III раздел. Функциональные стили речи

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Каждая функция – это определенная установка на ту или иную манеру изложения – свободную, объективную, конкретно-изобразительную, информативную, выразительную.

Задание 26.Заполните таблицу.

Подстили Признаки жанры
Собственно научный    
Учебно-научный    
Научно-информативный    
Научно-популярный    

Задание 27. Ознакомьтесь с таблицей «Стили речи». Проанализируйте ее. Опираясь на таблицу, подготовьте устное сообщение по каждому стилю.

Стили речи Сфера применения Стилевые черты Языковые средства
      лексические грамматические
Разговорный (общение) Быт, семейные, дружеские отношения Непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер Разговорно-просторечная лексика и фразеология с конкретным и эмоциональным значением Простые предложения (восклицательные, вопросительные), неполные предложения, обращения, междометия, модальные частицы
Научный (сообщение) Наука и техника, учебный процесс Точность, логичность, доказательность, отвлеченность, сухость речи Терминологическая лексика и фразеология. Лексика с отвлеченным значением. Отсутствие эмоциональной лексики Сложные предложения с союзной связью, с причастными оборотами; односоставные предложения безличные и неопределенно-личные; настоящее время глаголов; вводные слова; производные предлоги
Официально-деловой (сообщение) Администрация и правовая сфера Официальность, строгая точность, сухость речи Официальные слова и выражения; речевые штампы, отглагольные (отвлеченные) существительные; отсутствие эмоциональной лексики Повествовательные предложения с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами; производные предлоги, составные союзы
Публицисти- ческий (воздействие) Общественная жизнь (газеты, радио, телевидение) Убежденность, страстность, оценочный характер Общественно-политическая лексика, высокая лексика, эмоциональная лексика и фразеология Обращения, восклицательные предложения, риторические вопросы; анафоры; употребление глаголов настоящего времени в различных значениях
Художествен-ный (эстетическое воздействие) Сфера искусства Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи Слова с конкретным значением; слова, употребленные в переносном значении; эмоционально-оценочная лексика Использование синтаксических конструкций самых разнообразных видов. Использование глаголов одного времени в значении другого

Задание 28.Составьте заявление, используя конструкции, представленные в таблице.

Конструкции Примеры употребления
Ввиду (чего?) Ввиду срочного отъезда из города
В силу (чего?) В силу отсутствия средств
Вследствие (чего?) Вследствие изменения расписания
За неимением (чего?) За неимением средств на покупку аппаратуры
По причине (чего?) По причине болезни
Согласно (чему?) Согласно утверждённому плану
В связи с (чем?) В связи с отсутствием
Благодаря (чему?) Благодаря помощи коллег
За недостатком (чего?) За недостатком средств

Задание 29.Заполните таблицу.

Определение Назначение Реквизиты
Доверенность − это     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
Расписка − это     1. 2. 3. 4. 5.

Задание 30.Ознакомьтесь с языковыми средствами научных текстов.

1. Лексика:

Языковая особенность Примеры
преобладание слов с обобщенным, абстрактным значением (применение, предмет и т.д.) (ср.: "Химик должен обращать внимание на...", т.е. химик - абстрактное лицо; Береза хорошо переносит морозы; здесь слово "береза" обозначает не единичный предмет, дерево, а породу деревьев, т.е. общее понятие).
3 основных пласта научной речи:
общеупотребительные слова. К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах и составляют основу изложения. К языкам мира относятся языки народов, населяющих (или населявших ранее) земной шар. Здесь нет ни одного специального
общенаучные слова. Общенаучная лексика — это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами. например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др.
термины. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание, в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Электрический заряд, электрон, электрический ток, переменное магнитное поле, релейная защита.
Отвлеченно-обобщенный характер речи подчеркивается и 1) специальными лексическими единицами и 2) грамматическими средствами: неопределенно-личными предложениями, пассивными конструкциями 1) (обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, всякий, каждый) 2) (Для этого берут в лабораториях воронку; По окончании опыта отсчитывается остаток кислоты и т.п.).

