Кое-что из советов классиков-риторов
Ораторика как теория и практика публичных выступлений накопила множество полезных советов и рекомендаций относительно того, как снять с себя страх и скованность, как постепенно вырабатывать навыки публичного взаимодействия. К этим советам надо прислушиваться, собирать их и применять на практике. Сопоставим, что писали отечественные и западные теоретики на эти темы.
В 20-е годы, когда проблемы ораторского искусства активно изучались в России в связи с необходимостью «учить говорить весь народ», Алексей Василькович Миртов, автор книги «Умение говорить публично», писал: «Смелость, решительность, настойчивость в выступлениях, обдумывание этих выступлений, подготовка к ним, наблюдения этих выступлений – вот лучшая школа ораторства. Школой красноречия может быть только жизнь, практика, а книга – только пособие, освещающее эту жизнь и практику».[1]
Простые, доходчивые, образные советы характерны для американской риторической традиции. Их предельная простота словно высвечивает и современного американского ритора, как правило, владеющего ситуацией, собой – и эти обстоятельства нередко позволяют американцу становиться лидером положения. Так, Дейл Карнеги устанавливает четыре простейших рекомендации:
1. «Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для обучения. Создайте в себе подъем. Помните, что от силы вашего стремления к цели будет зависеть быстрота достижения ваших успехов.
2. Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете хорошо знать то, о чем собираетесь говорить.
3. Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, - рекомендует профессор Уильям Джеймс, - действуйте так, будто вы действительно смелы…»
4. Практикуйтесь. Это само важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а незнание – результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут».[2]
Ср. почти синонимические описания у Поля Сопера:
1. «Отдайте себе отчет в причине страха.
2. Выступайте в полной готовности.
3. Сохраняйте уверенный вид.
4. Преодолевайте страх действием».[3]
Как видим, в синонимических выражениях повторяются примерно те же рекомендации. Для психологической подготовки к ним необходимо возвращаться, перечитывать и напитывать себя этими советами и описаниями. Для американской традиции характерен особый тип практицизма и прагматизма, русской традиции свойственно большее внимание к этике и содержанию, разнообразию в стиле речи и меньшее к технологии выступления.
Действия оратора нельзя запрограммировать, тем не менее, практика и тренировка предполагают большую дисциплинированность, усилия воли, наблюдательность. Поэтому дальнейшие советы будут касаться образцов жанра самопредставления и анализа произнесенных речей.
Где искать образцы?
Каждый жанр ораторской речи имеет определенные модели-образцы, которые извлекаются из практики ораторского красноречия. Возможно, эти модели также нельзя назвать идеальными, но они могут лишь показать примеры и возможные способы создания содержания, композиции и стиля речи (что, где и как сказать?).
Образцы речи могут быть трех видов:
1. Образцы хрестоматийные - взяты из художественной литературы;
2. Образцы оригинальные - созданы на практических занятиях самими учащимися-риторами и затем используются на занятиях как модели для ориентации и подражания (не копирования);
3. Образцы учебные, или условные – написаны самим преподавателем (автором пособия) как условные модели.
Хрестоматийные образцы
Хрестоматийные образцы извлекаются из классики художественной литературы. Как правило, это не просто самопредставление, а утверждение определенной жизненной позиции. Иногда говорящий делает это акцентуацией на своем имени и звании – и тогда мы слышим его решительные интонации. Ср. диалог в «Житии протопопа Аввакума» XVII века:
«Зовет меня к себе Федот Пашков:
- Ты кто: поп или распоп?
Аз же ему отвещал:
- Аз есмь Аввакум протопоп. Говори: чего тебе до мене дело?».
В некотором смысле такую же волю и решительность необходимо проявлять любому оратору. Или вот другой тип оратора, также начинающий свою речь словами «аз есмь» (я есть), но утверждающий свой образ иными словами, эмоцией, отношением к жизни и читателю:
«Аз есмь Кола Брюньон, старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом… У меня есть дом, семья, четверо сыновей, Мартинка, моя дочка, скотинка, серый осел, собака, свинья – ну и богач же я!» В таком необычном стиле говорит о себе французский крестьянин-жизнелюб Кола Брюньон, герой одноименного романа Ромена Роллана.
А вот как представляет себя юная героиня водевиля Ф.Соллогуба «Беда от нежного сердца»:
Мне самой семнадцать лет
И спросить любого,
В Петербурге лучше нет
Кати из Тамбова.
