Модели и методы изложения основной части
|
Выбор композиции
Методы изложения (по способу расположения тезиса)
Хронологический («сюжетный») композиция = плану Е.В. Клюев
«Фабульный» дедуктивный
индуктивный
аналогический
стадиальный (последовательный,
ступенчатый)
концентрический (спиральный)
Тип текста (жанр) А.К. Михальская
повествование рассуждение описание
Информационный жанр - хронологический (последовательный) тип композиции
Убеждающая речь - индуктивный; концентрический тип композиции
Бытовые жанры -
Митинговая речь -
Приветственная речь - свободная композиция Н.Н. Кохтев
Застольная речь -
Методы изложения (по способу расположения аргументации)
Аргументы
«ЗА» «ПРОТИВ»
(в защиту своего тезиса) (опровергающие чужой тезис)
односторонняя односторонняя
двусторонняя
Аргументация
«градация»
ВОСХОДЯЩАЯ НИСХОДЯЩАЯ
Выстраивая аргументы и тезис определенным образом, мы имеем в виду композицию риторического текста. Композиция - это содержательно-структурная основа речи, представляющая собой последовательное расположение распределенного по порциям содержательного материала в соответствии с логикой изложения, продиктованной, с одной стороны, замыслом оратора, с другой, - определенной конкретной речевой ситуацией, т.е. структурированное и выстроенное в оптимальной (для воздействия на данную аудиторию) последовательности содержание речи (Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон).
Как уже говорилось, при восприятии адресатом речь делится на части. С другой стороны, воздействующей силой обладает именно целое. Целостность речи, обеспечивающая воздействие, складывается из целостности содержательной и структурной. Содержательная целостность речи обеспечивается тезисом (а именно?).
Сколько, каких частей должно быть включено в композицию речи и как они должны располагаться относительно друг друга? При ответе на поставленные вопросы подходов может быть несколько.
I. Композиция любой речи включает вступление, основную часть и заключение - функционально-структурные части композиции. Такое членение речи отражает функциональную сторону речи: сначала ориентировать аудиторию в замысле речи; затем изложить суть проблемы, наконец, подвести итог сказанному. Подобную модель структуры речи, в которой есть все три композиционные части, Н. Н. Кохтев называет классической и считает, что «примером свободной композиции может служить Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина» на том основании, что в ней отсутствуют вступление и заключение.
II. Вслед за рекомендациями русских риторик А. К. Михальская предлагает разрабатывать диспозицию (расположение изобретенного) в соответствии с отнесенностью текста к различным типам речи: описание, повествование, рассуждение. При этом рекомендации риторов показывают, какие элементы могут включаться в композицию речи (например, строгая хрия - особый 7-мичастный тип речи-рассуждения, которым должен был овладеть каждый обучавшийся в гимназии до 1917 г. - см. Ч. Далецкий, с. 168-176; А. К. Михальская, с. 189-191), но не показывают, как из них составлять речь. И вообще, не могут же все речи-рассуждения иметь композицию-«хрию»?
Важно отметить, что первый и второй подходы существуют не изолированно друг от друга. Так, в структуре строгой хрии, выделяются начало-вступление (приступ и парафразис, разъяснение темы), основная часть (собственно рассуждение) и конец (заключение). В структуре описания (по Н. Ф. Кошанскому) также предусмотрены начало, середина и конец. При этом Н.Ф. Кошанский рекомендует в начале и конце речи обратиться к предмету описания «в живом и сильном чувстве», выражать собственные чувства и желания, что как раз и отражает функцию вступлении и заключения - устанавливать контакт с аудиторией.
III. Понятие «свободной композиции» в соответствии с традиционным подходом оказывается несостоятельным при выделении композиционных частей не с точки зрения функциональной, а с точки зрения содержательной. В связи с этим необходимо обратиться к понятию «единица композиции».
Единицей композиции является микротема: отдельный, относительно самостоятельный вопрос, непременно отражаемый в плане или тезисе лекции (по В. В. Одинцову). Под микротемами (порциями, частями) основной части следует понимать законченные по смыслу и структурно фрагменты речи, включающие отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту (Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон).
Объем микротем и количество аргументов в речи зависит от многих причин: аудитории, качества суждений и аргументов. Как правило, три - наиболее оптимальное количество блоков для обоснования тезиса и его восприятия (чем это можно объяснить?).
