в часах) | |||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||||||||||
Лекции | Семинарские /Практические | Лабораторные | Обязательная | Дополнительная | |||||||||
Раздел 1. Введение в риторику | |||||||||||||
Тема 1. Риторика как наука об ораторском искусстве, педагогическая риторика как учебный предмет. | |||||||||||||
Тема 2. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. | |||||||||||||
. | Тема 3. Исторические этапы развития риторики. | ||||||||||||
Итого по первому разделу: | |||||||||||||
Раздел 2. Этапы подготовки выступления и разделы риторики | |||||||||||||
Тема 4. Инвенция (изобретение). | |||||||||||||
Тема 5. Диспозиция (расположение). | |||||||||||||
Тема 6. Элокуция (выражение в языковых формах и украшение). | |||||||||||||
Тема 7. Запоминание и исполнение. Меморио (запоминание). | |||||||||||||
Итого по второму разделу: | |||||||||||||
Итого по дисциплине: | |||||||||||||
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
Раздел 1. Введение в риторику
Тема 1. Риторика как наука об ораторском искусстве, педагогическая риторика как учебный предмет. Ораторская речь: ее роды и виды. Академическая речь. Судебная речь. Социально-политическая речь. Социально-бытовая речь. Духовная (церковно-богословская) речь. Важнейшие жанры каждого рода.
Тема 2. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Стили общения. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью).
Тема 3. Исторические этапы развития риторики. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме. Риторика в России ХVII-ХХ в.в.
Раздел 1. Введение в риторику
Тема 1. Риторика как наука об ораторском искусстве, педагогическая риторика как учебный предмет
Лекция – 1 час
Вопросы для обсуждения:
1. Основные понятия риторики.
2. Ораторская речь: ее роды и виды (академическая, социально-бытовая, судебная, социально-политическая, духовная (церковно-богословская) речь).
3. Важнейшие жанры академической и социально-бытовой речи.
Понятия: риторика, ораторское искусство, красноречие, оратор, аудитория, роды речи, академическая речь, социально-бытовая речь, судебная речь, социально-политическая речь, духовная (церковно-богословская) речь, риторические жанры
Контрольные вопросы и задания:
1. Определите содержание понятия «риторика».
2. Назовите виды (роды) ораторской речи, охарактеризуйте их.
3. Соотнесите роды и жанры ораторской речи.
Базовый учебник
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. С. 95.
Тема 2. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики
Лекция – 1 час
Вопросы для обсуждения:
1. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.
2. Цели, задачи и содержание педагогической риторики.
3. Специфика речи педагога.
4. Стили педагогического общения.
Понятия: педагогическая риторика, стили педагогического общения, виды педагогической речи (объясняющая, инструктирующая, убеждающая и др.).
Контрольные вопросы и задания:
1. Что изучает педагогическая риторика?
2. В чем специфика речи педагога?
3. Назовите педагогические стили общения.
Базовый учебник
1. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. [Электронный ресурс]: ttp://www.folkuniversity.ru/books/nastolnaya_kniga_praktikuyusch/
2. Морозов В.Э. Особенности курса педагогической риторики для специальности «Профессиональное обучение». [Электронный ресурс]: http://www.engectver.ru/Konferenciya/3s/morozov.php
3. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.
Тема 3. Исторические этапы развития риторики. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме. Риторика в России ХVII-ХХ в.в.
Лекция – 1 час, практические занятия 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие риторики в Древней Греции и Древнем Риме.
2. Античные авторы об ораторском искусстве и идеале оратора.
3.Развитие риторики в России. Учебники риторики ХVII I-ХIХ в.в.
Понятия: античная риторика, софизмы, софистическая риторика
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте основные направления в античной риторике (софисты, учение Платона).
2. Сформулируйте основные положения теории Аристотеля о риторике.
3. Охарактеризуйте деятельность выдающихся ораторов древности (софисты, Демосфен, Цицерон).
4. Охарактеризуйте взгляды на риторику М.В. Ломоносова.
5. Составьте небольшое выступление на тему «Выдающиеся ораторы прошлого» (на выбор).
Базовый учебник
Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник для вузов. – М.: Велби, 2008.