Против девушек других
Я ничуть не хуже:
Ростом я не меньше их,
В талии поуже.
Интересная аргументация, не правда ли? Во-первых, подкрепление самохарактеристики ссылкой на мнения других – попробуйте оспорить, когда вам говорят: «спросите любого…»; во-вторых, утверждение своей необычности кокетливо-спорной ссылкой на рост и талию. Наивность, веселость и раскованность создают необыкновенно обаятельный образ.
В русской литературной традиции существует огромное количество биографий – как прозаических, так и стихотворных. Приведем несколько поэтических текстов, каждый из которых построен со своей сверхзадачей. Самопредставление – это как бы стихотворный автопортрет. Такие самопредставления писали многие поэты XVIII века – и каждый в своем роде. Проследите, какими приемами написано стихотворение «Я» Ивана Дмитриева:
Умен ли я, никем еще в том не уверен;
Пороков не терплю, а в слабостях умерен;
Немножко мотоват, немножко я болтлив;
Немножко лгу, но лгу не ко вреду другого,
Немножко и корю, но не от сердца злого,
Немножко слаб в любви, немножко в ней стыдлив
И пред любовницей немножко боязлив.
Но кто без слабостей?.. Итак, надеюсь я,
Что вы, мои друзья,
Не будете меня за них судити строго.
Немножко дурен я, но вас люблю я много.
(1791)
Поэт (он тоже как бы «выступает» перед собравшимися) указывает на свои скромные недостатки, которые побеждаются одним достоинством: «вас люблю я много…» Напротив, Гавриил Романович Державин прямо и бодро заявляет о своих жизненных, неуступчивых принципах. Правда, есть у него будет одна «слабость», но она нивелируется дальнейшей аргументацией:
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим. (…)
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, -
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец, на гроб мой камень,
Если ты не человек.
(1807)
Эти тексты остаются образцами литературного стиля, знакомясь с которыми ритор научается образцовому литературному языку.
Оригинальные образцы.
Теперь перейдем к анализу современных оригинальных текстов, написанных на семинарах и курсах по риторике, стилистике и культуре речи. Оригинальными образцами мы назвали тексты, написанные на практических семинарах по риторике. Анализ студенческих речей-сочинений, как и многочисленных работ, которые пишутся на курсах риторики и ораторского мастерства, показывает, что основное достоинство любой работы – индивидуальный авторский стиль, способность автора сказать о себе своеобразно, убедительно, в соответствии со вкусами аудитории. Мы не касаемся здесь вопросов грамматической правильности, для ритора главное – нахождение оригинальной идеи и своеобразного поворота мысли, индивидуальность словоизобретения, предложение нового стиля.
При этом выявляются два принципиальных стиля, которые восходят к выделенным еще в античности азианскому и азиатскому. Первый из них – стиль предельно простой и ясной речи (в этом стиле тоже есть своя оригинальность), второй – стиль предельной украшенности, синтаксической усложненности, поражающий читателя или слушателя обилием мыслей и слов, которые также представляются вполне уместными. Задача всякого ритора - поиск собственного стиля речи.
Комментарий автора-преподавателя: Сейчас вы прочитаете необыкновенное сочинение (речь), написанное простым и ясным слогом. Оно необыкновенно, потому что автором двигало вдохновение. «А что такое вдохновение? Так, неожиданно, слегка, сияющее дуновение божественного ветерка…» (Г.Иванов).
В семинаре, который я вел в Хабаровске для преподавателей кафедры русского языка, было дано задание написать самопредставление. Лучшим оказалось сочинение самой молодой участницы занятий… Почему? Просто ей пришло в голову одно слово, на котором она построила весь свой рассказ – и это слово пусть окрашивает ее и вашу, дорогой читатель, последующую жизнь. Найдите его, это ключевое слово, когда будете читать… Обратите внимание на неспешный стиль сочинения – он идеально подходит для обучения и иностранцев, и наших школьников, поскольку этот стиль прост, чист и ясен.
Я живу в самом лучшем регионе России - на Дальнем Востоке, в самом лучшем городе этого региона. Наш город называется Хабаровск. Известный дальневосточный поэт Петр Комаров писал:
Есть слово древнее - хабар.
У русских воинов сначала
Оно удачу означало.
И от чертогов до хибар
Был славен воинский хабар.
