Интонационная структура монологического текста в трактовке Б. С

Кандинского

В. С. Кандинский одним из первых в России предпринял попытку рассмотреть

особенности влияния контекстного окружения на интонационную структуру предложения. В

своем подходе он руководствовался следующими теоретическими положениями:

— законченным речевым произведением является текст, который распадается на

более мелкие отрезки речи, называемые «синтаксическими компонентами» («сложными син-

таксическими целыми»);

— предложение в условиях контекстного окружения характеризуется неполным

падением тона, что является признаком влияния контекста на интонацию предложения (ги-

потеза о неполной завершенности);

— пауза выступает как средство связи и раздела предложений в тексте, причем ее

длительность влияет на восприятие текста как монолитного или, напротив, как расчле-

ненного (гипотеза о паузальном членении текста);

— «напряженность» (термин К. Бооста. — К. Ф.) как фактор, организующий текст,

может выражаться также интонационными средствами;

— одним из организующих признаков текста служит эмоциональная окраска

входящих в него предложений (Кандинский 1968: 4-5).

Материалом исследования служили помимо записи естественных текстов также

контрольная запись в изолированной позиции всех предложений, входящих в тексты. Весь

материал сначала был записан на магнитную ленту, а затем подвергнут аудитивному и

инструментальному анализу.

В результате эксперимента не получила своего подтверждения гипотеза о неполной

завершенности предложения. Анализ показал, что как в контексте, так и в изолированной

позиции падение тона в предложении может иметь самый разнообразный характер. Интервал

падения тона зависит не от роли, выполняемой предложением в контексте, а от причин

общефонетического и стилистического порядка (степени распространенности предложения,

ситуации общения и т. п.) (там же: 7). Точно так же данные аудитивного анализа не выявили

существенной роли эмоциональности в организации текста: эмоциональная окраска не

является необходимым признаком для опознания предложения, изъятого из контекста, или

предложения, прочитанного изолированно (там же: 11).

Наиболее важным итогом экспериментального исследования Б. С. Кандинского

можно считать признание того, что фонетическое выражение завершенности /

незавершенности высказывания не следует идентифицировать с его смысловой

завершенностью, поскольку выражение последней достигается не только интонационными,

но и другими языковыми средствами.

Автор ввел в лингвистический обиход понятие фонетического абзаца, не получившее,

правда, в дальнейшем, широкого распространения. Этим термином автор назвал отно-

сительно завершенные в контексте отрезки речи. При этом границы фонетического абзаца Б.

С. Кандинского оказались близки границам мелкого синтаксического компонента (сложного

синтаксического целого) (там же: 8-9). Однако между понятиями фонетического абзаца и

сложного синтаксического целого есть существенная разница. Фонетический абзац является

продуктом фонетического членения текста, которое производится на основании конкретных

данных, полученных у информантов, в то время как сложное синтаксическое целое

выделяется чисто интуитивно. Он является не единством предложений как сложное

синтаксическое целое, а продуктом членения целого текста (там же: 15).

Интересные результаты дала экспериментальная проверка гипотезы о паузальном

членении текста. Выяснилось, что существуют различные типы пауз, по-разному членящих

'текст. Так, пауза длительностью в 100-200 миллисекунд (мс) воспринимается как

соединительная, даже в случае сопротивления других фонетических факторов. Даже

предложения, интонационно никак не связанные друг с другом, характеризовались

информантами в таких случаях как «соположенные». В то же время паузы длительностью

1100 мс и более выполняют, как правило, разделительную функцию в тексте (там же: 9).

Однако этот вывод затрагивает, на мой взгляд, только экстремальные случаи. В общем,

длительность паузы сама по себе еще не дает оснований судить о ее функции в тексте. Это

становится возможным только при учете других интонационных средств.

Наши рекомендации