Представление однокурсника

Кто никогда не устаёт

И трудится не покладая рук?

Кто лекции не пропускает

И наших на себя берёт часть мук?

Кто замечательно поёт?

От чьих этюдов ложи рукоплещут?

Кто театральное искусство бережёт?

Кто среди всех умом и остроумьем блещет?

Пусть труд не весь твой даром пропадёт,

Из скважин времени попутный ветер веет!

Ах, Боже мой, какой прекрасный сон!

Ну а герой его, конечно, ОН – ……….(Матвеев)!

Рекомендуемые источники информации:

1. Аннушкин В.И. Риторика: вводный курс. Учебное пособие. М., 2011. (http://www.ibooks.ru)

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. Томск, 2012. (http://www.ibooks.ru

3. Кузнецов И.Н. Риторика. Учебное пособие. М., 2013. (http://www.ibooks.ru)

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика. Ростов- на- Дону, 1995.

5. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2001.

7. Вомперский В.П. Риторика в России 17 – 18 веков. М., 1988.

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2003.

9. Русская риторика: Хрестоматия / Автор-сост. Л.К. Граудина. М., 1996.

Практическое занятие №3 – 4

Тема: Взаимодействие оратора и аудитории.

Вопросы.

1. Искусство красноречия как способ воздействия на людей и как способ их взаимодействия в процессе познания явлений действительности.

2. Роль ораторского искусства в современном мире (в социальной сфере, в политике, в искусстве, науке, педагогике).

3. Ораторская речь – монолог особого типа. «Эффект живой реакции». Скрытая форма диалога. Открытый диалог.

4. Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи.

5. Требования к поведению говорящего. Внешний вид оратора (позы, жесты, мимика, движения и т.д.).

6. Учёт особенностей аудитории. Как повысить эффективность выступления в различных аудиториях?

7. Контакт в публичном выступлении (контактоустанавливающие речевые действия, предварительная установка контакта, диалогизация речи, паузы-разрядки, интонационное богатство речи, форма преподнесения материала, личностный тип общения, коммуникативное состояние говорящего).

8. Общие принципы управления вниманием аудитории (свойства внимания, существенные для оратора; работа оратора по управлению вниманием; приёмы поддержания внимания).

9. Эффективность отдельных видов и форм публичного выступления.

Задания.

1. Составьте характеристику известной вам аудитории, с которой приходилось работать (выступать с сообщением, проводить беседу, урок и т.д.), по следующим параметрам: количественный состав, образовательный уровень, возраст, размещение, отношение аудитории к предмету речи, отношение к говорящему, установка на восприятие, настроенность на интеллектуальную работу, наличие групп и лидеров, формирующих отношение к говорящему, устойчивость/неустойчивость внимания, степень понимания, уровень усвоения информации.

2. Охарактеризуйте свою учебную группу как аудиторию.

3. Прослушайте несколько вузовских лекций у разных преподавателей, оцените приёмы общения с аудиторией, используемые лекторами (предварительная установка контакта, поддержание его с помощью композиционных приёмов, драматизация речи и т.д. – см. вопрос№7).

Рекомендуемые источники информации:

  1. Аннушкин В.И. Риторика: вводный курс. Учебное пособие. М., 2011. (http://www.ibooks.ru)
  2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. Томск, 2012. (http://www.ibooks.ru
  3. Кузнецов И.Н. Риторика. Учебное пособие. М., 2013. (http://www.ibooks.ru)
  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.
  5. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
  6. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.
  7. Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. Минск, 1999.
  8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002.
  9. Сопер П. Основы искусства речи. Р.-на-Дону, 1999.

Практическое занятие № 5

Тема: Работа над устным выступлением. Этапы подготовки речи.

Вопросы.

1. Выступление как разновидность ораторской прозы (рекомендации к подготовке текста выступления).

2. Логика, этика и эстетика ораторского выступления.

3. Подготовка к выступлению (определение темы, направленности, названия выступления, предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом).

4. Повседневная подготовка к выступлению. Подготовка к конкретному выступлению. Виды подготовки.

5. Композиция публичного выступления (структура речи, приёмы изложения и объяснения содержания речи, аргументация). Недостатки композиции.