Пусть я удачу назову
Сегодня как-нибудь иначе,
Но сам я в городе удачи -
В родном Хабаровске живу.
Город окружен тайгой и замечательными деревнями, среди которых есть древние нанайские поселения. Стоит Хабаровск на берегу самой полноводной в России реки Амур.
Мой дом возле вокзала. По ночам мы слышим стук колес. Это прекрасно, потому что в детстве я часто путешествовала и легко засыпаю под эти звуки.
Я работаю в самом лучшем университете города. Он находится в Северном микрорайоне, где самый чистый воздух. Вокруг университета много деревьев и полей, видно далеко-далеко. У нас работает самый лучший, самый веселый и старательный садовник. С весны до осени ведущая к университету дорога усажена цветами.
На работу я езжу на самом лучшем автобусе № 11. Остановка недалеко от хлебозавода, и каждое утро начинается с запаха тепла и защиты. Каждое утро автобус делает обрядовый круг вокруг памятника основателю города Ерофею Павловичу Хабарову и везет нас в Северный. Он проезжает мимо множество маленьких домиков с печным отоплением. Зимой из каждой трубы идет дым. А летом возле этих домиков пасутся лошади и коровы! Сколько удовольствия за четыре рубля! К.С. Льюис писал: «Требование бесконечных, непрестанных перемен… притупляет всякое удовольствие, увеличивая при этом жажду удовольствий вообще. Удовольствие новизны по природе своей больше, чем что-либо другое, подвержено закону «спада при повторении». А получать все новые удовольствия - недешево, так что жажда нового приводит к жадности, краху…(«Письма Баламута»)
У нас в университете самая лучшая столовая, где самые большие в городе порции риса и самый сладкий и крепкий чай.
На нашей кафедре самая лучшая заведующая. Она честно работает, прекрасно готовит и умеет веселиться. Она не старается кому-то понравиться, а в самом деле помнит об интересах каждого члена кафедры.
У нас прекрасная работа. Где еще бывает так много смешных ситуаций, рассказ о которых может разрядить обстановку в любой компании?! Где еще можно узнать так много о жизни в других странах?
А еще у меня самая лучшая мама и самый лучший друг, самый лучший дедушка и самая лучшая двоюродная сестра.
Недавно мы купили самый лучший, самый японский телевизор (до этого у нас семь лет не было никакого). Нам наконец-то установили телефон. После того, как мы за него заплатили, мне пришлось научиться печь самый вкусный на свете хлеб.
А сегодня, мне кажется, я на лучшем семинаре, который я посещала за последний год. Честно.
Геращенко О.В.
***
Комментарий к следующему сочинению: У каждого преподавателя накапливаются горы речей-сочинений, с которыми выступали его ученики. Конечно, на первом занятии-знакомстве можно организовать спонтанные выступления, без написанного текста. Но «перо – наилучший наставник красноречия», поэтому предварительное написание текста лучше готовит будущего оратора. На самом семинаре предлагаю выступать без текста – это тренирует память, но когда видишь затем написанный текст, ощущаешь неповторимый стиль автора. А оратор – это стиль, стиль же лучше всего можно почувствовать только в написанном тексте. Вот, на мой взгляд, одно из лучших студенческих сочинений:
Уважаемые коллеги!
Свое представление мне хотелось бы начать словами известного русского просветителя, писателя Николая Ивановича Новикова: ”Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей». Именно родительский пример, пример моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек оказал огромное влияние на мой жизненный путь.
Моя прабабушка Алевтина Григорьевна Раневская, была учителем словесности. Часть своего родового имения она подарила государству, которое по ее просьбе открыло в нем школу. Обе мои бабушки - учителя истории с большим стажем и званиями. Мой прадед был регентом, он учил церковному хоровому пению.
Мой отец - преподаватель хирургии в Медицинской академии. Моя мама по образованию экономист, но и она знает, что такое педагогика не понаслышке – два года она преподавала математику в техникуме. Сейчас она работает экономистом в типографии.
В моей семье есть что-то чеховское. Фамилия моей прабабушки Раневская, моего дядю зовут Ваня, у моей бабушки три сестры, а на даче у нас растет вишневый сад.
Мои друзья – несерьезные серьезные люди. Они не способны на зло, зависть. Они имеют свою точку зрения на любой вопрос. Они боятся быть “повсеместно оэкраненными”. Гораздо важнее для них – быть утвержденными в сердцах своего круга людей. Люди, кричащие из толпы:
“Вас здесь не стояло!”- тоже чьи-то друзья, но не мои.