Собственно, одной из задач расположения (диспозиции) и является определение того, насколько подкреплено каждое суждение (подтезис) достаточным количеством аргументов, как эти аргументы дополняют друг друга и насколько порции получаются соразмерными с точки зрения воздействующей силы.
Первая процедура работы над композицией в соответствии с третьим подходом: из каждого пункта плана-конспекта на базе рабочих материалов, подготовленных на этапе инвенции, создать микротему, которая может быть построена как рассуждение, описание, повествование и т. д.:
суждение --------- аргументы ------------- вывод
(может «выводиться» и быть общим
для всех микротем).
Оратор должен стремиться к тому, чтобы все микротемы в тексте:
|
- были независимы друг от друга
- находились в сочинительной связи
- располагались параллельно между собой
- стремились к одному центру - тезису речи
Таким образом, рассуждение в риторическом тексте представляет собой гибкий порядок следования структурных компонентов.
Риторическое произведение нередко является особой разновидностью рассуждения - риторическим рассуждением, специфика которого в том, что тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчиненными (причинными) отношениями, а между собой - сочинительными. Причинно-следственные связи тезиса с аргументами являются для речи основными, так как оратор всегда должен раскрывать вопрос: «почему некое утверждение (тезис) верно». Независимость микротем является основой их способности к свободному перемещению в тексте в зависимости от конкретной ситуации общения. Именно поэтому в современном обществе способ построения оратором речи нельзя свести к традиционному рассуждению (хрии), являющимся жестким способом построения текста, при котором компоненты речи следуют в строго фиксированной линейной последовательности. В отличие от этого рассуждение в риторическом тексте представляет собой гибкий (нерегламентированный) порядок следования структурных компонентов.
Задание 6.Прочитайте тексты в ХРЕСТОМАТИИ (приложение 7, 8, 9). Выделите тезис, проанализируйте его подачу, оцените, соблюдаются ли требования к нему.
Задание 7. Рассмотрите примеры логической (рациональной) аргументации. Приведите свои примеры логической аргументации.
1) Аргумент из опыта — доказательство, аргумент на основании опыта, опирающийся на практику.
...Начинает меняться поведение предприятий, субъектов рынка, они все более ориентируются на платежеспособный спрос, снижают издержки производства. Этого тоже нельзя не замечать, это факт (Путин В. В. Государство Россия. Путь к эффективному государству. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию).
2) Аргумент к суждению — ссылка на здравый смысл, т.е. апелляция к обычному житейскому практическому здравомыслию.
Заметьте, по словам Смердякова, деньги лежали под постелью, под тюфяком; подсудимый должен был их вырвать из-под тюфяка, и однако же, постель была ничуть не помята, и об этом старательно записано в протокол. Как мог подсудимый совсем-таки ничего не помять в постели и вдобавок с окровавленными еще руками не замарать свежейшего, тонкого постельного белья? (Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы)
3) Аргумент к уступке — попытка поймать кого-либо на слове, использование сделанного оппонентом утверждения в свою пользу, заметив в нем какое-то противоречие с его прежними высказываниями, убеждениями или с его поведением, образом жизни.
Вы объявляете себя свободным художником. Так зачем же вы посягаете на свободу других? (И. С. Тургенев. Рудин)
- Ведь это ребенок, к нему нельзя относиться строго. - Вот именно потому, что это ребенок, и нужно обуздывать его, чтобы он не укрепился в своих злых наклонностях. (А. Шопенгауэр. Эристическая диалектика)
4) Аргумент к незнанию — указание на недостаточную осведомленность оппонента о предмете речи и защищаемом положении, а также упор на то, что утверждаемое положение трудно или невозможно проверить.
Распространено мнение, что мы, мол, питаемся недоброкачественными, экологически нечистыми продуктами и что это ведет к различным болезням и вообще к вырождению нации. Кто так думает, пусть сначала почитает современные научные исследования по этим вопросам и тогда поймет, соответствуют ли такие утверждения действительности?
Задание 8. Определите, какого типа аргументы используются в данных речевых фрагментах. С какой целью, на ваш взгляд, они используются?
