Коммуникативная задача текста (КЗТ)
КЗТ – задача общения, которую ставит автор перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена КЗ, обычно находится в начале текста. Иногда КЗ может быть поставлена непосредственно в заголовке текста.
Если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его КЗ – показать строение предмета; состав предмета; если физические характеристики, то – физические свойства предмета; если описывается контур предмета, то КЗ – описать форму предмета; если описывается, какую роль выполняет предмет, то – о функции предметы.
Алгоритм действий: 1) определить предмет описания; 2) выявить особенности его характеристики; 3) сделать вывод о его коммуникативной задаче.
Особенности характеристики предмета | Коммуникативная задача |
Части предмета | Строение предмета |
Химические свойства | Состав |
Физические характеристики | Свойства |
Контур, вид, очертание | Форма |
Роль, назначение | Функция |
Распределение по классам, видам, разрядам | Классификация |
В тексте создаются смысло-речевые ситуации (коммуникативные). Они соответствуют определенным структурно-схематическим моделям.
№ | Смысло-речевая ситуация | Языковые средства (модели) |
Определение предмета (дефиниция). Введение термина | Что – это что; что есть что; что называется чем; что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего. | |
Квалификация предмета Признак Функциональное назначение Контакты предметов Наличие предмета | Что является чем; что представляет собой что; что выступает как что; что состоит в чем; что заключается в чем. Что может быть каким; что становится каким; для чего характерно что; что носит какой характер; что обладает чем; что характеризуется чем; что отличается чем. Что выполняет какую функцию; что служит для чего; что служит средством для чего; что выступает в роли чего; что играет какую роль. Что влияет на что; что оказывает воздействие на что; что определяется чем; что обусловлено чем. Где существует (имеется, наблюдается, есть) что. | |
Классификация предмета | Что подразделяется на что; что делится на что; Кто группирует что по какому признаку. | |
Качественный состав, строение предмета | Что состоит из чего; Что включает в себя что; что имеет в своем составе что. Из чего состоит что; что содержится в чем; что является важной частью чего. | |
Количественный состав предмета | Сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего. | |
Сопоставление (противопоставление, тождество) предметов, явлений | В чем отличие чего от чего; что противопоставлено чему по какому признаку; что соотносится с чем по какому признаку; что сходно (тождественно, эквивалентно, равно, подобно, аналогично) чему. | |
Возникновение, происхождение предмета | Что возникло; что происходит из чего; что зарождается; что появляется; что вырабатывается; что развивается из чего. | |
Принадлежность предмета к классу | Что относится к чему; что принадлежит к чему; что является одним из чего. | |
Местонахождение предмета | Что располагают (размещают, помещают, ставят, оставляют) где; что находится (стоит, лежит, распространено, представлено) где; что занимает особое место где/ среди чего. |
Задание 46.Определите коммуникативную задачу текстов.
Текст 1.
Основными задачами энергетического хозяйства являются: 1) бесперебойное обеспечение предприятия, его подразделений и рабочих мест всеми видами энергии, с соблюдением, установленных для нее параметров — напряжения, давления, температуры и др.; 2) рациональное использование энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание; 3) эффективное использование и экономное расходование в процессе производства всех видов энергии.
К основным видам энергии, используемой на промышленном предприятии, относятся: электрическая энергия, тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива, тепловая энергия пара и горячей воды, механическая энергия.
К энергоресурсам относятся: электрический ток, натуральное топливо, природный и сжиженный газ, пар различных параметров, сжатый воздух разного давления, горячая вода и конденсат, вода под давлением.
Текст 2.
По характеру использования потребляемая энергия подразделяется на силовую, технологическую и производственно-бытовую. Силовая энергия приводит в движение технологическое оборудование, подъемно-транспортные средства; технологическая — служит для изменения свойств и состояния материалов (плавление, термообработка и т.д.); производственно-бытовая — расходуется на освещение, вентиляцию, отопление и другие цели.
Годовые затраты на потребляемую энергию на предприятиях весьма значительны: их доля в себестоимости продукции в настоящее время достигает 25—30%.
Текст 3.
Ремонтные работы на проводах и тросах включают: ремонт и замену проводов, тросов, зажимов, замену разрядников, отдельных элементов гирлянд, штыревых изоляторов, крюков, штырей, термитную сварку проводов и т. п. Замену проводов и тросов выполняют обычно на всем анкерном пролете. Ввиду большой трудоемкости таких работ в некоторых случаях при недостатке времени линию включают под напряжение, оставляя вытянутый провод на промежуточных опорах в монтажных роликах на гирляндах (без перекладки в поддерживающие зажимы) и соединяя петли анкерных опор временно плашечными зажимами. В следующие отключения выполняют перекладку проводов, установку гасителей вибрации и монтаж петлевых зажимов. При большом объеме работ делают пофазную замену проводов. Перекладку тросов из роликов в зажимы часто производят без снятия напряжения с линии.
