Особенности построения судебной речи

Каждое выступление судебного оратора зависит от обстоятельств кон­кретного дела. Оратору предстоит определить, что он должен оспаривать в первую очередь: наличие состава преступления? Его правовую квалифика­цию? Обосновывать недоказанность преступления? От особенности судеб­ного расследования зависит и расстановка акцентов. Если нет сомнения в ви­новности подсудимого, акцент переносится на причины преступления; нужно искать смягчающие обстоятельства, во всех подробностях рассматривать личность подсудимого, его прошлое, окружающую среду и т. д.

В целом же все структурные части располагаются в строгой логической последовательности (анализ – квалификация преступления – мнение о мере наказания) и подчинены одной задаче: принять справедливое решение.

Способы подготовки оратора к выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступ­лению:

экспромт (выступление без подготовки);

план-конспект выступления с кратким указанием основных идей;

полный текст выступления, который затем полностью зачитывается;

воспроизведение текста наизусть.

Возможна комбинация этих способов в одном выступлении.

Проблема первого впечатления.

С точки зрения композиции чрезвычайно важна первая часть выступле­ние, поскольку первое впечатление – как позитивное, так и негативное – может иметь решающее значение. Самые убедительные доводы, железная логика, изысканное красноречие могут не сработать из-за того, что с первых слов оратор не сумеет завоевать слушателей. Если первое впечатление от встречи с публикой будет испорчено, исправлять ошибку придется с огромным напряжением в условиях цейтнота, поскольку время выступления ограничено. В случае спора, судебной полемики личность оратора – одно из решающих условий победы, поскольку в сознании слушателя сведения, которые сообщает оратор, и его личность неразделимы.

7. Зрительно воспринимаемые элементы речи: внешность, манеры, поза, жесты и мимика.

Внешность оратора должна вызывать положительные эмоции, не выходя за границы нормы. Излишняя привлекательность, экстравагантность отвлекает от сути выступления, снижает уровень доверия. Манера речи должна быть энергичной, напряженной и демонстративно уверенной, позы –открытыми. Ни в коем случае нельзя скрещивать руки на груди (поза за­крытости), скрещивать ноги и т. д. Жесты и мимика должны быть естественными, уместными, выразительными, подчеркивающими смыл и значимость высказывания, не отвлекая при этом внимания слушателей.

Лекция 4. Судебная риторика: творчество в рамках регламента

Специфика судебной речи.

Специфика судебного красноречия в том, что судебный оратор обязан следовать нормам процессуального закона, давать правовую оценку всем обстоятельствам дела. Все его рассуждения должны быть подкреплены неопровержимыми доказательствами, все положения речи – быть обоснованы и аргументированы. Выяснить, доказать и убедить – вот три кита, на которых строится выступление судебного оратора.

Однако регламентированность судебной речи не исключает ее вырази­тельности, яркости, оригинальности. Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого искусного оратора – свои, но правила искусства судебной речи – общие.

Искусство судебной речи.

Судебное ораторское искусство можно определить как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Судебное ораторское искусство связано с требованием логичности, убедительности. Говорить хорошо в суде – это говорить по существу, тщательно, всесторонне и объективно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

Наши рекомендации