Коммуникативные качества речи
Вопросы для обсуждения:
1. Подготовьте сообщение об одном из коммуникативных качеств речи, ориентируясь на следующий содержательный минимум:
Уместность речи: понятие «уместная речь»; уместность ситуативная (ее связи с параметрами коммуникативной ситуации) и текстовая (стилистическая и стилевая); обусловленность уместности речи этическими и коммуникативными нормами.
Богатство речи: соотношение понятий «богатство речи» и «богатство языка», речь «богатая» и речь «бедная»; богатство русского языка (фонетическое, лексическое, словообразовательное, грамматическое); критерии богатой речи; основные источники речевого богатства (интонационное, семантическое, стилистическое, жанровое богатство и др.).
Чистота речи: чистота речи и лексико-стилистическая норма; лексика, находящаяся за пределами русского литературного языка и «засоряющая» речь: варваризмы, жаргонизмы, диалектизмы, слова-паразиты, просторечие, канцеляризмы, инвективная лексика и др.;
Точность речи: точность речи в связи с соотношениями «речь – мышление» и «речь – действительность»; понятийная (в т.ч. терминологическая) и предметная (в т.ч. фактическая) точность; уровень точности в разных функциональных стилях речи; средства и условия достижения точности.
Логичность речи: понимание логичности с точки зрения культуры речи; логичность рассуждения и логичность изложения; логические законы – законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания; основные логические операции: сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение; логические связи и их нарушения на уровне предложения и текста; условия логичности на уровне текста; основные логические ошибки.
Доступность речи: доступность как достоинство речи; языковые и речевые средства достижения доступности; причины недоступности речи адресату.
Выразительность речи: признаки, определяющие выразительность речи: творчество, креативность, нестандартность, оригинальность и др.; выразительность и экспрессивность, понятие экспрессии; выразительность и образность, образные средства языка; средства выразительности.
Правильность речи: речевая и языковая правильность; нормы русского литературного языка, их типы; ошибки, связанные с нарушением языковых норм.
2. Коммуникативные качества речи, определяемые как речевые нормы, подчиняются коммуникативным и этическим нормам. Опираясь на собственный речевой опыт, попытайтесь доказать правомерность этого утверждения.
3. Какое качество речи, при его несоблюдении, на ваш взгляд, оказывается самым заметным для слушателей? Почему?
4. Подготовьте сообщения о функционировании иноязычных слов в современной русской речи; выступите с ними на практическом занятии: 1. Активизация употребления иноязычных слов на рубеже ХХ – ХХI веков. Причины заимствования. 2. Особенности функционирования заимствований-американизмов в современной письменной и устно-разговорной речи. 3. Немотивированное использование иноязычных слов. Коммуникативные помехи, являющиеся следствием неправильного (и неоправданного) употребления заимствований (см. в списке рекомендуемой литературы п. 4, 5, 7, 8).
5. Подберите 8 – 10 примеров немотивированного употребления заимствованных слов в публицистических текстах. Обоснуйте свой выбор. Значения каких слов вам неизвестны или не вполне понятны? Замените иностранное слово, если возможно, русским эквивалентом.
6. Подберите публикации в журнале «Русская речь» (в период с 1995 по 2007 гг.), посвященные культуре употребления заимствованных слов. Прочитайте 2 – 3 статьи на выбор. Выступите с сообщением.
Список рекомендуемой литературы:
1. Головин В.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.
3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2006.
4. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – М., 1994.
5. Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). – М., 2000. – С. 142 – 161.
6. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
7. Новикова Н.В. Культура использования заимствованных слов в функциональных разновидностях языка // Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996. – С. 375 – 396.
8. Русский язык и культура речи: Учебн. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002.
Практические задания:
1. Прочитайте пародию Марка Розовского на школьное сочинение. Какие проблемы культуры речи в нем затронуты? Какие недостатки речи высмеивает автор?[1]
БАБИЗМ-ЯГИЗМ В НАШИ ДНИ
План
I. Вступление. Историческая обстановка в те еще годы.
II.Главная часть. Показ бабы-яги – яркой представительницы темных сил.
Черты бабы-яги.
1. Положительные: а) смелость; б) связь с народом; в) вера в будущее. | 2. Отрицательные: а) трусость; б) эгоизм; в) пессимизм; г) костяная нога. |
III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.
Замечательное произведение – сказка о бабе-яге – является замечательным образцом нашей замечательной литературы.
Тяжелое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.
«Товарищ, верь! Взойдет она!» – писал великий русский поэт Пушкин.
