Этос речи. Аудитория. Условия произнесения
Этос — те условия, кот получатель речи предлагает ее создателю. Необходимо, чтобы речь соответствовала ожиданиям по поводу того, кто, когда где как долго при каких обстоятельствах с какой целью и что говорит. Это знания уместности, этический аспект образа ритора. Поступки и высказывания ритора должны соответствовать нравственным идеалам общества к требованиям, которые аудитория предъявляет к уместности, замыслу, содержанию и форме публичной речи с точки зрения своего мировоззрения, целей и интересов. Этос ритора складывается как соответствие речи нормам духовной нравственности, права, общественной морали и профессиональной этики, обычаями этнической морали, правилам речевого этикета. Но важнейшей составляющей риторического этоса является соответствие ритора представлениям аудитории о собственной безопасности, которая и проявляется в так называемых ораторских нравах. Слово — инструмент власти, и чем оно совершеннее, тем эффективнее. (уважение к аудитории).
Аргументация в публичной аудитории предполагает сотрудничество, которое возможно лишь в условиях взаимного доверия и готовности разделить ответственность за речь. Поэтому риторический этос можно понимать и как проявляющиеся в слове качества ритора, которые дают аудитории основание доверять ему; и как свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным.
Этика публичной аргументации связана с нормами, которые принимаются в одинаковой степени ритором и аудиторией и с точки зрения которых оцениваются как публичные высказывания, так и участники общения.
Норма:
1) обобщает конкретные действия или опыт;
2) содержит значимые для общества категории;
3) оценивает опыт и категории, в которых он обобщен, рекомендуя определенный образ действий. Нормы могут выражаться и формулироваться различным образом: в форме предписаний, запретов, рекомендаций, оценок, указаний на последствия действий. Нормы являются главной формой мышления и основанием культуры. По отношению к опыту, который нормы обобщает, они разделяются на умозрительные, или предварительные (априорные), прецедентные и смешанные.
Умозрительные нормы предваряют возможные действия и строятся исходя из анализа категорий, в которых выражаются. Прецедентные нормы описывают имеющийся опыт, группируя и оценивая факты. В смешанных нормах используются оба принципа логической классификации и эмпирического обобщения. Понятно, что нормы всех трех видов одинаково необходимы и взаимно дополняют друг друга. В зависимости от предмета и характера оценки нормы подразделяются на этические и технические. Этические нормы сводятся на понятия «добро/зло», с точки зрения которых и оценивается опыт. Технические нормы сводятся на понятия «прекрасное/уродливое», которые также являются основанием оценок. Этические нормы могут быть подразделены на правовые, моральные и нравственные. Ритор и аудитория несут этическую ответственность за качество речи.
Свойства аудитории ограничивают оратора. Выделяют три вида аудиторий: малые(10-15 человек), средние(15-70), большие (100 и больше).
Аудитория делится на:
а) Посредственная (непосредственно слушает тебя)
Ь) Опосредованная (прямая трансляция и непрямая)
Характеристики аудитории: | Формы влияния на текст |
1) Формально демографические характеристики: пол, возраст, национальность, региональная принадлежность, общий уровень образованности и культуры и тд | Пол (для мужчин привлекательна рациональность и аргументированность речи; а для женщин - образность и эмоциональность) Национальность ( по приезде в другую страну необходимо знать традиции, обычаи, менталитет, особенности языка) (не позволять себе шуток на религиозные, этнические темы) |
2) Мотивация слушателя: Интеллектуально - познавательные мотивы (интересно), морально-дисциплинарные (заставили),этические (внешность оратора) | Ссылки на опыт известных людей, для повышения интересности нужно притягивать метафоры, анекдоты, случаи из жизни тд |
З) Готовность к восприятию: Уровень знаний о предмете. Общая профессиональная подготовленность. Заинтересованность в проблеме. | Влияет на использование межтекстовых связей, выбор лексики, кол-во информации. |
4) Эмотивная (эмоции): Общий настрой аудитории к предмету речи и оратору. | Характер вступления ( доброжелательно ли относится аудитория) Человек доверяет своей картине мира ( не нужно грузить слишком большим количеством известной тебе новой для аудитории неизвестной информации, иначе тебе не поверят) |
Текст можно готовить для 3 видов аудиторий:
а) Идеальная (к которой оратор хотел бы обратиться со своим посланием; не имеем возможности изучить;)
Ь) Эмпирическая или реальная
с) Влиятельная (может повлиять на решение каких-либо проблем).
Всегда важно определить доминирующую характеристику аудитории и давить на эту ноту, так как это формирует чувство солидарности внутри аудитории. По расширению зрачков можно определить, слушает ли тебя человек.
Жанр выступления должен соответствовать месту и поводу, тому , в какой раз оратор выступает перед аудиторией.