2. Морфология:

Используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений: Углерод составляет ... самую важную часть растения (К.А.Тимирязев)
Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение: Произведено п опытов; Разделим вероятность попадания .…
Значения лица и числа ослаблены: производят - производятся; можем вывести заключение - выводят заключение.
Ярко выражают это явление в синтаксисе опустошенные личные предложения, допускающие замену на безличные: Мы знали, что не существует метода; Известно, что не существует метода.
Число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида: Кислота разъедает… металлы легко режутся ..., вода разваривает овощи
Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы,
В большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения. он, она, оно
Преобладание имен существительных отглагольных изучение, рассмотрение
Категория числа существительного ослаблена, отвлеченные понятия представляются без идеи числа: образование воды при горении воска, части этого механизма.
Использование безличных форм глагола отмечается, исследуется
Категория числа существительного ослаблена, отвлеченные понятия представляются без идеи числа образование воды при горении воска, части этого механизма.
Среди существительных мужского и женского рода большое место принадлежит абстрактной лексике случай, опыт, процесс, вопрос, характер, период, опыт, метод; часть, форма, сила, величина, масса, деятельность; возможность, потребность
Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета клетки бедны протоплазмой ..., третичные алкоголи.., изомерны... .
Наиболее часто привлекаются в качестве средств усиления экспрессивности высказывания: 1) усилительные, ограничительные частицы, местоимения, количественные наречия:   2) эмоционально-экспрессивные прилагательные:   3) средства словесной образности:   1) лишь отвлеченные теоретики..., не было абсолютно нескольких оснований..., с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно осторожным...; 2) дети делают нещадное количество ошибок; удручающее впечатление; колоссальное количество; превосходная степень: труднейшая задача; простейшее решение; 3) двери (в глубь атома) открыты…; растительная клеточка – это западня;

2. Синтаксис:

Использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (рассуждение или изложение обобщений выводов). Итак, таким образом, следовательно, стало быть.
Весьма характерно и употребление наречий в связующей функции (в выражении причинно - следственных отношений): поэтому, потому, тогда, отсюда
Наиболее типично для научной речи использование выражения подчеркнутой связности изложения - особых конструкции и оборотов связи. Они органически присущи научному общению, без них научная речь становится отрывисто, скачкообразной. Теперь перейдем к вопросу о …; Наконец, можно ещё отметить постоянную связь…; Приведу ещё пример; Постараемся теперь объяснить…; Остановимся на…; Далее отметим… и.т.д.
Для научной речихарактерны и особые «сложные» обороты; специализация слова «далее» в функции вводного слова. по Павлову, по Менделееву Далее… Это вещество легко растворяется в…
Очень широко используется цепи родительных падежей, что объясняется повышенной частотностью родительного падежа в научной речи. (… установление (чего?) зависимости (чего?) длины (чего?) линии (чего?) волны рентгеновских (чего?) лучей (чего?) атома.

Задание 31.Прочитайте тексты. Определите, к каким подстилям научной речи они относятся. Отметьте их характерные черты.

Текст 1.

Электроэнергетика - отрасль промышленности, занимающаяся производством электроэнергии на электростанциях и передачей ее потребителям, является также одной из базовых отраслей тяжёлой промышленности.

Энергетика является основой развития производственных сил в любом государстве. Энергетика обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики.

Научно-технический прогресс невозможен без развития энергетики, электрификации. Для повышения производительности труда первостепенное значение имеет механизация и автоматизация производственных процессов, замена человеческого труда (особенно тяжелого или монотонного) машинным. Но подавляющее большинство технических средств механизации и автоматизации (оборудование, приборы, ЭВМ) имеет электрическую основу. Особенно широкое применение электрическая энергия получила для привода в действие электрических моторов. Мощность электрических машин (в зависимости от их назначения) различна: от долей ватта (микродвигатели, применяемые во многих отраслях техники и в бытовых изделиях) до огромных величин, превышающих миллион киловатт (генераторы электростанций).

