Тема 1. Основы риторики. Общие понятия курса

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

по дисциплине

«Риторика»

(id 870327)

студент ......................................................................................................

группа .......................................................................................................

пин-код .....................................................................................................

г. Санкт-Петербург

дисциплина «Риторика»

Контрольные вопросы к тестам по дисциплине «Риторика»

Тема 1. Основы риторики. Общие понятия курса

1. Что такое риторика?

наука об ораторском искусстве.

2. Как соотносятся наука и искусство в риторике?

риторика-это синтез науки и искусства слова

3. К какой отрасли научных знаний относится риторика как наука?

к философским наукам.

4. Как в современной трактовке соотносятся слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство»?

синонимы.

5. Какие слова в русском языке являются аналогами (синонимами) слова «оратор»?

краснослов, красноречивый человек, вития.

6. К достижениям какой науки обращается риторика, используя законы и правила рассуждений, доказательств, аргументации?

логика.

7. Что считали основным предметом изучения риторики ораторы-мыслители Древней Греции?

искусство убеждения.

8. Что является предметом изучения современной риторики?

различные виды речевой коммуникации (беседы, дискуссии, публичные выступления).

9. Кто является автором первой дошедшей до нас классификации ораторских речей на три жанра: эпидейктические, совещательные и юридические?

Аристотель

10. Какие виды речей выделяет классификация по общей целевой установке (П. Сопер)?

развлекательные,информационные,воодушевляющие,убеждающие,презывающие к действию

11. В каких формах реализуется диалогическое красноречие?

спор, беседа, дискуссия, интервью.

12. К какому роду красноречия относятся политические, митинговые речи, доклады на политико-экономические темы?

социально-политическое красноречие.

13. Какие виды речей относятся к социально бытовому красноречию?

застольные речи, тосты.

14. Каковы временные границы существования практической риторики?

риторика насчитывает в своем развитие два тысячелетия. 15.грамматика , диалектика

15. Какие дисциплины помимо риторики входили в тривиум, являющийся частью античной системы образования?

грамматика , диалектика .

16. Под каким прозвищем известен ученик Сократа и учитель Аристотеля, автор знаменитых философских диалогов, настоящее имя которого Аристокл?

Платон.

17. Какой древнегреческий мыслитель был автором речей («филиппик») против македонского царя Филиппа II, призывающих не подчиняться завоевателю?

Демосфен. (обличительные речи

18. К философии какого афинского мыслителя восходит знаменитое высказывание: «Я знаю, что я ничего не знаю»?

Сократ

19. Какой древнегреческий мыслитель, автор единственной древнегреческой «Риторики», сохранившейся в целостном виде, считается основателем риторики как науки?

Аристотель

20. Какой древнеримский оратор и государственный деятель, автор трудов «Оратор», «Об ораторе», прославился произнесением политических и судебных речей?

цицерон.

21. Какие три основные задачи ставил перед оратором Цицерон в своём учении об идеальном ораторе?

учить слушателя, доставлять ему удовольствие, производить сильное впечатление.

22. Кто был руководителем первой древнеримской государственной рито-рической школы и автором трактата «Образование оратора. Двенадцать книг риторических наставлений»?

квентишан.

23. Что являлось главным предметом западноевропейской средневековой риторики?

проповедь и богословие.

24. Что такое гомилетика?

теория и искусство богословской проповеди

25. Имя какого религиозного проповедника Средневековья, епископа Константинополя, стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора?

Иоанн златоуст

26. Какой род красноречия зародился в ХI–XII веках с появлением средневековых университетов?

университетское красноречие

27. Чем характеризуется риторика эпохи Возрождения?

переходит с латинского на национальные языки ,становится более литературной, светской.

28. Какому разделу риторики уделялось особое внимание в Новое время?

красоте речи.

29. Какой вид красноречия получил активное развитие с принятием христианства на Руси?

проповедь.

30. В каком произведении древнерусской литературы представлен яркий образец военного красноречия русских полководцев?

слово о полку игореве

31. Кто был автором русскоязычного «Краткого руководства к красноречию» («Риторика») (1748 г.), оказавшего значительное влияние на развитие этой науки в России?

ломоносов.

32. Когда в России был расцвет судебного красноречия?