И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановить на пути, по которому он всегда идет навстречу будущему, которое всегда обязательно приходит на смену прошлому, которое никогда не смогло задушить его голос, который всегда был светлый и звонкий.
«Кому на Руси жить хорошо?» – спрашивал знаменитый русский поэт Некрасов и сам же отвечал:
Кто до смерти работает,
До полусмерти пьет.
В образе бабы-яги – типичной представительницы загнивающего старшего поколения – воплощены лучшие черты отрицательного героя в начале первой половины конца …надцатого века. Бабе-яге противопоставлен светлый образ Иванушки-дурачка, в котором сделана яркая попытка показа нового, молодого в борьбе со старым, отжившим, одряхлевшим. Нет, Иванушка-дурачок – это не Онегин. Он не лишний человек! Он любит труд и родную землю. Если присмотреться, он совсем не дурачок, а умный.
«В человеке все должно быть прекрасно», – писал известный русский писатель Чехов.
Задолго до него эти же слова повторил способный английский поэт Шекспир. Создавая незабываемый образ злодея Яго в одноименной трагедии «Отелло», он, несомненно, испытал благотворное влияние со стороны неизвестного автора сказки о бабе-яге. Иванушка-дурачок только строит из себя дурачка. На самом деле оказывается в дурачках не он, а баба-яга.
«Чуден Днепр при тихой погоде», – писала сквозь смех и слезы гордость нашей литературы – Гоголь.
В галерее светлых женских образов баба-яга занимает особое место. Вспомним хотя бы Анну Каренину.
«Все смешалось в доме Облонских», – писало светило разума Лев Толстой.
Язык бабы-яги – простой, чистый, короткий, могучий, не шершавый.
В наше время бабизм-ягизм играет большое значение и имеет большую роль. Сказка стала былью, Иванушка-дурачок нарицательным, а баба-яга безвозвратно ушла в далекое прошлое.
2. Приведите примеры ситуативной неуместности в кинокомедиях, вызванной тем, что говорящим не учитывался какой-либо параметр (параметры) коммуникативной ситуации.
3. Перечислите условия уместности анекдота. Расскажите анекдот, уместный в ситуации аудиторного практического занятия. В каких еще ситуациях он будет уместным? неуместным?
4. Прочитайте рекламные объявления в одном из выпусков газеты «Губерния». Найдите такие, в которых нарушена текстовая уместность. Прокомментируйте их.
5. Прокомментируйте высказывание Аристотеля: «Неумеренность есть большее зло, чем речь простая (т.е. вовсе лишенная эпитетов): в последнем случае речь не имеет достоинства, а в первом она заключает в себе недостаток». Смоделируйте коммуникативные ситуации, в которых разнообразие становилось бы недостатком речи.
6. Почти каждому из нас не раз приходилось слышать такие фразы: «Русский язык очень богат», «Русский язык – один из самых богатых языков мира» и т.п. Задумывались ли вы о том, почему дается такое определение русскому языку? Согласны ли вы с ним? Напишите эссе о богатстве русского языка.
7. Прочитайте публикации в одном из последних номеров газет «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и др. Найдите нарушения чистоты речи. Оцените их уместность в содержательном и стилистическом плане.
8. Понаблюдайте за речевым поведением своего товарища-однокурсника. Какие слова-паразиты он использует? В каких условиях общения повышается частотность их употребления? Составьте список этих слов. Подумайте и составьте рекомендации для тех, кто хотел бы избавиться от этого речевого недостатка.
9. Подберите и проанализируйте рекламный текст, в котором есть нарушения точности речи.
10. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением точности. Назовите причины неточности речи в каждом примере.
1. В Калининграде выявлен притон наркомании. 2. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 3. Посмотри на меня в профиль. 4. Были представлены все условия для развития малого бизнеса. 5. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. 6. Во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма. 7. Чем отличается меланхолик от других типов нервной деятельности? 8. Мы поем на английском, чтобы нас поняла Европа, а также Англия и Америка. 9. В парке стоит архитектура. 10. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство. 11. Такси стояло у подъезда. Чтобы не опоздать на самолет, она вызвала его. 12. Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 13. С окончанием футбольного матча количество звонков должно активизироваться. 14. Картина проясняется вполне точно и понятно. Уже виден ее завершающий конец. 15. Введены ограничения для рыболовов на период нереста.
