Коммуникативная задача текста (КЗТ)

КЗТ – задача общения, которую ставит автор перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена КЗ, обычно находится в начале текста. Иногда КЗ может быть поставлена непосредственно в заголовке текста.

Если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его КЗ – показать строение предмета; состав предмета; если физические характеристики, то – физические свойства предмета; если описывается контур предмета, то КЗ – описать форму предмета; если описывается, какую роль выполняет предмет, то – о функции предметы.

Алгоритм действий: 1) определить предмет описания; 2) выявить особенности его характеристики; 3) сделать вывод о его коммуникативной задаче.

Особенности характеристики предмета Коммуникативная задача
Части предмета Строение предмета
Химические свойства Состав
Физические характеристики Свойства
Контур, вид, очертание Форма
Роль, назначение Функция
Распределение по классам, видам, разрядам Классификация

В тексте создаются смысло-речевые ситуации (коммуникативные). Они соответствуют определенным структурно-схематическим моделям.

Смысло-речевая ситуация Языковые средства (модели)
Определение предмета (дефиниция). Введение термина Что – это что; что есть что; что называется чем; что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
Квалификация предмета     Признак   Функциональное назначение     Контакты предметов     Наличие предмета Что является чем; что представляет собой что; что выступает как что; что состоит в чем; что заключается в чем. Что может быть каким; что становится каким; для чего характерно что; что носит какой характер; что обладает чем; что характеризуется чем; что отличается чем. Что выполняет какую функцию; что служит для чего; что служит средством для чего; что выступает в роли чего; что играет какую роль. Что влияет на что; что оказывает воздействие на что; что определяется чем; что обусловлено чем. Где существует (имеется, наблюдается, есть) что.
Классификация предмета Что подразделяется на что; что делится на что; Кто группирует что по какому признаку.
Качественный состав, строение предмета Что состоит из чего; Что включает в себя что; что имеет в своем составе что. Из чего состоит что; что содержится в чем; что является важной частью чего.
Количественный состав предмета Сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего.
Сопоставление (противопоставление, тождество) предметов, явлений В чем отличие чего от чего; что противопоставлено чему по какому признаку; что соотносится с чем по какому признаку; что сходно (тождественно, эквивалентно, равно, подобно, аналогично) чему.
Возникновение, происхождение предмета Что возникло; что происходит из чего; что зарождается; что появляется; что вырабатывается; что развивается из чего.
Принадлежность предмета к классу Что относится к чему; что принадлежит к чему; что является одним из чего.
Местонахождение предмета Что располагают (размещают, помещают, ставят, оставляют) где; что находится (стоит, лежит, распространено, представлено) где; что занимает особое место где/ среди чего.

Задание 46.Определите коммуникативную задачу текстов.

Текст 1.

Основными задачами энергетического хозяйства являются: 1) бесперебойное обеспечение предприятия, его подразделений и рабочих мест всеми видами энергии, с соблюдением, установленных для нее параметров — напряжения, давления, температуры и др.; 2) рациональное использование энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание; 3) эффективное использование и экономное расходование в процессе производства всех видов энергии.

К основным видам энергии, используемой на промышленном предприятии, относятся: электрическая энергия, тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива, тепловая энергия пара и горячей воды, механическая энергия.

К энергоресурсам относятся: электрический ток, натуральное топливо, природный и сжиженный газ, пар различных параметров, сжатый воздух разного давления, горячая вода и конденсат, вода под давлением.

Текст 2.

По характеру использования потребляемая энергия подразделяется на силовую, технологическую и производственно-бытовую. Силовая энергия приводит в движение технологическое оборудование, подъемно-транспортные средства; технологическая — служит для изменения свойств и состояния материалов (плавление, термообработка и т.д.); производственно-бытовая — расходуется на освещение, вентиляцию, отопление и другие цели.

Годовые затраты на потребляемую энергию на предприятиях весьма значительны: их доля в себестоимости продукции в настоящее время достигает 25—30%.

Текст 3.

Ремонтные работы на проводах и тросах включают: ремонт и замену проводов, тросов, зажимов, замену разрядников, отдельных элементов гирлянд, штыревых изоляторов, крюков, штырей, термитную сварку проводов и т. п. Замену проводов и тросов выполняют обычно на всем анкерном пролете. Ввиду большой трудоемкости таких работ в некоторых случаях при недостатке времени линию включают под напряжение, оставляя вытянутый провод на промежуточных опорах в монтажных роликах на гирляндах (без перекладки в поддерживающие зажимы) и соединяя петли анкерных опор временно плашечными зажимами. В следующие отключения выполняют перекладку проводов, установку гасителей вибрации и монтаж петлевых зажимов. При большом объеме работ делают пофазную замену проводов. Перекладку тросов из роликов в зажимы часто производят без снятия напряжения с линии.

Задание 47.Заполните таблицу. Охарактеризуйте смысло-речевые ситуации.

