Положительный образ делового человека (имидж)
Деловой этикет и его особенности
Этикет – это правила поведения в той или иной социальной группе, профессиональной сфере, внешние формы поведения.
Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Установление прочных деловых отношений с зарубежными партнёрами обязывает знать деловой этикет.
В цивилизованном мире деловой этикет считается экономической категорией. И это действительно так. Если все сотрудники соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов и болезней на нервной почве, выше производительность труда, выше качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время.
Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета.
Ученые Ф.Харрис и Р.Морган выделяют ряд характеристик организационной культуры. Несколько из них напрямую связаны с этикетом.
· внешний вид, одежда и представление себя на работе - (разнообразие деловых стилей, опрятность, косметика, прическа, униформа, спецодежда)
· коммуникационная система и язык общения - (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, телефонный стиль, жаргон, жестикуляции)
· что и как едят люди, привычки и традиции в этой области - (организация питания, включая наличие или отсутствие таковых мест в компании, дотация питания, едят ли работники разных уровней вместе или отдельно)
· осознание времени, отношение к нему и его использование - (степень точности и относительности времени у сотрудников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это, монохроническое или полихроническое использование времени)
· взаимоотношения между людьми - (по возрасту, полу, статусу, власти, интеллекту, опыту, знаниям, рангу, степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов)
Мировые экономические связи обязывают деловых людей знать правила хорошего тона и других стран. Здесь нарушение правил этикета могут привести даже к разрыву деловых связей и обернуться потерей рынков сбыта. Правила делового этикета со временем меняются, некоторые из них в настоящее время утратили свою обязательность, например, элементы поведения по отношению к женщине. Еще недавно считалось, что мужчина должен непременно оплачивать счет в ресторане, если обедает в обществе женщины, распахивать перед ней двери, попускать ее вперед при выходе из лифта. Сегодня такие правила не являются обязательными. Современный деловой этикет рекомендует выходить из лифта первым тому, кто находится ближе к двери. Женщина надевает пальто сама, но если у нее при этом случаются затруднения, мужчина обязан помочь ей.
Быть просто вежливым и доброжелательным недостаточно. В деловом этикете общие принципы приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих основных правилах:
Пунктуальность.
Нужно уметь рассчитывать время, необходимое для того, чтобы вовремя приезжать на работу. Иначе может сложиться мнение, что на Вас нельзя положиться.
Опоздания любого сотрудника мешают работе, кроме того они свидетельствуют о том, что на такого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания.
К тому же всегда оказывается, что на работу вам требуется больше времени, чем вы предполагали; и главное, как только вы наконец-то принялись за работу, всегда найдется какая-нибудь другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме еще один закон: если дела идут слишком хорошо, значит, скоро что-то должно случиться. Из всего этого можно сделать простой вывод: на выполнение заданий надо выделять время с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.
Не говорите лишнего.
Любая организация имеет свои коммерческие секреты, сотрудники не должны разглашать эту информацию.
Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации, это правило касается всех дел фирмы или учреждения: от кадровых до технологических. Это же относится и к разговорам сослуживцев о их личной жизни.
Стиль одежды.
В любой ситуации Вы должны выглядеть соответственно случаю и не выбиваться из контингента работников Вашего уровня. Главное - одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.
Хороший язык общения.
Стиль Вашего письма и устной беседы должен быть стилистически грамотным и качественным, потому что от этого зависит то, как Вас воспринимают окружающие.
Все, что вы говорите и пишите, должно быть изложено хорошим языком, грамотно. Умение человека грамотно говорить влияет в целом на его образ. От умения общаться часто зависят ваши шансы заключить тот или иной контракт. Деловому человеку, для того чтобы преуспеть, надо овладеть и искусством риторики, то есть мастерством красноречия. Очень важно следить и за своей дикцией - произношением и интонацией. Никогда в деловом общении не употребляйте жаргонных словечек и оскорбительных выражений; учитесь слушать других и при этом показывать, что вам интересно.
Положительный образ делового человека (имидж).
Он может быть различным от приятного в общении и всяческих контактах человека, отзывчивого собеседника до грубияна и скандалиста. Создавая этот неповторимый образ, нужно в первую очередь думать о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих тебя людей.