Рекомендации к составлению конспекта

Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развёрнутый план.

1. Проанализируйте план текста и сократите в нём те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нём не исчезнет.

2. Запишите сокращённый план, некоторые его части объедините.

3. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

4. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – другими параллельными конструкциями.

Рекомендации к составлению тематического конспекта

1.Тематический конспект составляйте по нескольким источникам, посвящённым предложенной теме.

2.Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где тема изложена наиболее полно и на современном уровне.

3.По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определённому пункту плана.

4.Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте ещё один (или несколько) пункт плана.

5.Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

6.Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.

7.Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его и продумайте:

а) удовлетворяет ли вас его общий план (после того как он уже реализован);

б) хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания;

в) удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов;

г) верно ли поставлены знаки препинания в цитатах и в вашем тексте;

д) прежде чем переписывать конспект, исправьте все недочёты.

Помните:1) конспект не предназначен для публикации и применим только для индивидуального пользования;

2) информация для фиксирования отбирается очень субъективно тем человеком, кто составляет конспект;

3)конспект может быть достаточно индивидуальным по формам записей;

4) конспект должен выполнять основную функцию – возможность восстановить с его помощью зафиксированную информацию.

Методические рекомендации к работе над устным выступлением

Подготовка речи

1. Выбор темы

Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по которой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию в библиотеке или в другом месте. Тема должна быть, при условии ее надлежащей проработки, интересной и для вас и для ваших слушателей. Она не должна быть ни очень широкой, ни очень сложной. Большинство тем имеет слишком общий характер: почти нет ни одной чересчур специфической или узкой. Образцы тем для первых коротких выступлений перечислены в конце этой главы.

2. Решение вопроса о цели речи

Желаете вы только что-нибудь объяснить, описать или про­сто рассказать? Или вы хотите заставить слушателей изменить свое мнение или убедить их что-либо сделать? Чтобы полу­чить ясное представление, чего вы добиваетесь, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложе­ния. Если тема «Восхождение на горные вершины», вы можете сформулировать свое намерение в таком виде: «Я сейчас рас­скажу, как происходит подъем на горный пик». В основном вы имеете в виду информировать, дать описание, а не склонить слушателей к тем или иным взглядам или действиям. Но если вашей целью было показать, что слушатели не должны пред­принимать трудный подъем без предварительной тренировки, то ваша цель уже приобретает агитационный характер, так как вы стремитесь оказать влияние на их поведение. Начальные речи в большинстве случаев информационного, а не агитаци­онного типа.

3. Сбор материала

Если содержание речи взято не только из личных ваших переживаний (что возможно в редких случаях), черпайте мате­риал не из единственного источника, а из многих. Прочтите не одну, а несколько журнальных статей, соберите информацию не из одной книги. Вскройте точки зрения различных авторов, сопоставьте их. Обратитесь к «Справочнику периодической пе­чати» в справочном отделе библиотеки и просмотрите, какие журнальные статьи перечислены под заголовком, имеющим прямое или косвенное отношение к вашей теме. Для библио­графических справок обратитесь к картотеке. Побеседуйте по вопросу с окружающими, запишите приходящие в голову мыс­ли и факты, о которых прочитали.

4. Введение

Вы должны приготовить несколько вводных замечаний, имеющих целью вызвать интерес к сообщению, сформулиро­вать и пояснить ваше намерение. Например:

Есть ли у вас достаточно разумные основания для при­обретения вещей, которые вы покупаете? Или вы, подобно миллионам других потребителей, не отдающие себе отчета жертвы, пожалуй, самого коварного и влиятельного фак­тора современной жизни — рекламы?

Что такое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как реклама применяет остроумные методы пропаганды, что­бы вводить в соблазн вас и других возможных покупате­лей.

Последняя фраза представляет собой изложение специаль­ного тематического задания. Она намечает и ограничивает его пределы. Вы можете приступить к главной части речи только после того, как это задание будет четко закреплено в вашем сознании.

5. Развитие основной части речи

При построении основной части сделайте все возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интерес­ны. Организуйте главные идеи по мере ваших возможностей в виде простого, конкретного, стройного плана. Выбрасывайте все не имеющее отношения к вашей цели. Дайте определения непривычных терминов; используйте как можно больше конк­ретных примеров; приводите в случае надобности высказыва­ния сведущих лиц; задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть пе­реход от одной мысли к другой.

Сделайте набросок основной части речи в соответствии с системой главных тезисов и подтезисов. Проверьте, подкреп­ляют ли основные тезисы ваш замысел и служат ли подтезисы опорой основных положений. Например: I. Ссылка на различные отзывы — важный прием пропа­ганды. А. Она имеет три главные формы:

1. Это могут быть отзывы сведущих лиц.

2. Это могут быть отзывы выдающихся людей.

3. Это может быть оценка «человека из толпы».

Б. Такой прием находит свое выражение во многих объяв­лениях.

1. Мы встречаем их в рекламе сигарет.

а) Пример...

б) Другой пример...

2. Отзыв «человека из толпы» чаще всего встречается в рекламах патентованных медицинских препаратов.

П. Наиболее эффективны приемы, которые используют пого­ню за модой и массовые увлечения. А. К вам обращаются: «Каждый это делает. Почему бы вам

не делать?» Б. Такой прием скорее внушает, чем убеждает.

1. «Посмотрите на проходящие мимо «форды» — иллюс­трация к технике внушения.

2. Добавочный пример.

III. Часто также применяется техника, вызывающая ассоциа­ции.

А. С рекламируемым продуктом связывают нечто прият­ное для всех.

1. Изображение очаровательной женщины, пользующей­ся оливковым мылом, — пример подобного приема.

2. Еще пример...

Б. С нежеланием приобрести рекламируемую вещь связы­вают неприятные ассоциации.

1. Отказ от покрышек фирмы «Гудрич» связывается с представлением об автомобильных авариях.

2. Дополнительное подтверждение.

Обратите внимание, что, пользуясь полными предложени­ями, вы вносите в план большую четкость и что каждая идея находит подкрепление в одном и более примерах.

6. Заключение

Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей, дли цитатой, или иллюстрацией, выражающей ваш замысел, и — что еще лучше — тем и другим. Например:

К вам повседневно применяют многочисленные и — не­заметные способы массового воздействия. Из них наибо­лее коварны три: прием свидетельств и отзывов, ставка на погоню за модой, метод вызывания ассоциаций.

По данным Института анализа средств пропаганды, нас одурачивают при помощи этой механики, потому что «она боль­ше рассчитывает на чувства, чем на разум». Нам — развлече­ние, а коммерсантам — барыши. А ведь мы имели бы и боль­ше развлечений и больше пользы, если бы понимали технику рекламы.

Наши рекомендации