Примеры Языковые модели
Ветросиловые установки, предназначенные для получения электрической энергии, называются ветроэлектрическими установками.  
Крыльчатый ветродвигатель состоит из следующих основных частей: ветроколеса, головки, хвоста и башни.  
Ветроэлектрические станции (ВЭС) разделяют на станции постоянного тока и станции переменного тока.  
Трансформатором называют статическое электромагнитное устройство, имеющее две или большее число индуктивно-связанных обмоток и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока.  
Биодизель - это экологически чистое топливо для дизельных двигателей, получаемое путем химической обработки растительного масла или животных жиров, которое может служить добавкой к дизельному топливу или полностью заменять его.  
Основными задачами энергетического хозяйства являются: 1) бесперебойное обеспечение предприятия, его подразделений и рабочих мест всеми видами энергии с соблюдением установленных для нее параметров — напряжения, давления, температуры и др.; 2) рациональное использование энергетического оборудования, его ремонт и обслуживание; 3) эффективное использование и экономное расходование в процессе производства всех видов энергии.  
Ремонтные работы на проводах и тросах включают: ремонт и замену проводов, тросов, зажимов, замену разрядников, отдельных элементов гирлянд, штыревых изоляторов, крюков, штырей, термитную сварку проводов и т. п.  
К энергоресурсам относятся: электрический ток, натуральное топливо, природный и сжиженный газ, пар различных параметров, сжатый воздух разного давления, горячая вода и конденсат, вода под давлением.  

Задание 48.Заполните таблицу. Охарактеризуйте смысло-речевые ситуации.

Языковые модели Примеры
Чем выражается что  
Кто считает, что чем рассматривает, что как что  
Что носит, какой характер  
Кто сравнивает, что с чем, сопоставляет  
В основе чего лежит что  
Что является важной частью чего  
Что имеет (в себе, в своем составе) что  
Что находится под влиянием чего под воздействием  
Где существует что  

Задание 49. Определите типы научных текстов. Модели какой смысло-речевой ситуации встречаются в данных текстах?

Текст 1.

Электрическим полем называют одну из двух сторон электромагнитного поля, характеризующуюся воздействием на электрически заряженную частицу с силой, пропорциональной заряду частицы и не зависящей от её скорости.

Основной физической величиной, характеризующей электрическое поле в каждой его точке, является напряженность электрического поля.

Напряженностью электрического поля называется векторная величина, равная силе f1 , действующей на единичный заряд q.

Текст 2.

В зависимости от источника энергии различают следующие типы электростанций:

1) Тепловые электростанции (ТЭС), использующие природное топливо. Они делятся на конденсационные (КЭС) и теплофикационные (ТЭЦ).

2) Гидравлические электростанции (ГЭС) и гидроаккумулирующие (ГАЭС), использующие энергию падающей воды.

3) Атомные электростанции (АЭС), использующие энергию ядерного распада.

4) Дизельные электростанции (ДЭС).

5) ТЭС с газотурбинными (ГТУ) и парогазовыми установками (ПГУ).

6) Солнечные электростанции (СЭС).

7) Ветровые электростанции (ВЭС).

8) Геотермальные электростанции (ГЕОТЭС).

9) Приливные электростанции (ПЭС).

Наиболее часто в современной энергетике выделяют традиционную и нетрадиционную энергетики.

Текст 3.

Важным направлением в развитии электроэнергетики является строительство гидроэлектростанций. ГЭС находятся на втором месте по количеству вырабатываемой электроэнергии. Гидроэлектростанции являются весьма эффективным источником энергии, поскольку используют возобновимые ресурсы, они просты в управлении (количество персонала на ГЭС в 15-20 раз меньше, чем на ГРЭС) и имеют высокий КПД – более 80%. В результате производимая на ГЭС энергия самая дешевая. Огромное достоинство ГЭС – это высокая маневренность, т.е. возможность практически мгновенного автоматического запуска и отключения любого требуемого количества агрегатов.

Текст 4.

Электроэнергетика государств участников СНГ сформировалась в период образования новых государств Содружества. В настоящее время десять из двенадцати энергосистем стран СНГ работают параллельно (кроме энергосистем Армении и Туркменистана). Динамика увеличения их электропотребления говорит о выходе экономики из затяжного экономического кризиса.

Микротемы научного текста

Микротемы – это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. В тексте могут быть две или более микротем. Каждая из них может состоять из одного или более предложений. Предложения в микротеме тесно связаны между собой логически и грамматически. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац. Первые предложения большинства абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Все последующие предложения называют комментирующей частью, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

Задание 50.Подберите учебно-научный текст по специальности, соответствующий данной схеме. Выявите в тексте языковые модели, соответствующие данной коммуникативной задаче.

Коммуникативная задача текста (КЗТ) - student2.ru

Выпишите из текста общенаучные и узкоспециальные термины. Определите их значение по словарям.

Наши рекомендации