во 2-ой половине 19века

33. Кто был одним из наиболее известных судебных деятелей и ораторов конца XIX – начала XX в. в России?

кони

34. Какое отношение к риторике сложилось в России первой половины XIX века среди группы литературных критиков во главе с В.Г. Белинским?

выступают с критикой риторики, как науки чуждой русскому народу и требуют запретить преподавание риторики.

35. Кто создал «Толковый словарь живого Великорусского языка»?

даль.

36. Какие новые формы деловой риторики появились в современном де-ловом сообществе?

связана с психолингвистической, герменевтикой (наука о толковании текста).

37. Чем характеризуется Нео риторика, сложившаяся в ХХ веке и возродившая интерес к риторике?

Нео риторика-наука об убеждающей коммуникации; занимается поиском путей практического применения таких наук как лингвистика текста, семнотика и др. цель- определение наилучших вар-тов общения.

38. В чём заключается эрудиция человека?

глубокие, разносторонние познания

39. Что является проявлением этических правил поведения оратора?

уважение к оппоненту, корректность ответов и оценок.

40. Какой фактор невербального общения играет важнейшую роль в про-цессе установления контакта с аудиторией?

Зрительный контакт.

41. Чем занимается раздел риторики – диспозиция?

изучает построение выступления, соотношения частей речи друг к другу, расположения частей речи.

42. С чего начинается подготовка оратора к конкретному выступлению?

определение темы и цели, подборка иллюстрированного мат-ла ,подготовка композиции.

43. Что такое экспромт?

речь без подготовки

44. Что такое композиция ораторской речи?

закономерная, мотивированная содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материалов

45. С чего традиционно начинается публичная речь?

с обращением к слушателю.

46. Сколько частей содержит классическая структура устного выступления?

Вступления ,аргументация, вывод

47. Какие задачи решает вступление как композиционная часть выступления?

пробуждения интереса к теме ,установления контакта с аудиторией, выступления актуальной темы

48. Как следует разместить информацию в выступлении, чтобы она лучше запоминалась слушателями?

поместить в начале или в конце сообщения

49. Что подразумевает индуктивный метод преподнесения материала?

отчастного к общему

50. Какой метод преподнесения материала предполагает его расположение вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором?

концентрический.

51. Какую форму преподнесения материала слушателям специалисты рекомендуют ораторам?

свободную,с опорой на план или конспект

52. Какое количество вопросов следует освещать в выступлении согласно правилам построения публичной речи?

от 3 до 7 чтобы не обеднять речь или не утомлять слушателей.

53. В чём заключается психологический контакт оратора со слушателями?

в общности психологич. состояния, интеллектуального и эмоционального сопереживания.

54. В каких характеристиках выражается однородность аудитории, которую необходимо учитывать оратору для установления контакта с аудиторией?

возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы

55. В чём заключается смысл вопросно-ответного приема привлечения внимания аудитории?

оратор сам формирует и отвечает на вопрос.

56. Какими проблемами занимался раздел канонической (классической) риторики – инвенция?

изучает подготовку речи

57. Что подразумевается под логосом, который в учении Аристотеля является одной из основных категорий научной риторики?

логика речи, словесные и языковые ср-ва.

58. Какие правила определяют орфоэпические нормы?

нормы произношения (актуально для успешного выступления).

59. Когда в России начал активно складываться научный функциональный стиль?

в 18 веке.

60. К какой подгруппе лексики ограниченной сферы употребления относятся слова «акциз», «депорт», «дебет»?

термины.

61. Что такое троп?

слова и выражения, употребляемые в переносном значении.

62. Какие языковые явления относятся к тропам?

метафоры, метонимия, синекдоха, эпитеты, олицетворение

63. Что такое стилистическая фигура?

обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя.

64. Что такое оксюморон (оксиморон)?

соединение двух антонимов или слов противоречиях по смыслу

65. Как называется оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении?

пепербола.

66. Что подразумевается под антитезой?

фигура речи, основанная на противоречии

67. Чем характеризуется риторический вопрос?

вопросительное предложение содержащее утверждение (или отрицание)оформленное в виде вопроса, не требующего ответа.

68. Как называют слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению?

паронимы.