1. Так, господа! Страстности было много в этом деле. Но где страсти, увлечения – там истина скрыта. Прочь эти фразы! Не верьте легкомысленным приговорам толпы… Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить из-за одной идеи правосудия. Будьте судьями разума и совести! Разумно ограничив свою задачу разрешением того, что дало вам судебное следствие, отрешившись от всех страстей и увлечений, вы, не понравитесь проповедникам теории равенства или теории жертв и цепей, но зато ваш честный приговор найдет себе привет и оправдание и в вашей чистой совести, и в мнении общества, которого вы являетесь здесь представителями! (Плевако Ф. Н. Речь в защиту…)
2. Я думаю, довольно того, что я сказал, хотя я о многом не упомянул. Для суждения о лицах, достойных занимать место в Совете, вам не надо другого критерия, кроме вас самих: вспомните, за какие заслуги перед отечеством вы сами были признаны достойными этого места. Действия Филона представляют собою новый образец, чуждый всякому демократическому строю. (Лисий. Речь против…)
3. Я не верующий человек. Но неделю назад на собрании избирателей одна женщина подарила мне образок и сказала: Да поможет вам Бог!» Я хотел бы сегодня закончить свое выступление словами: да поможет в это страшное время Бог России. Спасибо (Челноков М. Речь перед депутатами)
4. Вот мы приготовили нового вице-премьера — специалиста по вывозу капитала. Он еще вывезет для нас для всех. И потом они все уедут. Вы увидите — это будет массовый переезд правительства за рубеж. Коммунисты из Петербурга в Москву переезжали в марте 18-го, а эти в марте 97-го из Москвы в Париж будут переезжать, оставив страну в состоянии хаоса, диктатуры и гражданской войны<... > Народ не выйдет на улицы, он устал. Армия выйдет. А это им и надо, чтоб бежать из страны. Вы видите: армия неуправляемая, кругом перестрелки, гражданская война, города и регионы вышли из подчинения, правительство не может больше управлять. Надо вводить войска НАТО, войска ООН и передать ресурсы страны в международную транснациональную компанию. А правительство России, зачем оно нужно? Это правительство уже не нужно. Уже будут свои президенты: Ноздратенко на Дальнем востоке, Шаймиев в Нижнем Поволжье, Дудаев на Кавказе. Они будут управлять частями страны. А остальные — младший вспомогательный обслуживающий персонал (В. Жириновский).
5. И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны, — порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь! (В. Гюго. Свобода печати: Речь в Законодательном собрании)
6. Пора кончать с войной в Чечне – все устали от неё! Сколько горя она принесла и приносит! (Из учебника И. Ивина)
*Какие из этих фрагментов могут быть вступлением или заключением речи? Почему?
Задание 9.Ответьте на вопросы:
1. Некоторые авторы, считают, что психологические аргументы не всегда являются корректными. Почему? Аргументируйте свой ответ. Какие типы аргументов вы предпочтете?
2. От чего, на ваш взгляд, зависит выбор типа аргументации (логической или психологической), ее содержание?
Задание 10.Какие ошибки аргументации допускают авторы речей?
1. Москва накормленная, холеная, живущая на дачах, с полными холодильниками. А за пределами Москвы электроэнергию дают на 3—4часа в день, не хватает газа и бензина, стоят в очередях. При коммунистах не было денег, а сейчас не хватает энергии. Сейчас есть деньги, но такие цены, что большинство граждан России не могут обеспечить себе нормальное питание. Миллионы школьников не учатся сегодня, около двух миллионов. Они сидят дома, потому что у их родителей нет денег, чтобы дети пошли в школу (В. Жириновский).
2. «Поддержите партию любителей пива! Спрашивают, почему у нас такое название. Но ведь употребление пива — это показатель благосостояния государства. Посмотрите, что пьют в благополучных Норвегии и Германии, — пиво! А что пьют у нас? Водку и самогон! Это потому, что у нас плохое экономическое состояние. Именно поэтому мы выбрали пиво как символ экономического благополучия, к которому мы и будем стремиться» (ТВ, «Навстречу выборам»).
3. Все вы люди достойные, а потому не можете со мной не согласиться.
4. Деловая риторика — это риторика, используемая в деловой сфере.
5. Бог существует, потому что так говорится в Библии, а Библия является словом Божьим.
Задание 11. Определите, к какому типу вступлений (естественное, ораторское, внезапное, интригующее) можно отнести предложенные ниже. Отметьте в этих отрывках известные вам элементы вступления. Почему данные фрагменты можно считать вступлением?
1. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырех детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства лишен был жизни. Он лишился жизни не окруженный попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный ему человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу (А. Ф. Кони).
2. Если бы я не был так стар, я бы нашел себе новую профессию теперь. Я стал бы гидом по переделкинским местам… Я провел бы туристов к березе, которая увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет. Я показал бы им поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы им те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно…(К. И. Чуковский).
3. В разборе Начальной летописи наше внимание сосредоточится на самом составителе свода, на том, что внес он своего в собирательную работу сведения разнородного материала, вошедшего в состав свода. Ему принадлежат хронологическая основа свода, способ обработки источников и взглядов на исторические явления, проведенный по всему своду (В. Ю. Ключевский).
4. Москвичи убеждены, что лучший город страны – это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идёт уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать название «третьей столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев (И. А. Стернин).
5. Уважаемый товарищ президент! Уважаемые товарищи депутаты! Прежде всего разрешите выразить вам глубокую признательность за то большое доверие, которое вы мне оказали, избрав председателем Верховного Совета СССР! Я приложу все силы к тому, чтобы оправдать это очень высокое доверие. Почти год назад с этой трибуны, мне пришлось говорить о том, что предстояло делать Верховному Совету и нашему съезду. Мы говорили тогда о том, что надо покончить с формальным, приниженным, парадным положением высшего органа власти. … И если посмотреть на сделанное за это время, то можно понять, как интенсивно мы трудились (А. И. Лукьянов).
6. Мне недавно пришлось слышать мнение, что времена больших открытий в физике давно миновали. Вы, вероятно, догадываетесь, что оно было высказано человеком несведущим. Уверен, что среди вас таких легковерных людей нет. Уверен, что вы станете свидетелями многих потрясающих открытий, а если будете работать в этой области, то, может быть, и на вашу долю выпадет счастье приоткрыть сокровенные тайны природы. В качестве доказательства я могу сообщить бытующую среди физиков, студентов Московского университета, поговорку: «Только физики – соль, остальные все – ноль» (Л. Д. Ландау).
Задание 12. И. А. Стернин («Практическая риторика», 2003, с. 112) относит к неправильным приемам (случаи «коммуникативного самоубийства») в начальной части выступления следующие:
- указание на то, что вы не оратор;
- извинение перед аудиторией в начале выступления;
- шутка в начале выступления.
Обоснуйте или опровергните правильность выдвигаемого положения. Что еще можно отметить как случаи «коммуникативного самоубийства» в начале речи?
Задание 13. Придумайте начало выступления (вступление?) к следующим концовкам. Какую функцию выполняет вступление в данном случае?
1. Правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; слово не воробей - вылетит – не поймаешь; людским речам вполовину верь.
2. Я думаю, на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: слово – серебро; молчание – золото; говорить, не думая, что стрелять, не целясь.
Переделайте эти концовки в начало речи (вступление?).
Задание 14. Определите, какие функции выполняют предложенные начальные фразы? За счет чего выполняются эти функции? Какие из предложенных речевых моделей начала речи, на ваш взгляд, неудачны, почему?
1. «Сегодня я изо всех сил постараюсь не говорить глупостей…»;
2. «Еще Аристотель замечал, что…»;
3. «Внимание! Я начинаю говорить!»;
4. «Граждане! Мне известно уникальное средство против облысения»;
5. «Вообще-то я не собирался выступать…».
Задание 15. От чего, на ваш взгляд, зависит выбор типа вступления речи, его содержание: от аудитории, цели, темы речи, жанра или др.? Почему?
Аргументируйте свою позицию, построив свое рассуждение методом дедукции, индукции или аналогии.
*Можно ли считать начало речи вступлением?
Задание 16. Определите, какого типа заключения (суммирующее, типологизирующее, апеллирующее – по Е.В. Клюеву) употреблены в данных речевых фрагментах, какие функции они выполняют. Укажите, какие отдельные структурные компоненты просматриваются в них. По каким признакам можно отнести данные речевые фрагменты к заключению?