11. Проанализируйте с точки зрения логичности речи монолог Епиходова из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он… (Показывает револьвер)… Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук… Вот такой. (Показывает обеими руками.) И тоже квасу возьмешь, чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана… Несомненно, может, вы и правы. (Вздыхает) Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа…
Какие функции выполняют вводные слова и конструкции в высказываниях Епиходова?
12. Какие логические ошибки допущены в высказываниях? Какие законы логики нарушены? (см. Справку 1, 2)
1. Окраска чирков отличается от других уток. 2. Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой. 3. В продажу поступила одежда для детей отечественного производства. 4. Лучшая доярка колхоза Козлова на 28-й день после отела получила от коровы 37 литров молока. 5. В конце июля они увидят фильм «Трактир на Пятницкой», поставленный по одноименной повести Н. Леонова «Ждите моего звонка». 6. Интересно и содержательно освещают работу выставки по рекламе продукции отечественных предприятий газеты. 7. В уютном и теплом зрительном зале собрались труженики и интеллигенция совхоза. 8. В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе. 9. Музей посещают дети, взрослые, представители старших поколений и иностранцы. 10. Вы не ответили на мой вопрос, но я удовлетворен вашим ответом. 11. Предметом повествования Н. Минха являются времена, достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью минховские страницы привлекают к себе внимание. 12. Было исполнено 26 вокальных номеров, в том числе три танцевальных номера. 13. Прошу оставить меня сверхсрочником на продовольственном складе, так как я очень полюбил море. 14. С завтрашнего дня он уходит на пенсию. Ему уже известна программа чествования: ведь не каждый способен проработать на одном месте сорок лет. 15. Язык героев Шолохова не похож на героев других писателей.
Справка 1.. Законы логики: закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, т.е. любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное устойчивое содержание, чтобы не произошла подмена понятия; закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно; закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно; закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.
Справка 2. Основные логические ошибки: утверждение взаимоисключающих понятий; сопоставление (противопоставление) логически неоднородных понятий; смещение плана изложения; неверное установление причинно-следственных связей; неправильный порядок слов; неполнота предложения; нарушение логических связей между частями предложения.
13. Определите, в чем заключается секрет выразительности высказываний И. Ильфа.
1. Смешную фразу надо лелеять, холить, ласково поглаживая по подлежащим. 2. Лицо, не истощенное умственными упражнениями. 3. Был у меня знакомый, далеко не лорд. Есть у меня знакомая дама, не Вера Засулич. Художник – не Рубенс. 4. Тыка и ляпа, так медведи говорят между собой. 5. По лицу его бродила безобразная улыбка. 6. Бежевые туфли и такого же цвета лиловые чулки. 7. Перестаньте влачить нищенское существование. Надоело! 8. Площадь св. Марка. Толстые, грубые, нахальные, как коты, голуби. 9. Соседом моим был молодой, полный сил идиот. 10. Всю ночь во дворе бегал, скребся и мяукал котенок. Видимо, сдавал экзамен на кошку.
14. В художественной речи и публицистике для усиления изобразительности и выразительности речи, создания образности используются особые стилистические приемы – тропы и фигуры. Выделяют следующие тропы: метафора, метонимия, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, оксюморон, антифразис, гипербола, литота, мейозис и др. К фигурам относят анафору, эпифору, параллелизм, градацию, антитезу, фигуру умолчания, риторический вопрос, риторическое обращение и др. Дайте определение каждому из названных средств выразительности (дополните по возможности их перечень), приведите примеры[2].
15. Выделите языковые средства выразительности в поэтическом тексте. Определите их функции.
Василий Каменский
Звени, Солнце! Копья светлые мечи,
лей на землю жизнерадостные лучи.
Звени, знойный, краснощекий,
ясный-ясный день!
Звездидень!
Звездидень!
Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!
Побегу я на веселые поля.
Звени, знойный, черноземный,
полный-полный день.
Звездидень!
Звездидень!
Сердце радуйся и пояс развяжись!
Эй, душа моя, пошире распахнись!
Звени, знойный, кумачовый,
яркий-яркий день.
Звездидень!
Звездидень!
Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна,
лучезарная, бегучая волна.
Звени, знойный, разудалый,
русский алый день.
Звездидень!
Звездидень!
[1] Отдельные примеры и тексты заданий взяты из кн.: Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савина. Русский язык и культура речи. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2006.
[2] При выполнении задания воспользуйтесь учебной и справочной литературой: Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998; Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996; Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. – Ростов н/Д, 2006; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов. – Ростов н/Д, 1999; Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А.П. Сковородникова. – М., 2005 и др.