Приложение 4. Правила речи в духовной литературе
Если фольклор фиксирует правила речи как феномен народной морали, то духовная литература показывает, какими должны быть человек и его речь с позиций духовной, религиозной морали. Священное Писание – основной культурно значимый текст европейской цивилизации, где содержится множество мыслей и суждений, касающихся правил речи, действий человека с языком. Эти правила и рекомендации создают особый раздел духовной этики речи, где вместе с нравственными основами поведения, качествами человека (добродетелями) выстраиваются модели речевого поведения, различные ситуации общения.
Так, «Книги притчей Соломоновых» содержат изречения и наставления, даваемые царем Соломоном своему сыну. При чтении «притч» извлекаются не только советы-пословицы, где сказано о «языке», «слове», «устах», но и правила речевого общения, касающиеся подготовки речи, правил слушания, отношения к «истине» и «лжи», «раздорам» и «милосердию», создаваемым в общении с помощью «языка».
Задание 50.
Найдите в тексте Библии раздел «Книги притчей Соломоновых», выпишете и прокомментируйте притчи (пословицы), имеющие в своем составе советы, касающиеся языка, слова, речи, уст. Вы увидите, что каждая вторая притча относится к владению речью. Например:
Какие качества человека выводятся из состава притч?
Какие положительные и отрицательные эпитеты-прилагательные даются языку, устам, слову?
Какие качества речи рекомендуются?
См. ответ-комментарий на с. 165.
Задание 51.
Проанализируйте содержание и стиль притчей Соломоновых. Прокомментируйте данные выражения и покажите, как их содержание соотносится с современным речевым поведением.
Какие качества человека или его речи обсуждаются в этих притчах?
Какие необычные книжные слова отмечают стиль, характерный для притчей?
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (глава 21, стих 23).
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума (10, 21).
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяния человеку – по делам рук его (13, 15).
В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их (14, 3).
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (10, 19).
Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество (10, 20).
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение (13, 22).
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует (13, 19).
Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст (14, 7)
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (15, 1).
Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа (15, 4).
Тоска нас сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его (12, 25).
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя (15, 23).
Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло (15, 28).
Сердце мудрого делает язык его мудрым и уничтожает знание в устах его (16, 23)
Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (16, 27)
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий (16, 27).
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов (17, 13)
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен (17, 27)
Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток (18, 4).
Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его (18, 24).
Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его (18, 7).
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему (18, 14).
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом, глупый (19, 1).
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться впоследствии мудрым (19, 20).
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко открывает рот, с тем не сообщайся (20, 19).
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (20, 20).
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше сребра и злата (22, 1).
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота (3, 13-14).
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что от него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (4, 23-24).
Ответ к заданию 50 на с. 163:
Среди положительных эпитетов к словам слово – язык - речь - уста находим следующие:
мудрый, разумный, умный, непорочный, праведный, правдивый, вдохновенный, добрый, верный, сказанный прилично, кроткий, мягкий, сладкий, приятный, важный, и т.д.
Среди отрицательных эпитетов:
глупый, нечестивый, лживый, лукавый, льстивый, коварный, беззаконный, законопреступный, злой, оскорбительный, зловредный, тайный, пагубный, пламенный, и т.д.
Отсюда выводятся предельно простые рекомендации, которым люди, как можно наблюдать в современной реальной практике, либо следуют, либо же допускают ошибки – и тогда их речь (вместе с личностью данного человека) подвергается критике. Как бы ни были просты эти вечные истины, практическая речь должна быть мудрой, а не глупой; правдивой, а не лживой; полезной, а не зловредной; кроткой, а не гордой и необузданной. Эти рекомендации даются не как догма, а как размышление и направление творческих усилий говорящего.
Фундаментальные советы относительно свойств языка, характеризующих человека в целом, будут следующими:
¨ Речь должна основываться на честности и праведности.
¨ Мудрость и знания также основа речи.
¨ Стилевыми качествами хорошей речи являются кротость, мягкость, открытость, сладость и т.д. Все эти качества проявляются и в содержании, и в отборе слов, и в характере произношения.