Закономерности речевого общения в диалоге

Философы определяют общение как способ бытия человеческой культуры. И действительно, человек, будучи существом не только биологическим, но и социальным, не может жить без общения с другими людьми. Из этой зависимости вытекают главные закономерности речевого общения, которые в основе своей содержат этические нормы и правила, общечеловеческие и выработавшиеся в той или иной национальной культуре. Главная заповедь, к которой человечество пришло путем проб и ошибок, - это «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

В речевом общении проявляются и специфика взаимодействия с миром людей данного типа культуры, и особенности личностных качеств человека, его мировоззрение, его система ценностей и потребностей. В акте общения, в ходе взаимодействия говорящих происходят отражение и познание другого человека и выработка или уточнение собственной позиции. В самых общих чертах акт общения можно схематично представить так: воздействие - восприятие - оценка - ответное воздействие. В процессе общения складываются и проявляются такие личностные качества, как открытость - закрытость, изменчивость - устойчивость, активность - пассивность. Открытость по-другому можно назвать симпатией, притяжением, привлекательностью, совместимостью. Открытость связана также с эмпатией, то есть с умением чувствовать другого человека как самого себя, сочувствовать ему, сопереживать. Качество закрытости способствует тому, что человек, изменяясь под влиянием обстоятельств и других людей, стремится сохранить свою неповторимость, свое «я». Что лучше - открытость или закрытость как личностные качества? Такой вопрос бессмыслен, поскольку избыток или недостаток этих качеств либо нарушает коммуникацию, либо ведет к уязвимости одного из партнеров. Искусство речевой коммуникации и заключается в выработке их гармоничного сочетания.

Устойчивость обусловлена стереотипами в поведении, что помогает одному человеку понимать другого. Устойчивость дает возможность прогнозировать поведение собеседника. Изменчивость - это не что иное, как способность адаптации к данным условиям общения, к личностным качествам другого человека, с изменчивостью связана необходимость найти подход к другому человеку.

Под пассивностью понимается подчинение сложившимся ритуалам, следование в общении за программой поведения, которую предлагает партнёр; активность же предполагает умение брать инициативу в разговоре, проявлять свое творческое начало.

Когда люди вступают в непосредственное общение друг с другом, реализуя свой интерес, определенную потребность или необходимость в коммуникации, эти качества личности преобразуются в оценочно-эмоциональные, порождают доверие - недоверие, одобрение - неодобрение, согласие - протест.

Чтобы понять, как личность человека реализуется в коммуникации, следует обратиться к внешней структуре общения, достаточно полно она изложена, например, в книге Ушаковой Т.И., Павловой Н.Д., Зачёсовой И.А. «Речь человека в общении» (М.: Наука, 1989).

Преждe всего в структуре общения проявляется цель, точнее говоря, цели - ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим, и долговременные, отдаленные. Среди ближайших целей могут быть интеллектуальные (получение информации чисто фактической или оценочной, связанной с оспариванием предмета речи, поддержкой мнения и т.п.); эмоциональные (направленные на изменение своего эмоционального состояния: снять напряжение, развлечься и т.п.); действенные (побуждающие собеседника совершить то или иное действие). В качестве цели может выступать и отношение к коммуникации его участников: поддержать или оттолкнуть партнера, продолжить или прервать общение.

Долговременные цели могут быть явными и скрытыми, осознанными и неосознанными. Они связаны со стремлением утвердить свой статус, заявить о себе, воздействовать на другого человека в надежде получить в будущем некий воспитательный эффект и т.п.

Оценка участниками диалога его успешности или неуспешности связана с достижением цели. В ходе взаимодействия важно получать от партнера обратную реакцию, которая позволяет корректировать собственное поведение и способы воздействия на другого человека для достижения цели, результата. Отсутствие обратной реакции разрушает коммуникацию. Если мы хотим что-то оспорить, ответом будет согласие / несогласие; побудить к действию – выполнение / невыполнение и т.д. Этa обратная реакция должна сопровождаться эмоциональным и интеллектуальным проявлениями. Общение невозможно, если на все наши попытки разговора следует «нет-реакция», и наоборот, уважительность к партнеру, готовность понять его, стремление к взаимодействию создают благоприятный фон для общения.