6. Написание текста выступления (полный текст, конспект, тезисы, план выступления).

7. Репетиция, запоминание и произнесение речи.

8. Способы преодоления стресса при выступлении перед аудиторией.

9. Привлечение интереса слушателей. Контакт в публичном выступлении.

Задания.

1. Составьте рабочий план выступления на одну из тем («Оратор, который произвёл на меня сильное впечатление», «Речь, которая мне запомнилась», «Какие ораторы мне не нравятся»), подберите материал к ней, напишите своё выступление, запомните и будьте готовы произнести её в аудитории (3-4 мин.). При создании текста учитывайте все особенности подготовки к публичному выступлению (вид своей речи, информативность, приёмы убеждения, цель речи, логику, этику и эстетику, приёмы создания контакта с аудиторией - группой, продумайте композицию своей речи, структуру, способы преподнесения, использование изобразительно-выразительных средств).

2. Проработайте определение «счастье». Отберите актуальные составляющие определения, дополните и уточните их. Какое новое определение у Вас получилось?

«Определим счастье как благосостояние, соединённое с добродетелью, или довольство своей жизнью, или как приятнейший образ жизни, соединённый с безопасностью, или как избыток имущества и рабов в соединении с возможностью охранять их и пользоваться ими. Ведь, можно сказать, все люди согласны признать счастьем одну или несколько из этих вещей» (Аристотель)

Подберите другие определения. Сформулируйте своё определение, поразмышляйте: что для Вас счастье?

Попытайтесь убедить сокурсников в целесообразности предложенного Вами определения счастья.

Рекомендуемые источники информации:

1. Аннушкин В.И. Риторика: вводный курс. Учебное пособие. М., 2011. (http://www.ibooks.ru)

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. Томск, 2012. (http://www.ibooks.ru

3. Кузнецов И.Н. Риторика. Учебное пособие. М., 2013. (http://www.ibooks.ru)

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону, 2004.

5. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. М., 2001.

6. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи. Ростов - на- Дону, 2001.

7. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

8. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

9. Русский язык и культура речи / под ред. Максимова В. И.

7. Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. М., 2003.

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2003.

9. Сопер П. Основы искусства речи М., 1996.

Практическое занятие № 6

Тема: Техника речи.

Вопросы.

1.Голосовой аппарат человека (дыхательные органы, вибраторы, резонаторы, артикуляторы).

2. Механизмы голосообразования (звучность, темп, высота, тембр, артикуляция).

3. Психологическая основа полноты звука. Физическая основа звучания.

4. Дыхание и его тренировка. Упражнения для постановки дыхания и улучшения звучания голоса.

5. Передача чувств и выразительности речи с помощью интонации. Недостатки интонирования.

6. Тембр и его роль при передаче чувств. Недостатки тембра.

7. Дикция и артикуляция.

8. Интонация (акустические компоненты интонации, типы интонации русского языка, функции интонации).

9. Паузирование речи. Характеристика пауз разных видов. Речевой такт.

10. Характеристика основных качеств профессионального речевого голоса. Выразительность чтения.

11.Зависимость звучания голоса от характера, состояния (крайнего возбуждения, восторга, апатии, испуга, равнодушия, радости, безразличия, покоя, взволнованности гнева) человека.

12.Требования к качествам голоса учителя: благозвучность, гибкость, полетность, выносливость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Задания.

1. Определите основные недостатки собственного голоса, составьте план тренировки своего голоса, подберите упражнения.

2. Составьте личный план отработки навыков профессионального речевого дыхания, подберите упражнения для формирования речевого (фонационного) дыхания.

3. Подберите упражнения для развития одного их элементов голосообразования (на выбор), приготовьтесь провести эти упражнения в аудитории. Для подбора упражнений можно использовать пособия по выразительному чтению.!!!!!!!!!!

4. Прочтите отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» вслух, громко, не теряя связности мысли, производя добор дыхания сначала в середине и в конце каждой строки. Следите за тем, чтобы люфтпаузы (паузы для добора дыхания) не разрывали течение мысли.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Наши рекомендации