Билет 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках
Билет. Риторика как наука и учебный процесс. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
В классическом понимании риторика(греч. rhetorike), или ораторское искусство(лат. oratoria), – это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Определение современной риторикизвучит так: это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.
Гармонизирующая речь обеспечивает наилучшее взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов, объединение участников общения. Понятие гармонизирующей речи является основным в современной риторике.
Аристотель в своем фундаментальном труде «Риторика» писал «Определим риторику, как способность найти возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»
Предметом современной риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных жизненных ситуациях, т. е.мысльи слово.Причём современная риторика – это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Речь интересует риторику как средство выражения мысли. В первую очередь современная риторика занимается устной речью
Риторика бывает общейи частной.Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи.
Билет. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
Очевидно, что для определения содержания или предмета речи в журналистике ключевым будет понятие «информация», а для определения процесса общения журналист-читатель – «коммуникация» (направленная связь). Смыслообъединяющим воспринимается определение к этим словам – «массовая», которое в обоих сочетаниях подчеркивает категорию адресата и фактор обращенности.
«Массовая информация» – терминологически устоявшееся понятие, «центральное понятие в системе понятий науки о журналистике. Именно массово-информационная деятельность составляет специфику всех процессов функционирования системы «издатель», «журналист», «текст», «канал» по отношению к «аудитории» и «социальным институтам».
Массовая информация - общесоциальна, она обращается к массе, к массовому сознанию, соответствует нуждам массы в информационном обеспечении.
Информацией можно называть всю совокупность сведений, которую несет журналистика аудитории
Массовая
- Наиболее социально-значимая для массового адресата
- Рассчитанная на нетребовательные вкусы большинства
«Массовая культура»: массовая как результат поточного производства в сфере духовной жузни человека-в музыке, в живописи, в литературе.
В отношении журналистики «массовая информация» - обращение к массе, доступная, актуальная, привлекательная для массы, но не облегченно-примитивная
Билет 3. Общение. Общение и коммуникация. Функции общения.
Журналистика имеет дело с коммуникацией.
Коммуникация– процесс передачи речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации от получателя отправителю.
Общение – речевое взаимодействие людей.
Функции общения:
1) Информационное
2) Интерактивное
3) Перцептивное (установление взаимопонимания)
Психологи выделяют следующие функции общения:
- Инструментальная
- Синдикативная (объединения)
- Самовыражения
- Трансляционная (передача знаний)
Билет 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
Виды общения:
1) По количеству
· межличностное
· один-несколько
· один-много (массовое)
2) по положению в пространстве и времени
· контактное
· дистантное
3)по наличию или отсутствию опосредующего аппарата
- Опосредованно
- Непосредственно
4) По форме языка
· Устное
· Письменное
5) По позиции я-ты
· Монологическое
· Диалогическое
6) По обстановке общения
· Официальное
· Неофициальное
7) По способу
· Вербальная
· Невербальная
8) По задаче
· Фактическое
· Теоретическое
9) По степени общности
· Общение манипуляторное (контакт масок)
· Ролевое
· Духовное
Недостатки коммуникации .
1) Потеря информации
2) Искажение сути
3) Затруднение понимания
4) Непредсказуемость