В речевом общении человек раскрывается с разных сторон. Как говорят психологи, речь - это манифестация человека, его личности, речи проявятся и память, и воображение, и темперамент человека. В диалоге проявляются и темперамент говорящего, и черты характера, и мировоззрение, и глубокие личностные потребности, и эмоционально-волевые качества, и многое другое, что свойственно человеку. Весь этот сложный комплекс человеческих свойств будет определять поведение человека в диалоге. Человек может вести себя как «ужасный ребенок», не желающий ограничивать себя, пренебрегающий правилами и нормами поведения, или как лидер, берущий на себя инициативу в разговоре, увлекающий за собой других участников диалога, или как «флюгер», меняющий свои позиции вплоть до противоположной, следуя принципу: «куда ветер дует, туда я и поворачиваю».

Вместе с тем в речевом общении проявляется и наше умение грамотно исполнять разные речевые роли, обусловленные многообразием социальных связей. Речевые роли нам приходится играть на работе, на улице, в семье, в магазине, потому что мы в течение дня выступаем в роли отца, сына, брата, покупателя, делового партнера, пассажира, начальника, подчиненного и т.п. Умение грамотно и разнообразно исполнять речевые роли - показатель коммуникативной изобретательности, гибкости человека.

Речь человека характеризуют яркие индивидуальные черты: эрудиция, находчивость, эмоциональная заразительность, остроумие, образность и т.п.

Далеко не последнюю роль играют стратегические умения говорящего: умение воздействовать на собеседника путем логического убеждения, эмоциональной увлеченности, умение выбирать те или иные приемы с учетом аудитории и конкретного собеседника, умение преодолевать барьеры в коммуникации, контролировать себя в общении.

Общение выполняет целый ряд функций, таких как:

• Инструментальная (как социальный механизм управления и передачи информации)

• Интегративная, функция объединения людей,

• Трансляционная, т.е. функция передачи способов деятельности, оценок и т.п.,

• Экспрессивная – сопереживания, обмена чувствами и эмоциями,

• Социального контроля, регламентации поведения и деятельности

социализации, т.е. формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами[80].

В структуре общения выделяют три стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона есть обмен информацией и её понимание. Средствами коммуникации являются речевые (вербальные), невербальные (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические (качество голоса, его тональность, диапазон), экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), пространственно-временные (дистанция, время).

Интерактивная сторона проявляется в характере взаимодействия партнёров. В научной литературе обычно выделяют несколько видов:

• Сотрудничество, при котором оба активно способствуют успеху общения.

• Противоборство, когда оба препятствуют друг другу в достижении индивидуальных целей,

• Уклонение от взаимодействия, когда оба избегают активного сотрудничества,

• Однонаправленное взаимодействие – один содействует достижению цели другого, а другой уклоняется от сотрудничества

• Контрастное взаимодействие, при котором один старается содействовать другому, а он, тем не менее, активно этому противится,

• Компромиссное, когда оба отчасти содействуют, отчасти противятся взаимодействию[81].

Перцептивная сторона общения связана с восприятием людьми друг друга. Перцепция бывает нескольких видов.

• Идентификация – уподобление себя другому,

• Рефлексия – попытка одного представить, как его воспринимает другой,

• Стереотипизация – восприятие другого на основе социального стереотипа (как представителя определённой социальной группы),

• Эмпатия – эмоциональный позитивный отклик на другого, сопереживание,

• Обратная связь – осмысление ответных реакций партнёра[82].

