Практическое занятие 7: «Методика произнесения публичной речи».

Теоретическая часть и вопросы для обсуждения.

1. Каковы ожидания аудитории к личности и поведению оратора?

2. В чем специфика поведения выступающего при произнесении публичной речи и

особенности восприятия аудиторией произносимого текста?

3. Важнейшие требования к облику оратора: скромная, но опрятная одежда;

доброжелательность, деловитость и увлеченность; сдержанная жестикуляция.

4. Основные параметры голоса оратора: звучность; темп речи; диапазон и

интонационная выразительность; тембр.

Практическая часть.

I. Выполнение упражнений:

1. По усилению звучности голоса:

а). Наполните быстро легкие воздухом и тяните «а», медленно выталкивая воздух в течение 10 секунд, повторите это упражнение, увеличивая время до 30 секунд. Затем начните с громкого звука «а», медленно сбавляя, затем наращивая звучность голоса.

2.По развитию диапазона звучания голоса:

а) Прочтите вслух стихотворение, повышая звук постепенно от строки к строке, после появления напряжения отступите по тону назад, затем снова продолжайте равномерное повторение.

3. Для отработки интонации (необходимо произносить речь и тихо и громко):

а). Повторяйте слова «хорошо» с выражением радости, восторга, восхищения, нерешительности, угрозы, гнева.

б). Повторите фразы: «Суд удаляется на совещание», «Он был освобожден из - под стражи в зале суда», придавая им разные значения (любопытство, отвращение, гнев, утомление, тревогу).

4. Упражнения по отработке дикции:

а). Чистоговорки: Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

б). Скороговорки: Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать – заропортовался.

5. Упражнения по орфоэпии (соблюдению правил произношения и ударения):

а). Поставьте ударение в словах и прочитайте их в слух: каталог, средства, осужденный, приговор, договор,

II. Заслушивание и риторический анализ публичных выступлений студентов по избранным темам раздела.

III. Решение риторических задач:

Задание. Лектор, обучая ораторскому мастерству сказал: «Требования, предъявляемые к речи оратора кратко можно свести к следующему:

- безукоризненное знание грамматики русского языка;

- знание литературы об ораторском искусстве;

- владение орфоэпическими нормами».

Ответьте на вопрос: какое требование к ораторской речи здесь не соблюдено и в чем конкретно проявляется нарушение правил ораторского искусства?

223. Задание.Один из известнейших адвокатов XIX столетия С.А.Андреевский так писал о подготовку судебной речи: «Что касается предварительной работы, то у нас все знаменитейшие защитники писали свои речи заранее и целиком, как Спасович или в виде конспектов, или «оазисами», как говорил о себе Плевако…»

Подумайте над вопросами:

А) Можно ли написать судебную речь так, чтобы никакие неожиданности не могли заставить оратора ничего в ней поменять?

Б) Как в этом случае стоит построить речь?

Задание. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Только заводское начальство углядело неплохо сироты живут В праздник какой-то как мать из печки рыбный пирог доставала к ним и пых заводской рассылка

- К приказчику ступайте Велел немедля

Пришли а приказчик на них накинулся

- Вы до которой поры щалыганить будете Гляди-ка в версту вымахал каждый а на барина единого дня не работал

Б.Покупателю будут предоставлены 3 купона которые позволят ему воспользоваться одной неделей в течение каждого из трех последующих лет Для резервирования отпуска купоны могут быть направлены в ЗАО «Тур» по почте или факсу ЗАО «Тур» подтвердит резервирование Апартаментов и предоставит необходимую информацию относительно курорта даты и дня недели когда Апартаменты могут быть заняты

В. В условиях быстрого чтения когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст

Задание. Употребите один из паронимов, приведенных в скобках. Обоснуйте выбор.

1. Этот персонаж отличается от других своими разнообразными (духовными, душевными) интересами.

2. (Экономная, экономическая) политика государством проводится из рук вон плохо.

3. Сегодня перед вами выступает пианист, (дипломат, дипломник, дипломант) международного конкурса.

4. Она (одела, надела) пальто.

Задание. Проанализируйте использование заимствованных слов.

1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки.

2. Во многих районах вода оказалась в минимуме.

3. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного..

4. В брошюре затрагиваются кардинальные политические вопросы.

Задание. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Бригадирша Анна Федорова и Сергей Макарычев удостоены звания Героя Социалистического Труда.

2. Друзья похоронили писателя у себя на родине.

3. Держитесь за поручень обоими руками.

4. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением.

Задание.Исправьте речевые ошибки, объясните свое решение:

1. Она съела почти полуторы банки варенья.

2. Он пахает старательно землю.

3. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.

4. Мать с детьми уехали в деревню.

Наши рекомендации