Мне нравится…
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной – и не играть словами …
И как все-таки хорошо, что я не сняла фильм в духе комедий Рязанова, не выиграла чемпионат мира по фигурному катанию, не создала художественного полотна, не получила звания заслуженного учителя России. Сомневаюсь, что все это возможно?!
Главное - четко сформулировать цель (цель урока, жизни) и стремиться к ее достижению, а произойдет это или нет на самом деле, не так уж и важно. Важен сам процесс:
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Александра Шароборова
Комментарий автора-преподавателя: Итак, два основных стилевых типа сочинений: краткие и пространные. Одни пишутся предельно просто, (к сожалению, за этим может скрываться неумение развернуть мысль), другие - пишутся литературно и пространно. Последние - это, как правило, те, кто любит читать, кого в школе научили писать сочинения, они и в устной речи способны распространять свои высказывания. Иногда автора «заносит», но, как водится, он владеет литературным стилем и ему нравится «самовыражаться».
Читая следующую «пространную» речь, написанную на курсах риторики, почувствуйте стиль оратора. Проследите, где автор создает сложные предложения с конструкциями придаточных, где он украшает свою речь необычными словами. Во всяком случае, постарайтесь понять, как и где он проявил литературную образованность и несомненный литературный талант (ФИО, понятное дело, изменены).
Уважаемый председатель! Дорогие друзья!
Честь имею представиться – Калашников Андрей Валентинович. Позвольте немного рассказать о себе.
Родом я из простой русской семьи. По одной ветке я ухожу корнями в Тульскую губернию, по другой – в Вятскую. Мои предки не оставили заметного следа в истории, за исключением какого-то побочного прапрадедушки, про которого известно, что он был комендантом Кремля. Впрочем, какого Кремля (может быть, деревенского) история умалчивает. Кроме неизвестного прапрадудешки, среди моих родственников был мельник.
Я родился 28 июня 1977 года. В летописи моей семьи о моем рождении не осталось никаких преданий, кроме того, что оно произошло в роддоме где-то в районе Балашихи и роды принимал негр-практикант. Впрочем, это никак не отразилось на моем дальнейшем развитии. Годы, проведенные в яслях и садике, также не оставили практически никаких воспоминаний, за исключением того, что в возрасте 4-х лет я совершил свой первый (и по-моему единственный) героический поступок. Когда в раздевалке яслей прорвало водосточную трубу и детей начало заливать водой (к счастью, теплой), то сухими остались всего два человека – я и моя подружка, которую я успел накрыть полотенцами.
10 лет жизни, отданных средней общеобразовательной школе № 517, я отношу к одному из тяжелейших периодов своей жизни. Страсть к книгам и проведению досуга дома в полном одиночестве, а также упорное нежелание организма заниматься физкультурой, привели к тому, что у меня практически не было друзей. Я всегда был отличником, но держался в одиночестве. Последний звонок поставил точку на моих мучениях.
Московский инженерно-физический институт, куда я поступил в 1994 году, выявил основную закономерность моего жизненного пути: «что ни делается, то к лучшему». Или другими словами, показал, что многие поступки, не имеющие под собой рациональной основы, ведут к достижению жизненных целей быстрее, чем продуманные и выверенные действия.
Все события перечислять не буду, остановлюсь на одном. Так, событием, окончательно направившим меня на стезю, по которой я иду вот уже 7 лет, стал криминальный поступок неизвестных мне лиц. На 4-м курсе я был прикреплен к преподавателю нашей кафедры для выполнения курсовой работы. Этот человек дал мне тетрадь со своими оригинальными записями и статьей, чтобы я их изучил. В тот же день у меня украли сумку, естественно вместе с тетрадью. Таким образом, целое научное направление было отброшено далеко назад, а заведующий кафедрой, укоризненно позвдыхав, направил меня в ту организацию, где я имею счастье работать вот уже 7 лет.
Расскажу о работе. Наша организация называется ЗАО «Индустриальный риск». Мы занимаемся вопросами промышленной безопасности. Многим людям, когда они слышат слова «промышленная безопасность», представляется что-то вроде охранного агентства, которое охраняет завод. Это не имеет никакой связи с действительностью. Задачей промышленной безопасности, если коротко, является снижение к минимуму воздействия на персонал и население, а также на материальные ценности последствий аварий на промышленных объектах и вероятности их возникновения. Занимал последовательно должности: практикант, начальник отдела компьютерного моделирования, инженер, главный специалист, и.о. заместителя генерального директора. Расставаться с выбранной стезей не собираюсь.