В коммуникации выделяют три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Ритуальный порождается межгрупповыми ситуациями. Главная задача партнёров в ритуальном общении – поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене коллектива. Манипулятивный стиль возникает прежде всего в профессиональном общении, когда к партнёру относятся как к средству достижения собственных целей. Это очень распространённый тип, у него есть свои полюсы и минусы. Гуманистический стиль порождается межличностными ситуациями. Гуманистическое общение позволяет удовлетворить важнейшую человеческую потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Речевая коммуникация - сложный процесс, в ходе которого нередко возникают различные психологические, интеллектуальные, лингвистические барьеры, препятствующие взаимопониманию. Что же это за барьеры и как их преодолевать?

Поскольку всякий говорящий воздействует на другого человека, нередко этот другой стремится уклониться от воздействия либо прямым избеганием контакта, либо невниманием. Стратегия поведения избирается в зависимости от задачи коммуникации и нормы общения. Видя, что ваш партнер не расположен к диалогу, может быть, лучше учесть его состояние и предложить перенести разговор на более удобное время? Если вы считаете, что разговор может быть продолжен, используйте различные внешние и внутренние факторы привлечения внимания: внешние связаны с изменением интонации, силы и интенсивности звучания голоса, с использованием жеста и т.п., а внутренние - те, которые являются значимыми для собеседника.

Нередко барьер обусловлен работой механизма защиты от чужака. Самым действенный средством его преодоления является создание доброжелательной, доверительной обстановки, чтобы сделать собеседника «своим», человеком вашего круга.

Среди собственно языковых и мыслительных барьеров, уровней непонимания обычно выделяют четыре основных: фонетический, семантический, логический и стилистический.

Фонетический уровень связан с плохой дикцией говорящего, с акцентом, с чрезмерно высокой или низкой скоростью речи, с тихим голосом или, наоборот, громоподобным. Понятно, чтобы устранить помехи, следует выбирать оптимальную скорость речи, кроме того, для лучшего понимания необходимо, чтобы люди хорошо видели друг друга, поскольку непосредственный зрительный контакт необычайно важен, особенно для слушающего. Утомляет собеседника и ваше мельтешение перед ним.

Семантический барьер - это смысловой барьер. В разговоре, произнося, казалось бы, одни и те же слова, мы нередко вкладываем в них разный смысл. Слово, замещая предмет или явление окружающего нас мира, представляет собой абстракцию, а значит, оно просто не может во всех деталях содержать свойства и признаки того предмета, который оно называет. В противном случае, например, для такого простого предмета, как стол, нам понадобилось бы неимоверное количество слов для обозначения множества разнообразных деревянных, металлических, высоких, низких, квадратных, круглых, желтых, коричневых и тому подобных столов. Никакой язык не мог бы функционировать в таком случае. Кроме того, несмотря на то что мы говорим на одном языке, живем в одном месте, и учимся в одной школе, каждый из нас обладает своим представлением о мире, располагает информацией с разной степенью глубины ее осознания. В разговоре важно определить «смысловое поле» и общаться в его пределах. Семантический уровень непонимания проявляется в тех случаях, когда у человека нет тех же ассоциаций, того же культурного контекста, что и у собеседника. Семантический барьер связан и с нарушением точности речи (например, когда мы, назначая встречу возле фуникулера, полчаса ждем друг друга - один у верхней, а другой у нижней станции).

Близко к этому уровню примыкает стилистический уровень непонимания, который связан со стилистическим переусложнением, когда беседа ведется при обилии специальных терминов, громоздких синтаксических конструкций, уместных, может быть, в научной письменной речи, но никак не в устном общении. Наличие стилистических барьеров смыкается с нарушением уместности речи, ее доступности.

Логический уровень непонимания можно прокомментировать на примере несовпадения взрослой и детской логики, научной и обыденной, индивидуальной и групповой (когда вся рота шагает не в ногу, лишь один идет правильно) и т.п. Для ребенка солнышко живое, потому что оно тепленькое. Из одного и того же факта можно сделать разные выводы, нередко прямо противоположные. Преодоление логических барьеров связано со знанием эффективности разных аргументов и способов аргументации, с умением понимать логику развертывания мысли вашего собеседника. Оратору приходится направлять и мышление партнера, что нередко требуется и в диалоге.