1. Так, господа! Страстности было много в этом деле. Но где страсти, увлечения – там истина скрыта. Прочь эти фразы! Не верьте легкомысленным приговорам толпы… Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить из-за одной идеи правосудия. Будьте судьями разума и совести! Разумно ограничив свою задачу разрешением того, что дало вам судебное следствие, отрешившись от всех страстей и увлечений, вы, не понравитесь проповедникам теории равенства или теории жертв и цепей, но зато ваш честный приговор найдет себе привет и оправдание и в вашей чистой совести, и в мнении общества, которого вы являетесь здесь представителями! (Плевако Ф. Н. Речь в защиту…).
2. Я думаю, довольно того, что я сказал, хотя я о многом не упомянул. Для суждения о лицах, достойных занимать место в Совете, вам не надо другого критерия, кроме вас самих: вспомните, за какие заслуги перед отечеством вы сами были признаны достойными этого места. Действия Филона представляют собою новый образец, чуждый всякому демократическому строю (Лисий. Речь против…).
3. Я не верующий человек. Но неделю назад на собрании избирателей одна женщина подарила мне образок и сказала: Да поможет вам Бог!» Я хотел бы сегодня закончить свое выступление словами: да поможет в это страшное время Бог России. Спасибо. (Челноков М. Речь перед депутатами).
4. Итак, сегодняшний разговор был посвящен проблемам детского здравоохранения. Мы описали те «очаги», которые требуют скорейшего реагирования, попытались назвать причины сложившейся ситуации и наметили пути решения первоочередных задач. За работу, уважаемые коллеги!
Задание 17. Проанализируйте предложенные ниже концовки речей. Какие из них вы считаете неудачными? Почему?
- Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что я закончу.
- Как выразился Д. И. Фонвизин: «Вот злонравия достойные плоды!»
- Я прошу прощения у публики, если кого-то утомила моя речь…
- Может быть, кто-либо со мной и не согласен, но я думаю так.
- Если есть вопросы, я готов на них ответить.
- Не случайно говориться: не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
- Я понимаю, мне не удалось все охватить…
- Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.
Задание 18. Проанализируйте выступление Остапа Бендера в шахматном клубе города Васюки. Определите тип начала речи (естественное, ораторское, внезапное, интригующее). Почему И. Ильф и Е. Петров не дают заключение речи Остапа, а лишь описывают его?
- Товарищи! – сказал он прекрасным голосом. – Товарищи и братья по шахматам, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал, и, должен признаться, не без успеха, в Нижнем Новгороде неделю назад. Предмет моей лекции – плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, это «quasi una fantasia». А что такое, товарищи, идея? Идея, товарищи, это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму. Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Все зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он играет хорошо…
Блондин в третьем ряду зарделся.
- А вон тот брюнет, допустим, хуже.
Все повернулись и осмотрели также брюнета.
- Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк… то есть я хотел сказать в шахматах… А теперь, товарищи, я расскажу вам несколько поучительных историй из практики наших уважаемых гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева.
Остап рассказал аудитории несколько ветхозаветных анекдотов, почерпнутых еще в детстве из «Синего журнала», и этим закончил.
Задание 19. Ответьте на вопросы:
1. Некоторые авторы утверждают, что удачная шутка в конце выступления, использование крылатой фразы (возможно, трансформированной), поговорки или пословицы бывает очень кстати. Можно ли считать эти элементы «зацепляющим крючком»? Как вы думаете, почему Е. В. Клюев считает, что такого рода концовки могут быть «опасными»?
2. От чего зависит выбор типа заключения речи, его содержание?
3. И. А. Стернин считает, что «лучше не говорить «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции» («Практическая риторика», с. 144). Насколько удачно, на ваш взгляд, предварять заключение словами: «Я заканчиваю» (см. например, Н. Н. Кохтев «Риторика», с. 124: речь П. Б. Ганнушкина)?
Задание 20.В каких предложениях содержится тезис, в каких - аргументы? Сформулируйте тезис самостоятельно, если вы считаете это необходимым. Что можно добавить (или изменить), чтобы аргументация выглядела убедительнее? Восстановите порядок предложений, соответствующий, на ваш взгляд, логике рассуждения.
А. Тема: «Книги в нашей жизни».
Тезис: ?
- Чтение - это новые впечатления. Согласитесь, что, читая хорошую книгу, вы получаете огромное удовольствие. Поэтому мы так ценим хорошие книги.
- Я люблю читать книги.