Теперь расскажу о своих личных качествах. Приблизительно до 20 лет я был типичным меланхоликом, а где-то в 20 лет произошел резкий перелом, в результате чего я превратился в холерика. Т.е., как я сам себя представляю, я человек нервный, но общительный. Способностей заводить друзей «по гроб жизни» у меня нет и, наверное, никогда не выработается. Видимо, вследствие этого я предъявляю высокие требования к окружающим и низкие к себе. Последний год стал получать огромное удовольствие от возможности учить других людей (в основном на работе) Под словом «учить» я имею в виду не поучение типа «так жить нельзя», а передачу имеющихся знаний и навыков. Как я сейчас понимаю, нельзя идти по жизни, все время накапливая знания и оставляя их в себе. Гораздо лучше передавать имеющиеся знания другим, а самому получать новые.
Теперь расскажу об увлечениях. Их у меня немного. На первом месте – чтение книг. Как я уже сказал на прошлом занятии, книги у меня проранжированы следующим образом: мистика, фантазия, приключения. Из других увлечений это – рыбалка, моторные лодки и катера, а также водные походы. Ну, и последним моим увлечением является машина. Для меня нет большой разницы, иномарка или отечественная. Главное, чтобы она была другом, готовым в любую минуту прийти на помощь: куда-то съездить, переночевать в ней, или просто посидеть, послушать музыку. Я не делаю из автомобилей культа, но в какой-то степени их одушевляю. Очень часто, когда у меня были стрессовые ситуации и нервные срывы, я успокаивался тем, что ездил по ночной Москве (особенно красиво в снегопад) и это мне всегда помогало.
Наверное, я рассказал о себе практически все, что хотел бы рассказать. Если будут вопросы, с удовольствием отвечу.
Комментарий автора-преподавателя: Надо ли писать много? Несомненно. Просто в устной речи, конечно, надо уметь себя ограничить для того, чтобы не утомлять собравшихся. Поэтому в любом выступлении необходимо зорко следить за временем выступления: лучше недоговорить, чем переговорить.
Так, если вы выступаете с письменным текстом, рассчитайте, сколько времени у вас уходит на чтение одной страницы текст (обычно на чтение одной страницы, написанной 14 кеглем с полуторным интервалом уходит до двух минут). Традиционной ошибкой большинства молодых ораторов является желание прочитать все, что было написано. Желательно дать перспективу развития вашей мысли, заинтриговать, не переходя границы, когда аудиторию утомляется превышением регламента. Покажите, что вы энергичны и можете закончить речь тогда, когда необходимо.
Не бойтесь делать отступления, импровизировать. Формируйте собственный стиль ораторской речи, который свойственен лично вам и необременителен для слушателей.
Оценка речи
Прослушанную на занятии речь необходимо оценить. Это можно сделать, распределив критерии оценок (см. ниже) между слушателями, а можно предложить всем оценивать речь в целом, но главное – дать выступавшему несколько дружеских советов и рекомендаций относительно улучшения его речи.Оценка речи возможна по следующим показателям:
1. идеи, содержание речи (согласны ли вы с тем, что говорится: позицией оратора по данному вопросу?)
2. слова – их правильность, чистота, выразительность, богатство, оригинальность (получила ли аудитория эстетическое удовлетворение от словесного стиля оратора?);
3. эмоция, энергетика речи (создал ли оратор нужное настроение среди слушателей? Привлек ли их на свою сторону?)
4. синтаксис, конструкция фразы, соединение слов (были ли слова уложены в фигуры речи, которые были уместны для восприятия речи?);
5. произношение, т.е. темп и ритм, паузация, дикция, интонирование текста, звучность голоса, тембр (каков был характер произношения?)
6. язык телодвижения, или ораторская пластика, т.е. весь комплекс телодвижений (жесты, мимика, глазной контакт).
Опыт слушания речей показывает, что желательно от слушателей получить ответы на следующие вопросы:
1. какие сильные моменты есть уже у выступающего?
2. как автор использовал записи?
3. какие вы можете дать советы, которые помогут оратору в дальнейшем работать над своей речью?
Занятие 2. Способы обучения риторике. Практика речи: «Кто вы?»