Измайлова М.А., например, даёт такие правила преодоления барьеров в общении:

1. Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, готовность к общению.

2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

3. Иметь чувство собственного достоинства.

4. Уметь контролировать себя в общении.

5. Строить своё поведение так, чтобы оно уменьшало или устраняло барьер[83].

Следует помнить общие правила речевой коммуникации. Одним из них является требование к содержанию и форме его представления:

Содержание должно быть хорошо структурировано. Существуют два правила структурирования информации: правило рамки и правило цепи. Правило рамки касается начала и конца разговора, обозначающих границы общения. Необходимо грамотно начинать и завершать коммуникацию. Хуже нет, когда ваша соседка полчаса стоит в дверях, через каждые пять минут прощаясь. Правило цепи касается организации материала. Организовать материал можно по-разному, мы уже упоминали об этом, рассматривая текст как продукт речемыслительной деятельности.

Существуют три основных способа структурирования материала в тексте: перечисление, ранговое расположение (сначала о главном, потом о второстепенном); логическое («если это..., то тогда...»).

Успешность речевого общения зависит от многих факторов, поскольку это многоплановый процесс. Понимание его закономерностей, осознание возможных помех поможет выработке правильного поведения в диалоге.

В процессе устного общения при говорении и слушании приоритет должен быть отдан слушанию. Слушание, по мнению психологов, бывает критическим и эмпатическим. Будучи сходными в цели (понять другого), они различны по средствам ее достижения.

В первом случае слушающий сначала критически оценивает, анализирует сообщение, а потом уже его «понимает», а при эмпатическом слушании критический анализ находится на втором плане. Критическое слушание «встраивает» своеобразные фильтры в каналы воздействия говорящего, включает оценочный механизм и логический аппарат выделения главного в сообщении, тем самым ведет к настрою на личное мнение, в конце концов - к минимальному пониманию говорящего с точки зрения говорящего.

Эмпатическое слушание, ориентированное в большей степени на говорящего, чем на слушающего, оставляет каналы воздействия говорящего открытыми. Стремление понять другого тоже включает механизм оценивания. Это включение идет автоматически, обеспечивая максимум понимания говорящего с точки зрения говорящего. При эмпатическом слушании мы выделяем критические точки, соглашаемся и не соглашаемся с партнером, делаем соответствующие заключения, но, имея собственное мнение, точнее и глубже понимаем точку зрения другого, а значит, лучше контролируем и обмен мыслями, и свое поведение, а также имеем больше возможности влиять на поведение собеседника.

Любое речевое общение, будучи процессом, состоит из нескольких этапов. Общение начинается еще до непосредственного словесного взаимодействия, до того, как мы сказали «здравствуйте», оно начинается с установления психологического контакта. Окончание общения также сопровождается прекращением психологического взаимодействия. Помните ли вы, как долго мы еще мысленно воспроизводим все перипетии спора, как долго иногда удерживаем то эмоциональное состояние, которое переживали во время разговора? И вхождению в контакт, и выходу из него во время общения предшествуют определенные подготовительные действия, занимающие секунды и минуты, которые проявляются и на вербальном, и на невербальном уровнях одновременно - в определенных речевых этикетных формулах, определенных телодвижениях, мимике и жестах.

Участники общения, входя во взаимодействие, интуитивно выбирают тип общения, подходящий для данного случая. Выбор этот автоматически определяет роли каждого. Именно благодаря речевым ролям каждого последующее общение приобретает четкие рамки, каждый знает, чего следует ожидать от партнера.

Первым условием правильного поведения в диалоге является знание своих сильных и слабых сторон, умение понимать и контролировать себя, не впадая при этом в эгоцентризм.

Наши рекомендации