Сбор и отбор материала для выступления
Материал выступления, прежде всего необходимые факты, является его содержательной основой. Без такого материала не может быть никакого выступления. Даже самые возвышенные идеалы, если их не привязать к фактам, превращаются в легкомысленную, смешную вещь. Нельзя говорить о чем-то, не собрав и не отобрав соответствующего материала, не изучив его. По поводу материала выступления еще М.В. Ломоносов говорил: «… ежели кто имеет большое познание настоящих и прошедших вещей, то есть искуснее в науках, у того больше есть изобилия материи к красноречию».
Подбирая материал, помни о правилах:
1. Собирай материал сразу по всем темам возможных выступлений.
2. Разрабатывай собственную систему накопления материала, например, на основе папок по отдельным темам.
3. Создавай свою картотеку.
4. Не используй для создания картотеки тетрадей и блокнотов.
5. Записи на карточках делай только с одной стороны.
6. На одной карточке записывай одну законченную мысль.
7. Длинные записи делай на нескольких карточках, нумеруй их и скрепляй скрепками.
8. За основу бери тематическую картотеку.
9. Читая книги, статьи, другие источники, выбирай немногое, но самое важное по теме выступления.
10. На карточках указывай название раздела картотеки, затем — подраздела (обычно в верхней части карточки).
11. В конце каждого раздела картотеки ставь карточки с литературой, источниками по теме раздела (библиография раздела).
12. Будь экономным, при подготовке конкретного выступления отбирай только подлинные, типичные, яркие и понятные для данной аудитории факты.
13. Цифры используй в выступлении минимально. Обязательно оживляй цифровой материал.
14. При любой возможности записывай цифры, названия, даты и т.п. на доске.
ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Источники выступления предполагают большой объем работы с ними. Подбирая литературу, очерчивая круг источников, необходимо избегать так называемого «парадокса выступающего», который заключается в том, что нельзя составить стройный план выступления до того, как источники уже изучены, а чтобы отобрать источники, нужно уже иметь план. Выход дает упомянутая в разделе 4.3 рабочая схема, или предварительный план выступления, его подготовки. Именно в ней должны быть отображены в соответствии с темой основные категории источников, которые будут привлечены в ходе подготовки выступления.
Среди источников практически по любой теме следует различать: справочную литературу, библиографическую литературу, книги, статьи, архивные документы и т.п. В свою очередь, справочная литература включает в себя: энциклопедии, энциклопедические словари, отраслевые словари, статистические сборники, сборники таблиц, формул, библиографические указатели, обзорные работы по различным отраслям науки и практики.
Работа над источниками предполагает обращение к систематическим каталогам (по отраслям), предметными указателями (по частному вопросу, актуальной теме), справочно-библиографическим пособиям, рекомендательным спискам, к газетам и журналам, сайтам в Интернет, содержащим обозрение книг и статей, к межбиблиотечному абонементу (МБА).
В круг источников, нужных выступающему, как правило, включаются:
1. Литература, источники по специальности.
2. Художественная литература, отечественная и зарубежная. Эти источники учат образности, владению словом, развитию умения наблюдать явления жизни. В них представлен арсенал средств для иллюстрирования и конкретизации теоретических положений.
3. Научно0популярная литература. К ней прибегают для того, чтобы быть в курсе новых достижений, иметь общее представление о проблемах. Однако, за разъяснением следует обращаться к серьезным специальным работам.
4. Периодические источники (периодика).
Когда составлен список источников, все они подразделяются на:
а) книги (статьи) для просмотра,
б) книги (статьи) для чтения,
в) книги (статьи) для изучения.
Приступая к изучению конкретной книги, конкретного источника, очень важно учесть следующее: автора (авторов), издательство, год и место издания, аннотацию, оглавление, предисловие, эпиграфы, послесловие (заключение, выводы).
При чтении литературы нужно обращать внимание на:
а) теорию вопроса,
б) аргументацию того или иного решения,
в) значение темы, ее актуальность,
г) учет интересов, запросов будущих слушателей.
При этом нужно придерживаться правил:
1. Критически оценивай прочитанное. Записывай возникающие при чтении собственные соображения, эти записи пригодятся при подготовке текста выступления.
2. Читая, отмечай непонятные места, чтобы вернуться к ним повторно.
3. Чем больше прочитанного (вспомни слова М.В. Ломоносова), тем более интересный, добротный материал может быть отобран.
4. Не забывай просмотреть новые издания по теме, проблеме.
5. Над источниками работай систематически. Перерывы требуют времени на восстановление прочитанного в памяти.
6. При чтении сосредотачивайся на вопросах плана-схемы, не допускай разбросанности и распыленности.
7. Избегай бессистемности в подборе и изучении источников. Ограничивай себя в проблемах, но изучай отобранное глубоко и основательно.
8. Записывай свои замечания, как о положительных, так и об отрицательных качествах источников.
9. Возвращаясь к неясностям, обдумывай вопрос с разных сторон, добивайся твердого понимания прочитанного и перечитанного.