Основные части и целевые установки публичной речи

Основные части публичной речи Целевые установки
Вступление     Вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории. Установить взаимопонимание и доверие. Подготовить аудиторию к восприятию речи.
Главная часть: изложение доказательство опровержение Сообщить информацию. Обосновать свою точку зрения. Убедить аудиторию. Побудить слушателей к конкретным действиям.
Заключение Суммировать сказанное, сделать выводы. Усилить интерес к предмету речи. Закрепить впечатление от речи.

3. Композиционная стройность речи, с одной стороны, отражает логичность мысли ритора, с другой – помогает слушателям понять эту логику. Каждая композиционная часть выступления имеет свою целевую установку, несет определенную смысловую нагрузку.

4. Композиция выступления, как правило, трехчастна, а типы композиционных структур могут быть различными. Последовательно-логическая композиция отражает последовательное развитие мысли от одной микротемы к другой, от одного смыслового блока к другому. Концентрическая композиция позволяет сформулировать основную мысль сразу и вернуться к ней, уточнив в процессе выступления. В речи с параллельной композицией каждая микротема развивается отдельно, переход от одной части к другой (от одного смыслового блока к другому) достаточно отчетлив.

5. Аргументирующая речь должна отражать четкую логику доказательства.

Доказательство – это логический прием обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже доказана.

Доказательное рассуждение включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис – суждение, истинность которого обосновывается в процессе доказательства; аргументы, то есть исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис; демонстрацию – форму логической связи между тезисом и аргументами (от текста к аргументам или наоборот). Важно соблюдать правила аргументации, чтобы выступление было четким и логичным.

Правила по отношению к тезису:

· тезис должен быть четким и ясным;

· тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Выдвижение неясного, неточного тезиса, его подмена, а то и полная потеря делают выступление бессодержательным и даже бессмысленным.

Правила по отношению к аргументам:

· аргументы должны быть истинными;

· аргументы должны быть достаточными для данного тезиса;

· аргументы не должны противоречить друг другу;

· аргументы должны обосновываться независимо от тезиса, то есть нельзя создавать круг в доказательстве.

Недостаточная аргументация, то есть слишком поспешное доказательство, выдвижение противоречивых аргументов делают речь неубедительной, непоследовательной, нелогичной.

6. В процессе выступления в восприятии слушателей создается образ ритора – совокупность внешних и внутренних данных создателя речи. Оратор воздействует на аудиторию не только самим содержанием речи, ее логикой и языковым оформлением (языковой канал воздействия). Существуют также звуковой канал воздействия на слушателя (интонационная выразительность речи, ее темп, сила голоса и качество дикции оратора) и канал визуальный (поза, мимика, жесты, взгляд, внешний вид отправителя речи). Все это следует учитывать при подготовке выступления и в процессе его проведения. Внешняя сторона выступления часто способствует восприятию его смысловой, содержательной стороны или, напротив, затрудняет ее.

7. Процесс взаимодействия оратора и аудитории – процесс двусторонний:

Оратор Речь Аудитория

Для того чтобы добиться эффективного взаимодействия с аудиторией, ее надо уметь правильно оценивать (см. рисунок).

8. Существуют различные средства активизации внимания и интереса слушателей:

речевые:

· уместное использование стилистически окрашенных слов;

· интонационная выразительность;

· привлечение интересного иллюстративного материала, использование ярких сравнений, примеров;

· логичность и доказательность речи;

· краткость и доступность речи;

композиционные:

· яркое, интригующее начало выступления;

· пунктирное (прерывистое) развертывание тезиса;

· вопросно-ответный ход рассуждения;

· контрастное сопоставление аргументов;

· запоминающееся заключение;

методические:

Примерная схема оценки аудитории (Н.М. Михайличенко)

· рассмотрение проблемных ситуаций;

· глубокое владение материалом;

· выделение наиболее существенных моментов речи;

· полемический характер изложения;

· использование наглядности, технических средств;

· использование обращений к аудитории для возобновления внимания.

Наши рекомендации