Приведите примеры современных аббревиатур. Всегда ли при создании аббревиатур используется принцип благозвучия? Какие новые тенденции прослеживаются при образовании аббревиатур?
Ознакомьтесь с замечаниями В.Я. Брюсова о благозвучии поэтической речи А.С. Пушкина; приведите примеры благозвучных строк из стихотворений современных поэтов; объясните художественное значение звуковой организации речи в стихотворном языке.
«…Наблюдая сочетания и столкновения согласных и гласных у Пушкина, мы постоянно видим величайшую заботливость поэта о легком, музыкальном переходе от одного слова к другому. Для Пушкина характерны такие переходы от слова к слову, как Отрок милый, отрок нежный…, где столкновения согласных не дают никакого затруднения в чтении, или: Мои утраченные годы; Гордой юности моей; Легко и радостно играет; Порой опять и т.д., где столь же легки столкновения гласных».
Укажите слова, сочетания которых порождают неблагозвучие речи.
1. Отбросив вечерние страхи и сомнения, семенили люди. 2. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. 3. Опустившись на стул, он застыл, стал остолбенелым. Максим Грек переводил максимально точно. 4. Я еще не питал неприязни к этому упитанному юнцу. 5. Отойду немного, а потом пойду. 6. В труде каждого труженика – залог успеха всего коллектива. 7. Широко практикуем мы метод практических заданий. 8. Плуг заглубился на заданную глубину.
35) Какую цель преследуют поэты, используя резкое стечение согласных либо постановку рядом причастий с неблагозвучными суффиксами:
1. Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая (А.С. Пушкин). 2. От ликующих, праздно болтающих, обагряющих, руки в крови. Уведи меня в стан погибающих за великое дело любви (Н.А. Некрасов). 3. Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор (В. Маяковский). 4. Видели ли вы, как бежит по степям, в туманах озерных кроясь железной ноздрей храпя, на лапах чугунный поезд? (С. Есенин);
Интонационно-изобразительные средства
Прочитайте каждую скороговорку вслух по пять-шесть раз в медленном темпе, отчетливо выговаривая каждый звук; затем читайте, убыстряя темп, и опять замедляйте темп. Следите за дикцией и произношением звуков в соответствии с орфоэпическими нормами.
Два щенка – щекой к щеке – щиплют щетку в уголке. Косой козел. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла. Ты нас , мама, не ищи, ищем мы щавель на щи. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Дробью по перепелам, да по тетеревам. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпоковать, надо колокол переколоколовать, переколоколовать. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Научитесь читать приведенные примеры в соответствии с логикой фраз, перспективой высказывания мыслей. Следите за интонацией, дикцией, паузами, произношением. Избегайте однообразия мелодического рисунка. Наметьте психологические паузы.
1. Чтоб собеседник нашу мысль постиг,
Нужней нам сердце, нежели язык.
Как сможешь в чем-то убедить другого,
Когда ты сам в свое не веришь слово?!
2. «Прокуроры знали силу Плевако. Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле 50 копеек. Она была потомственная почетная гражданка и, как лицо привилегированного сословия, подлежала суду присяжных. По наряду ли, или просто по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна. Все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет.
Поднялся Плевако.
Много бед, много испытаний пришлось перенести России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печнеги терзали ее, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испфытаний. Но теперь, теперь … Старушка украла старый чайник, стоимостью в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно» [Кони А.Ф. Собрание сочинений. М., 1968, с. 175-176].