69. Каковы основные элементы техники речи, овладение которой относит-ся к повседневной подготовке оратора?

голос, дикция, фонационное дыхание

70. Как называется дыхание, обслуживающее речь?

фонационное.

71. Что в человеческом организме выполняет функцию естественных резонаторов, которые оратор может использовать для усиления звука голоса?

полости над и под связками.

72. Что такое дикция?

манера и степень отчетливости произношения слов.

73. Из каких акустических компонентов складывается интонация?

тон голоса, силу звучания, длительность, тембр голоса.

74. Что такое паузология?

наука о паузах.

75. Что такое спор?

процесс обмена противоположными мнениями, разногласия.

76. Какие слова русского языка могут употребляться как синонимы к слову «спор»?

диспут, дискуссия.

77. Что в научной литературе подразумевается под дискуссией?

публичный спор.

78. В каком значении раньше употребляли слово латинского происхождения «диспут»?

публичная защита научного сочинение.

79. Какие споры выделяет классификация по цели?

из-за истины, для убеждения.

80. Чем характеризуется спор-полилог?

классификация по количеству участников; участвует не более двух человек.

81. Какими тремя способами осуществляется грамотное опровержение точки зрения оппонента?

опровержения тезиса, критика доводов оппонента, показ не состоятельности демонстрации.

82. Что такое контрадикция?

Выявление противоречия в высказывании, суждении

83. Что такое индукция?

система умозаключения в кот. Выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих доказательств.

84. Как называется резкое выступление против кого-либо, оскорбительная речь?

85. Как в логике называется исходное положение, которое не требует доказательств?

аксиома.

86. Какие взаимосвязанные элементы включает в себя логическое речевое доказательство?

тезис, аргумент, демонстрация

87. Как называется положение (мысль), которое требуется доказать?

тезис

88. Что подразумевается под аргументом?

довод, основание доказательства , использование бесспорных уже доказанных истин.

89. Что подразумевает демонстрация как часть речевого доказательства?

способ рассуждения, показывающий логич. связь с аргументами

90. Как называется человек, опровергающий тезис?

оппонент.

91. Какие ошибки построения доказательства называют логическими ошибками?

подмена тезиса, ложное основание .

92. В чём заключается смысл логического закона противоречия?

. два противоположных положения об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными.

93. Что подразумевает логический закон тождества?

всякая правильная мысль должна быть основана другими мыслями.

94. Как называются вопросы, связанные с выяснением новых знаний относительно явлений, событий, предметов, интересующих слушателя?

восполняющее, открытое.

95. Какие требования предъявляют к предмету спора правила культуры спора?

предмет четко определен и известен

96. Практические правила какой научной дисциплины требуют проявления уважения к оппоненту?

культура поведения и этики

97. Что такое сарказм?

ирония.

98. На каких психологических принципах должен быть основан конструктивный диалог?

Принцип равной безопасности.

99. Что подразумевает психологический принцип децентрической направленности в ходе конструктивного диалога?

диала

100. Какой психологический принцип подразумевает непричинение пси-хологического или иного ущерба партнёру в ходе диалога?

Принцип равной безопасности.

Литература

Основная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 8-е, пере-раб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

2. Голубев В.Л. Риторика: ответы на экзаменац. вопр. – Минск: ТетраСи-стемс, 2008.

3. И.Н. Кузнецов Риторика: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

4. Петров О.В. Риторика: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

5. Сурин Н. Риторика: Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. – М.: МГИУ,

2007.

«Риторика»

Дополнительная

1. Мальханова И.А. Деловое общение: Учеб. пособие для вузов. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008.

2. Павлова Л.Г. Основы делового общения: Учебное пособие. / Ред. Л.А. Введенская. –Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

3. Петрова Ю.А. Культура и стиль делового общения. Учебнопрактическое пособие. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.

4. Титова Л.Г. Технологии делового общения: Учеб. пособие для студ. ву-зов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Франк С. Предпринимательство без границ: Деловое общение, перего-воры, презентации / Пер. с нем. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

6. Чернышова Л. И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

7. Шевчук Д.А. Деловое общение: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс,2007.

8. Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Составитель: А.Н. Шехватова, кандидат филологических наук, доцент

Для заметок

Наши рекомендации