Правила и ошибки композиции
1. Мысли должны быть связаны логически, вытекать одна из другой, дополнять друг друга (последовательность).
2. Учитывая, что сильные доводы, новая информация всегда привлекают внимание, стремись делать сильное начало, эмоциональные «аргументы» помещай в середине изложения, самые сильные аргументы приводи в конце (усиление).
3. Добивайся максимальной согласованности структуры выступления и его содержания. Разбивка изложения на пункты и их последовательность должны вытекать из самого материала, диктоваться им (органическое единство).
4. Используй минимум слов, фактов, доказательств, только то, что ведет к раскрытию темы, уяснению ее существа (экономия средств).
Нарушение указанных правил ведет к ошибкам:
1. Наличие ненужных частей и деталей, не ведущих к раскрытию темы, что затрудняет восприятие выступления.
2. Неоправданная неравномерность частей:
а) затянутое вступление,
б) скомканный конец,
в) недостаточное внимание основному вопросу, в сравнении с
второстепенными.
3. Неконкретность изложения:
а) нарушение соответствия между общими теоретическими
положениями и фактами,
б) неподкрепленность теоретических рассуждений ссылками на
реальные обстоятельства.
4. Уход от основной темы:
а) увлечение деталями,
б) привлечение фактов, положений, лежащих в стороне от достижения
цели.
5. Отсутствие четких выводов по разделам изложения.
ДРУГИЕ ПРАВИЛА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
1.В каждом выступлении выделяй главную проблему, весь материал группируй вокруг нее.
2.Чередуй сопоставление и интерпретацию фактов с выводами.
3. Стремись к определенности изложения: изложение должно быть ясным, четким, конкретным, не содержать двусмысленностей.
4. Не допускай противоречивых высказываний.
5. Все утверждения должны быть обоснованными, опираться на действительные факты, примеры из реальной жизни, а также на уже открытые закономерности.
6. Принципиально и последовательно отстаивай свои позиции.
7. Если выступление продолжительное, дели главную его часть на временные разделы, рассчитанные на 10–15 минут. Это существенно облегчает как работу самого выступающего, так и усвоение услышанного аудиторией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное, обрубленное.
Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление, заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслению услышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкой теоретических и практических выводов.
Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.
В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:
1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.
2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.
3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).
ПОДГОТОВКА ВЫСТУПЛЕНИЯ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
И АНАЛИЗ
Подготовка и реализация выступления предполагает большую работу. Успеха здесь добивается тот, кто систематически работает над собой, углубляя знания по специальности, расширяя кругозор, овладевая новыми знаниями и умениями.
Такая работа предполагает большой круг разнообразных моментов:
1. Выбор темы.
2. Увязывание темы со злободневными проблемами.
3. Определение границ выступления.
4. Уяснение основной задачи выступления.
5. Формирование целевой установки, соответствующей выбранной задаче.
6. Оформление чернового наброска плана выступления.
7. Тщательный отбор материала.
8. Создание логического остова выступления, разработка композиции.
9. Формирование окончательного плана.
10. Поиск необходимой словесной формы.
11. написание полного текста.
12. Подготовка конспекта для конкретного выступления на основе окончательного варианта полного текста.
13. «Прогон», рецензирование, прослушивание экспертами.
14. Работа по совершенствованию выступлений параллельно с их осуществлением.
ТЕМА И ЦЕЛЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Выступающий должен ставить перед собой лишь достижимые цели, конкретизируя их каждый раз на определенную аудиторию. Цель выступления предполагает учет возможного степени воздействия, его направленность, например, на усиление или, наоборот, на ослабление имеющихся у слушателей убеждений, оценок, установок, а также на их формирование, если таковые отсутствуют. Цель может предполагать незначительные изменения во взглядах слушателей, или же коренное изменение их взглядов, то есть переубеждение.
Различают общую цель публичного выступления и конкретизирующие ее частные цели («дерево целей»).
Также необходимо различать: а) познавательную и Б) воспитательную стороны целевой установки. На основе этих двух сторон целевой установки формируется идейный центр выступления.
Цель выступления — это основной его конструктивный элемент, его стержень. Желательно ясно формулировать цель выступления и записывать ее в виде некоторого развернутого предложения, чтобы постоянно в процессе выступления иметь ее перед глазами.
Цель всякого выступления должна самым тесным образом увязываться с темой, выбор которой составляет первый шаг в работе над выступлением. Выбор темы диктуется специальностью выступающего, его личным интересом к той или иной области, а также учетом актуальности темы, интересов слушателей, различных их категорий. Кстати, нужно всегда помнить, что, как правило, интересы слушателей полностью не осознаются ими самими, поэтому выступающий должен уметь выявлять эти интересы, показывать их слушателям.
В отношении темы и цели выступления следует знать ряд правил и избегать соответствующих характерных ошибок.
Правила:
1. Не пытайся в одном выступлении охватить всё и вся. Любая тема имеет возможности как более широкого, так и более узкого освещения, в зависимости от обстоятельств.
2. Тема выступления не должна быть слишком широкой.
3. Тема не должна быть и слишком узкой. Всякая тема связана с более широкой проблематикой и может быть обобщена.
4. Четко устанавливай связь: «тема — проблема».
Ошибки:
1. Вопрос темы таков, что сам выступающий не в состоянии найти на него нужный ответ.
2. Неопределенность границ темы.
3. Отсутствие четко зафиксированной цели выступления.
4. Отход от цели, потеря цели (не смешивать с «потерей тезиса» выступления, см. раздел 6.4.).