Задание 47.Заполните таблицу. Охарактеризуйте смысло-речевые ситуации.
№ | Примеры | Языковые модели |
Ветросиловые установки, предназначенные для получения электрической энергии, называются ветроэлектрическими установками. | ||
Крыльчатый ветродвигатель состоит из следующих основных частей: ветроколеса, головки, хвоста и башни. | ||
Ветроэлектрические станции (ВЭС) разделяют на станции постоянного тока и станции переменного тока. | ||
Трансформатором называют статическое электромагнитное устройство, имеющее две или большее число индуктивно-связанных обмоток и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока. | ||
Биодизель - это экологически чистое топливо для дизельных двигателей, получаемое путем химической обработки растительного масла или животных жиров, которое может служить добавкой к дизельному топливу или полностью заменять его. | ||
Основными задачами энергетического хозяйства являются: 1) бесперебойное обеспечение предприятия, его подразделений и рабочих мест всеми видами энергии с соблюдением установленных для нее параметров — напряжения, давления, температуры и др.; 2) рациональное использование энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание; 3) эффективное использование и экономное расходование в процессе производства всех видов энергии. | ||
Ремонтные работы на проводах и тросах включают: ремонт и замену проводов, тросов, зажимов, замену разрядников, отдельных элементов гирлянд, штыревых изоляторов, крюков, штырей, термитную сварку проводов и т. п. | ||
К энергоресурсам относятся: электрический ток, натуральное топливо, природный и сжиженный газ, пар различных параметров, сжатый воздух разного давления, горячая вода и конденсат, вода под давлением. |
Задание 48.Заполните таблицу. Охарактеризуйте смысло-речевые ситуации.
№ | Языковые модели | Примеры |
Чем выражается что | ||
Кто считает, что чем рассматривает, что как что | ||
Что носит, какой характер | ||
Кто сравнивает, что с чем, сопоставляет | ||
В основе чего лежит что | ||
Что является важной частью чего | ||
Что имеет (в себе, в своем составе) что | ||
Что находится под влиянием чего под воздействием | ||
Где существует что |
Задание 49. Определите типы научных текстов. Модели какой смысло-речевой ситуации встречаются в данных текстах?
Текст 1.
Электрическим полем называют одну из двух сторон электромагнитного поля, характеризующуюся воздействием на электрически заряженную частицу с силой, пропорциональной заряду частицы и не зависящей от её скорости.
Основной физической величиной, характеризующей электрическое поле в каждой его точке, является напряженность электрического поля.
Напряженностью электрического поля называется векторная величина, равная силе f1 , действующей на единичный заряд q.
Текст 2.
В зависимости от источника энергии различают следующие типы электростанций:
1) Тепловые электростанции (ТЭС), использующие природное топливо. Они делятся на конденсационные (КЭС) и теплофикационные (ТЭЦ).
2) Гидравлические электростанции (ГЭС) и гидроаккумулирующие (ГАЭС), использующие энергию падающей воды.
3) Атомные электростанции (АЭС), использующие энергию ядерного распада.
4) Дизельные электростанции (ДЭС).
5) ТЭС с газотурбинными (ГТУ) и парогазовыми установками (ПГУ).
6) Солнечные электростанции (СЭС).
7) Ветровые электростанции (ВЭС).
8) Геотермальные электростанции (ГЕОТЭС).
9) Приливные электростанции (ПЭС).
Наиболее часто в современной энергетике выделяют традиционную и нетрадиционную энергетики.
Текст 3.
Важным направлением в развитии электроэнергетики является строительство гидроэлектростанций. ГЭС находятся на втором месте по количеству вырабатываемой электроэнергии. Гидроэлектростанции являются весьма эффективным источником энергии, поскольку используют возобновимые ресурсы, они просты в управлении (количество персонала на ГЭС в 15-20 раз меньше, чем на ГРЭС) и имеют высокий КПД – более 80%. В результате производимая на ГЭС энергия самая дешевая. Огромное достоинство ГЭС – это высокая маневренность, т.е. возможность практически мгновенного автоматического запуска и отключения любого требуемого количества агрегатов.
Текст 4.
Электроэнергетика государств участников СНГ сформировалась в период образования новых государств Содружества. В настоящее время десять из двенадцати энергосистем стран СНГ работают параллельно (кроме энергосистем Армении и Туркменистана). Динамика увеличения их электропотребления говорит о выходе экономики из затяжного экономического кризиса.
Микротемы научного текста
Микротемы – это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. В тексте могут быть две или более микротем. Каждая из них может состоять из одного или более предложений. Предложения в микротеме тесно связаны между собой логически и грамматически. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац. Первые предложения большинства абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Все последующие предложения называют комментирующей частью, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Задание 50.Подберите учебно-научный текст по специальности, соответствующий данной схеме. Выявите в тексте языковые модели, соответствующие данной коммуникативной задаче.
Выпишите из текста общенаучные и узкоспециальные термины. Определите их значение по словарям.