I. Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи», 1-ый семестр
1. Какие из перечисленных знаковых систем являются: А. искусственными Б. естественными | Аалфавит |
Б нотная грамота | |
В этнические языки | |
Г географические карты | |
Дэтикет | |
2. Какое из указанных явлений характеризует: А. внешнюю сторону знака Б. внутреннюю сторону знака | А значение, смысл |
Б форма | |
3. Поставьте * рядом с названием предмета, который можно считать знаком | памятная медаль |
авторучка в нагрудном кармане | |
галстук пионера | |
4. К какому уровню языка относится каждое из явлений в столбце напротив: А. морфологическому Б. синтаксическому В. лексическому Г. фонетическому | Азвук |
Бпредложение | |
Вслово | |
Г суффикс | |
5. Какое из определений относится: А. к слову Б. к фонеме В. к морфеме | А Минимальная неделимая звуковая единица языка, служащая для различения слов и их форм |
Б Единица языка, которая обладает самостоятельным значением, обозначает некое явление, соотносится с понятием | |
В Значимая часть слова, которая самостоятельно не функционирует в языке и считается минимальным несамостоятельным языковым знаком | |
6.О какой функции языка идет речь в каждом из высказываний? А. Без языка мы не могли бы передать наши мысли. Б. Язык хранит опыт наших предков. В. Язык отражает всю красоту человеческих отношений и внешнего мира. Г. Язык велит идти в бой и, если необходимо, погибнуть. Д. Язык устанавливает связи между людьми, располагает к общению. Е. Язык выражает все оттенки наших эмоций | А. волюнтативной |
Б. эстетической | |
В. коммуникативной | |
Г. когнитивной | |
Д. аккумулятивной | |
Е. эмоциональной | |
7.К какой разновидности нелитературного языка относятся приведенные примеры: А. В столовкекормят невкусно. Б. Зависать в аське – дурная привычка. В. Он грит: «Спросите о подробностях, еслиф что-то не поняли». | А. к жаргону/арго |
Б. к диалекту | |
В. к просторечию | |
8.Когда разделились русский, украинский и белорусский языки? | А. в IХ веке |
Б. в результате распада Киевского государства в ХIV –ХV вв. | |
В.в ХVIII в. | |
9.Кто является создателем современного русского литературного языка? | А. Пушкин А.С. |
Б. Ломоносов М.В. | |
10.К какому функциональному стилю языка относятся данные характеристики: информационность, точность, оценочность, использование средств речевой выразительности, эмоционально-экспрессивной лексики | А.к официально-деловому |
Б.кнаучному | |
В.к публицистическому | |
Г.разговорному | |
11.В каком из функциональных стилей намеренно смешивается лексика, относящаяся к разным стилям? | А.в публицистическом |
Б.в художественном | |
В.в разговорном | |
12.Какое из перечисленных понятий является родовым по отношению к остальным? | А.жаргон |
Б.диалект | |
В.социолект | |
Г.просторечие | |
Д. сленг | |
13. К какому из понятий относятся приведенные ниже определения: А. совокупность речевых и неречевых условий, в которых происходит реализация языка Б. конкретное применение языка с целью общения В. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности | А.речевая деятельность |
Б.общение (коммуникация) | |
В.речевая ситуация | |
14.Какие правила общения нарушено в приведенном ниже примере: «Ей богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись. (Это еще ничего, Иван Никифорович и не такие фразы отпускает.) | А.Если можешь обойтись молчанием – слушай. |
Б.Говоря, не возбуждай агрессию в собеседнике. | |
В.Говори так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали. | |
Г.Будь учтив и внимателен. | |
Д.Свои обязательства выполняй неукоснительно – это основа твоей деловой репутации. | |
15.Какие виды отношений из указанных в столбце напротив можно считать: А.субординарными Б.паритетными | А.Дети – родители Г.начальник – подчиненный Б.одноклассники В.друзья детства Д.члены кружка по интересам |
16.Установите соответствие понятия его определению: А. потребность высказывания, которая порождается жизненными обстоятельствами, ведет к конкретной цели и порождает действия говорящего. Б. То, на что направлено высказывание и что определяет его форму и стилевую принадлежность | А.цель общения Б.мотив общения В.намерение говорящего |
17.Что составляет нижнюю (начальную) ступень обучения культуре речи? | А.речевое мастерство |
Б.правильность речи | |
18.Соотношению каких понятий из столбца напротив соответствуют набор указанных ниже качеств речи: логичность, ясность, краткость | А.Речь – эстетика |
Б.Речь – объективный мир | |
В.Речь – обстановка | |
Г.Речь – мышление | |
Д.Речь – язык | |
Б.коммуникативный | |
В.этический | |
19.Какой из видов точности нарушен в приведенном ниже примере: Моя семья никакого отношения к искусству не имеет: я родился в нормальной семье | А.фактическая (предметная) Б.понятийная (неправильный выбор слова) |
20.Какое качество (характеристика) высокой культуры речи отсутствует в приведенной ниже коммуникативной ситуации: Женщине говорят комплимент на официальной деловой встрече | А.ясность, понятность, доступность Б. логичность В. уместность |
21.Покажите стрелками (слева направо) соответствия между элементами левого и правого столбиков в данном вопросе теста: А. кинесические средства общения Б. такесические (тактильные) В. просодические | А.прикосновения (рукопожания, похлопывания по плечу) Б. громкость голоса, тембр, паузы, интонация В. жесты, мимика, взгляд, телодвижения |
22.Какой вид нормы нарушен в приведенном ниже высказывании: А. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок речи Б. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал этот рассказ | А.стилистическая Б.лексическая В.синтаксическая |
23.Какие из приведенных ниже слов имеют обязательную норму ударения, а какие вариативную (установите стрелками соответствия слева направо): А. творог Б. договор В. раджа Г. генезис Д. досуг Е. красивее | А.обязательная норма Б.вариативная норма |
24.Какие из перечисленных слов относятся к женскому, мужскому, среднему или общему роду: А. тюль Б. шампунь В. мозоль Г. атташе Д. коммюнике Е. визави Ж. колибри | А.мужской род Б.женский род В.общий род (и мужской, и женский) |
II. Теоретические вопросы для собеседования
1. Что такое функциональный стиль языка и речи?