Текст 2.

Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие.– Алматы: Раритет, 2004.-200 с.

В книге с риторических позиций описываются жанры свертывания – развертывания информации в учебных и исследовательских целях: формулировка темы, библиографическое описание, аннотация, план научной работы, тезисы, реферат, конспект. Содержится попытка системно представить учебные и творческие студенческие жанры.

Пособие содержит обширный иллюстративный материал в тексте и в приложениях, рекомендательный библиографический список, глоссарий, тесты, задания для самостоятельных занятий и упражнения.

Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, преподавателей курса «Основы научных исследований», будет полезно для всех, кто занимается научным самообразованием.

Текст 3.

Кибернетика (от греч. kybernetike - искусство управления, от kybernao - правлю рулём, управляю) - это наука об управлении, связи и переработке информации.

Задание 32.Скажите, чем обусловлен в научном стиле речи отбор языковых средств для выражения мысли и почему. Аргументируйте свое понимание.

Задание 33. Заполните таблицу.

Материал для справок: словарь, репортаж, мемуары, доклад, коммюнике, резюме, спор, частное письмо, диссертация, очерк, повесть, справочник, личный дневник, частная беседа, заявление, статья, служебная записка, интервью, доверенность, роман, записка, аннотация, передовая статья, дискуссия.

ЖАНРЫ Стили речи
         

Задание 34.Скажите, какие части речи преобладают в научном стиле и почему. Аргументируйте свое понимание.

Задание 35.На примере текста по своей специальности сделайте следующий анализ научного текста.

1) Проанализируйте лексический состав текста, выделив в отдельные групп (разряды):

– терминологическую лексику;

– общенаучную лексику;

– слова-организаторы мысли;

– слова-конкретизаторы мысли;

– слова-доминанты.

Определите функции каждого из выделенных разрядов лексики. Аргументируйте свое понимание.

2) Установите, есть ли в тексте узкоспециальные термины и какова их функция.

3) Определите в тексте частотность слов с отвлеченным, абстрактным значением и укажите ее причину.

4) Установите, какой падеж имени существительного преобладает в тексте и почему, укажите цепочки родительных падежей.

5) Установите, какой вид, какое время и лицо глагола наиболее употребительны в тексте и почему.

6) Установите, какие сложные предложения преобладают в тексте и почему.

Аргументируйте свое понимание.

Задание 36.Скажите, почему в научной литературе не употребляются восклицательные предложения. Аргументируйте свое понимание.

Задание 37.Ознакомьтесь со словообразовательными элементами, на основе которых создается интернациональная терминологическая лексика:

1) греческого происхождения

а – отрицание; авто – сам; антропо – человек; арифмо – число; архи – начало, главенство; архео – древний; атмо– воздух; аэро – воздух; био –жизнь; библио – книга; гео – земля; гидро – вода; гипер – сверх; гипо – внизу, снизу, под; грамма – запись, буква; графо – писать; ди – два; диа – между; дин(амо) – сила; зоо – животное; кило – тысяча; кине – движение; лексико – слово; логос – слово, мысль, учение; макр – крупный; мета – за-, пере-; метрия – мера; механик – машина; моно – один, единый; морф – форма; нео – новый; оним – имя; ойкос(эко) – дом; палео – древний; пан – весь, все; педо – дитя; поли – много; псевдо – ложь; психо – душа; стати – стоящий; теле – далеко; тео – бог; термо – тепло; тетра – четыре; техно – искусство, мастерство; фил – любитель, друг; -фоб,-фобия - боящийся, боязнь; фоно – звук; фито – свет; хроно – время; цито– клетка; эго – я; экзо – снаружи; эндо – внутри.