- Любители детективов и приключенческих романов так же, как и любители активного отдыха, могут вместе с героями книг включиться в авантюрную игру и получить необходимую разрядку.
- Чтение хорошо уже тем, что, читая книги, мы не совершаем в этот момент дурных поступков.
- Книги - это прекрасно! Как была бы скучна наша жизнь без них!
- Именно способность читать дает нам возможность учиться. Без чтения мы не смогли бы прочитать рекламу, письмо, мы не узнали бы о других странах.
- Чтение дает нам необходимое для отдыха расслабление, именно поэтому многие люди читают перед сном.
- Книги должны читать все.
- Чтение книг - это прекрасная возможность отдохнуть: читая, мы переключаемся от других видов человеческой деятельности и тем самым снимаем напряжение.
- Если вы не признаете необходимость чтения книг, то легко сделать выводы о вашем интеллектуальном развитии.
Б. Тема: «Поступайте в наш университет».
Тезис: ?
1. В нем работают очень квалифицированные преподаватели.
2. В обучении используются самые современные технические средстваи формы обучения.
3. Получаемые здесь профессии востребованы общественной практикой.
4. Выпускники получают работу в самых престижных учреждениях.
5. У нас интересно учиться.
6. Студенты нашего университета социально защищены.
7. Наш университет дает лучшее образование.
*Используя различные модели и методы изложения (по способу расположения тезиса + по способу расположения аргументации) продумайте различные варианты риторического текста. Допишите вступление и заключение. Что обязательно нужно будет учесть?
Задание 21.Рассмотрите структурные блоки (микротемы). Соотнесите предложенные микротемы и их порядок с типом аудитории. Как будет меняться порядок микротем (композиция речи) в зависимости от типа аудитории?
Тема: «Посещение театра».
Тезис: В театр ходить необходимо.
Микротемы | Аудитория |
|
|
Задание 22.Сделайте риторический анализ текста (*см. ХРЕСТОМАТИЮ, приложение 10).
Для риторического анализа вы можете использовать следующие вопросы и задания:
1. Выделите (или сформулируйте) тезис текста, определите его расположение.
2. Каково соотношение и взаимное расположение тезиса и аргументов?
3. Какого типа вступление и заключение использует автор, какие функции они выполняют?
4. Определите, какого типа аргументы используются в данных речевых фрагментах. С какой целью, на ваш взгляд, они используются.
5. Дайте оценку композиции речи с учетом конкретной речевой ситуации (кому адресована речь, каковы условия ее восприятия?).
Задание 23.Разработайте поэтапно свою речь, взяв за основу одно из предложенных высказываний (*см. в ХРЕСТОМАТИИ приложение 5)
Тема 3. Словесное оформление публичного выступления. Требования нормы в публичном выступлении. Средства структурирования текста. Коммуникативные качества публичной речи: требования точности, информативности и выразительности.
- Этап элокуции - этап «облечения мысли в слова».
- Факторы вербального речевого воздействия.
- Средства структурирования теста - реализация логичности речи.
- Работа над выразительностью речи.
На этапе элокуции (выражения) необходимо публичную речь оформить вербально (словесно). Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаемость (смысловая, семантическая, стилистическая, звуковая). Он определяется задачей соотнесения речи с особенностями ситуации общения. Здесь осуществляется и выбор ритма, общей структуры фразы, выбор тропов и фигур речи, специальных риторических приемов, которые должны оказать воздействие на слушателя.
Для того чтобы ваше вербальное воздействие было эффективным, необходимо учесть следующие факторы:
Фактор соблюдения коммуникативной нормы | - соблюдение норм речевого этикета; - соблюдение языковых норм; - реализация коммуникативных качеств речи. |
Фактор установления контакта с собеседником | - языковые формулы «объединения» (местоимения первого лица мы; обращения и др.); - конкретизация и адресность приводимых аргументов, апелляция к опыту аудитории. |
Фактор стиля общения | - доброжелательность, искренность, приветливость; - умеренная эмоциональность; - адекватность выбора языковых средств (стиль) речевой ситуации |
Фактор информативности и расположения информации | - важная информация располагается с учетом «закона края» - в начале и / или в конце; - важная информация повторяется; - употребление языковых средств должно быть направлено на донесение информации: избегайте «пустых» слов и многословия. |