2. Перечислите известные Вам функциональные стили.
3. Назовите характерные черты/особенности каждого функционального стиля.
4. Какие из функциональных стилей имеют подстили? Перечислите эти подстили. Какие жанры к ним относятся?
5. Что такое нормативность? Приведите по одному примеру орфографической, орфоэпической, пунктационной нормы из текстов любого стиля.
Полезный источник:
Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михайлова [и др.]. – Томск: Издательство ТГПУ. Ч. 1, 2008. – С. 20-21.
III. Практические задания
1. Составьте перечень правил русского речевого этикета, опираясь на приведенные ниже источники.
Полезные источники:
· Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
· Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. – М.: «НПО “Экономика”», 2000. – 152 с.
2. Внимательно прочитайте приведенный ниже текст и выполните к нему следующие задания:
· Какие аспекты языка нарушены в данном тексте официально-делового стиля? Аргументируйте свою точку зрения, приведя примеры из текста.
· Пересоздайте текст в соответствии с требованиями официально-делового стиля русского языка.
Объяснительная записка аспиранта из Китая руководителю сектора аспирантов и магистрантов:
«Уважаемый начальник! Здравствуйте! Наступила зима и ударили морозы. До сих пор не был на уроке. Я хочу просить у вас прощения за все свои грехи. В свое оправдание могу только сказать, что у меня плохо со здоровьем. Мне не хотелось бы говорить об этом, но поясница подвернулась. Днем работа – вечером отдых. Дядя-врач, он ухаживал за мной часто. Дела идут как будто неплохо, сейчас самочувствие сносное. Боюсь, что я был невнимателен к Вам. Извините! Надеюсь, что описал все. С приветом. (Далее следуетподпись)».
При себе необходимо иметь распечатку текста – неправильный и правильный вариант с исправлениями, помеченными цветным маркером.
Полезный источник:
Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михайлова [и др.]. – Томск: Издательство ТГПУ. Ч. 1, 2008. – С. 36-45.
Примечание: Аспекты культуры речи:
· Нормативный– соблюдение действующих норм и правил языка в лексике (сочетаемость слов), орфографии, пунктуации, словообразовании, грамматике (управление, согласование в словосочетании и предложении, соответствие падежной формы, категории рода, числа, выбор разряда и словоформы прилагательных, числительных и т.п.).
· Коммуникативный – культура владения функциональными стилями языка (в том числе умение не смешивать разные функциональные стили в рамках одного текста); учет цели общения, речевой ситуации и особенностей собеседника (его интересов, степени осведомленности в теме/предмете общения); умение выбрать из числа языковых средств такие, которые с максимальной эффективностью выполняют задачи общения, поставленные в конкретной ситуации.
· Этический – соблюдение речевого этикета, в первую очередь, норм вежливости (употребление этикетных формул вежливости – устойчивых выражений; умение проявлять речевой такт – не задевать достоинство собеседника, не обижать его, употребляя слишком прямые или грубые выражения, задавая бестактные вопросы).
- Проставьте ударения над словами и разбейте список слов на 3 группы: А – слова с вариативной нормой, в которых ударение определяет значение; Б – слова с равноправными вариантами ударения (дуплеты), не влияющими на значение слова; В – слова с обязательной нормой ударения на одном слоге:
баловать, генезис, добыча, досуг, искра, красивее, кухонный, мизерный, феномен, раджа, договор, творог, свекла, петля, ходатайство, средства, каталог, квартал, августовский, щавель.