2) латинского происхождения

авиа –птица;акв – вода; антикв – древний; арм – оружие; ауди – слушать; би – дву; бреви – краткий; вита – жизнь; витр – стекло; вице – вместо; гомо – человек; гранд–большой;де – удаление, отмена, движение назад; деци – десять; дикто– говорит; дис(диз) – разделение, отделение, отрицание; ду – два; интер –между;интра – внутри; квази – якобы; лабор – труд; лингв – язык; максим – наибольшой; меди –середина; милли–тысяча; мото – двигатель, движение; мульти – много; нигил – ничего; номин – имя; пост – после; плюр – много; прим – первый; радио – излучать; ре – вновь, назад, обратно; ретро – назад, обратно; санти– сто;социо – общество; структ–строить; суб – под; супер,супра – над, верх; терции – третий, треть; транс – за, пере; ультимо – последний, крайний; ультра – более, сверх,за; цент –сто;экстра– вне; сверх юр(и) – право.

Задание 38.Объясните происхождение названий современных наук. Продолжите данный ряд своими примерами.

Метрология, психология, биология, философия, зоология, механика, экология, геология, гидрология, педагогика, динамика, теология, социология, этнография, термодинамика, арифметика, логика, палеография, геометрия, цитология.

Задание 39.На основе справочной литературы (Словарь иностранных слов, Энциклопедический словарь) уточните значение следующих терминов, входящих в терминологию разных наук. Составьте с ними предложения.

а) функция – математическая, физиологическая, лингвистическая; б) операция – в медицине, в военном искусстве, в логике, в математике, экономике; в) компрессия – в механике, в лингвистике; г) культура – в биологии, в ботанике, в культурологи, в лингвистике.

Задание 40. 1) Проанализируйте приведенный ряд терминологических синонимов. 2) Продолжите данный список синонимов. Объясните причину и источник их возникновения. 3) Приведите свои примеры терминологической синонимии.

Приспосабливать – адаптировать, ударение – акцент, закреплять – фиксировать, звуковой – акустический, зрительный – оптический, слушать – аудировать, уподобление – ассимиляция, постоянная величина - …, происхождение - …, соединять - …,восстанавливать - …, ускоритель (химической реакции) - …, разрабатывать - …, обезвоживание - …, создавать - … .

Задание 41. 1) На основе анализа представленных антонимических пар проследите, как реализуется противоположность понятия в терминах, какие регулярные средства языка используются для этой цели. 2) Приведите свои примеры антонимии в терминологии.

Положительный – отрицательный (заряд), точечные – протяженные (структуры), контактное – бесконтактное (реле), полярный – неполярный (диэлектрик), ионизация – деионизация (газа), частица – античастица, микроструктура – макроструктура, ассимиляция – диссимиляция, синхрония – диахрония, конвергенция – дивергенция, гетерогенный – гомогенный (состав), ассоциировать – диссоциировать.

Задание 42. Составьте максимальное количество словосочетаний, используя предлагаемые слова для справок.

Энергия, энергосистема, реле, трансформатор, кабель, включатель, заряд, ток, котел, турбина, сеть, линия, величина, установка, рубильник, щит.

Слова для справок:

давление, охлаждение, назначение, применение, повреждение, ограничение, измерение;

электрический, электродинамический, магнитный, проводниковый, изолированный, релейный, резервный, поврежденный, однофазовый, ветровой, аккумуляторный, металлический, трехфазный, энергетический;

устанавливать, снижать, использовать, ослаблять, направлять, измерять.

Задание 43. 1. Определите род аббревиатур. В случае затруднений обратитесь к словарям. Склоняются ли эти аббревиатуры? Составьте предложения с некоторыми из них.

ТЭС, КЭС, ТЭЦ, АЭС, ГТУ, ГЭС, ДЭС.

2. Знаете ли вы следующие аббревиатуры?

ПЭС - Приливные электростанции

ГЕОТЭС - Геотермальные электростанции

ВЭС - Ветровые электростанции

ПГУ - Парогазовые установки

СЭС - Солнечные электростанции

Задание 44.Объясните значение следующих аббревиатур. Составьте с ними словосочетания.

ТУТ − … ЕЭЭС − …

ПВК − … ПВД − …

ПНД − … ЦВД− …

ЦСД − … ВЛЭП − ….

Наши рекомендации