Как развить уверенность в себе
Выступая перед аудиторией, «не бойтесь ничего, кроме самого страха». Застенчивость — довольно обычное явление у начинающих ораторов. Только немногие студенты действительно испытывают страх перед публичным выступлением. В общем они в меньшей степени, чем пожилые люди, боятся аудитории. Вероятно, только один студент из тысячи не в состоянии преодолеть страх.
Ораторы, как спортсмены и скаковые лошади, нуждаются в собранности перед выступлением. Многие знаменитые ораторы и актеры признаются, что они всегда нервничают или испытывают страх перед тем, как «выйти на линию огня». По всей видимости, этот страх им не вредит. Как только волнение, охватившее вас, пройдет, вы будете испытывать физический и моральный подъем и выполните задачу лучше, чем если бы вначале совсем не волновались.
Непрерывная практика публичных выступлений — наилучшее средство против смущения и страха. Помочь могут и следующие советы.
1. Отдайте себе отчет в причине страха
Никто вас не обидит. Ваши слушатели дружески настроены и желают вам только успеха. Они понимают стоящие перед вами трудности, особенно в речи перед классом, где все вы «из одной команды».
2. Выступайте в полной готовности
У вас будут основания испытывать беспокойство, если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите свои заметки или внезапно «блеснет идея», в связи с которой вы нацарапаете несколько случайных замечаний на клочке бумаги. Быть готовым — значит освоить тему настолько хорошо путем подготовки и устной проработки, что, находясь перед аудиторией, вы уже не беспокоитесь ни за мысли, ни за слова.
3. Сохраняйте уверенный вид
Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделайте несколько ослабляющих напряжение вдохов перед началом речи. Будьте особенно осмотрительны во вступительных замечаниях. Если вы поддадитесь первому побуждению — спешить, ваша нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Не стесняйтесь, когда случайно оговоритесь. Слушатели не придадут этому никакого значения, если вы сами не смутитесь.
4. Преодолевайте страх действием
Футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Действуйте подобным же образом: не бойтесь приступить сразу к делу. Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Имейте в виду, вам предстоит учиться на опыте и на ошибках. Может быть, вы не будете чувствовать уверенности, однако энергично произнесите фразы, заготовленные в интимной обстановке вашей комнаты. Они произведут впечатление на слушателей. Каждый, кто овладел искусством речи или добился квалификации в другой области, имел волю к дерзанию, к упорному дерзанию. Вы никогда не устраните препятствия на вашем пути к мощному слову и делу без мужественного упражнения воли
Примерные вопросы к зачёту
1.Риторика как научная дисциплина. Предмет, цель и задачи изучения, структура курса риторики. Связь риторики с другими дисциплинами.
2. Современная общая риторика. Разделы современной риторики. Неориторика: новые направления и подходы к науке о речи.
3. Возникновение риторики и её место в истории античной культуры. Роль софистики в становлении риторики. Выдающиеся ораторы Древней Греции.
4. Разработка античной теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля как изложение основ красноречия.
5. Римское ораторское искусство. Марк Туллий Цицерон. Марк Фабий Квинтилиан.
6. Речевая культура цивилизаций Востока.
7. Истоки и особенности древнерусского риторического идеала. Требования к речи, речевому поведению. «Слово о полку Игореве». Речи протопопа Аввакума.
8. Развитие русской риторики в работах М.В.Ломоносова. «Краткое руководство к красноречию».
9. Российская риторическая школа конца 18 – начала 19 вв. Риторики Сперанского М.М., Никольского А.С., Рижского И.С., Кошанского Н.Ф., Галича А.И. Кризис риторики в России. Возрождение риторики.
10. Риторические жанры (сущность, системный, стратегический и тактический уровни распознавания жанров). Роды и виды ораторской речи.
11. Академическое красноречие (педагогическая риторика).
12. Судебное красноречие (юридическая риторика).
13. Социально-бытовое красноречие.
14. Социально-политическое красноречие (политическая риторика).
15. Военное красноречие (военная риторика).
16. Духовное (религиозно-нравственное) красноречие.
17. Дипломатическая риторика.
18. Риторический канон и современное красноречие (инвенция, диспозиция).
19. Риторический канон и современное красноречие (элокуция, меморио, акцио гипокризис).
20. Оратор и аудитория. Основы взаимодействия. Требования к поведению говорящего.
21. Ораторская речь – монолог особого типа. «Эффект живой реакции». Скрытая форма диалога. Открытый диалог.
22. Контакт в публичном выступлении. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.
23. Типы аудитории (однородная/разнородная, большая/небольшая, подготовленная/неподготовленная, позитивно/негативно настроенная, женская/мужская, молодёжная, детская, среднего/старшего возраста, ригидная/гибкая, с разным уровнем понимания, с разным отношением к воспринимаемой информации).
24. Этапы подготовки публичной речи. Логика, этика и эстетика ораторского выступления.
25. Композиция публичного выступления. Задачи оратора на каждом этапе выступления.
26. Начало публичного выступления. Виды и функции вступления. Приёмы привлечения внимания аудитории.
27. Завершение публичного выступления (функции концовки, варианты концовок, ответы на вопросы аудитории).
28. Информирующая речь, её разработка и исполнение.
29. Аргументирующая речь и её виды. Общая характеристика, планирование и тактика отдельных этапов.
30. Эпидейктическая речь, её особенности и принципы ведения.