Стратегия речевого поведения в беседе
I «Закрытая» стратегия монолога | II «Открытая» стратегия монолога |
1. Главное — не слушать, а говорить самому. Пока говорит собеседник, лучше подумать, что сказать, когда он закончит (или когда удастся его перебить). Нужно перебить собеседника, как только представится случай. | 1. Главное — хорошо слушать. Пока говорить собеседник, я внимательно слушаю и стараюсь понять, что он имеет в виду. Выслушав, я могу сопоставить его точку зрения со своей и сформулировать свой ответ так, что он со мной согласиться: «Да, я это и хотел сказать», — подтвердит он. Я не стремлюсь перебить собеседника. |
2. «Я-подход»; фразы типа: а) меня интересует то-то и то-то… я хотел бы… б) я считаю, что… в) хоть вам это и неизвестно… г) вы, конечно, еще не слышали (не знаете), что На первое место я ставлю свои интересы, свои мнения, свои желания и показываю это собеседнику с помощью «Я-подхода». | 2. «Вы (ты) –подход»; фразы типа: а) что вас интересует? Вероятно вы хотите… б) какого вы мнения о…? Или: вам будет интересно узнать, что… в) вам, конечно, известно, что… г) вы, конечно, знаете (уже слышали), что… На первое место я ставлю интересы, мнения, желания, вкусы собеседника и показываю это с помощью «вы-подхода» в беседе. |
3. Мне не важно, как зовут моего собеседника и кто он. В беседе я обращаюсь к нему просто: Вы или ты. | 3. Я сразу запоминаю, как зовут собеседника, и называю его по имени (имени и отчеству); я не забываю о его профессии, возрасте, интересах. |
4. В беседе я часто повторяю собственные фразы, наслаждаюсь тем, как хорошо они звучат. | 4. Я повторяю вслух основные мысли и высказывания собеседника и делаю это с уважением. |
5. Каждую реплику я начинаю или со слова я (см. выше, 2), или со слова нет. Идеал начала реплики: Нет, я считаю, что… или: Нет, вы не правы; я думаю, что… Прав могу быть только я сам | 5. Я стараюсь (хотя это и трудно) начинать свою реплику со слова да: Да, вы правы, хотя…; да, я с вами согласен во всем, кроме… и т.д. Если собеседник прав, я с готовностью подчеркиваю его правоту. |
6. Я задаю собеседнику такие вопросы, в ответ на которые он завопит: Нет, нет, нет! | 6. Я стараюсь формулировать вопросы так, чтобы собеседник имел возможность согласиться, а лучше — не имел возможности не согласиться со мной. |
7. Я резко, категорично выражаю свое мнение. Нечего церемониться! Я ведь самый умный («лучший специалист»). Пусть все видят это. | 7. Я стараюсь смягчить свои высказывания. Например, так: А не кажется ли вам, что… Возможно, правы те, кто думает, что…; Вероятно, справедливее считать, что… Все люди могут ошибаться: и он, и я. |
8. Я никогда не даю спуску в разговоре. Хвалить собеседника? Зачем это? Допустим, он умный человек, но я-то умнее! Напротив, если собеседник ошибся — нельзя упустить возможность показать ему это. | 8. Я при любом удобном случае выражаю одобрение собеседнику, поддерживаю его. Беседа — это не экзамен, а я — не экзаменатор. Ставить оценки — не моя задача. |
9. Чем больше отрицательных оценок я поставлю собеседнику и всему вокруг — тем справедливей: все плохо, один я хороший. Вот об этом и поговорим. | 9. Конечно, вокруг много плохого. Но и хорошее тоже есть: поговорим лучше об этом! |
10 Буду говорить о том, что мне интересно. Я знаю, что для приличия нужно поинтересоваться собеседником. Буду задавать ему любые вопросы, какие придут в голову: как родители? Как собака? Как здоровье? Как успехи? (Ах, да, собака, кажется сдохла — об этом я позабыл, ну ничего, переживет). | 10. Найду такую тему для беседы, чтобы нам обоим было интересно. «Личные вопросы» буду задавать, подумав: не огорчится ли? Не обидится ли? |
Однако речевой этикет – это симметричная стратегия речевой прагматики, поэтому эффективность общения во многом определяется и речевым поведением самого адресата речи.
Слушающий
1. Если к тебе обращена речь, то необходимо оставить все остальные занятия и выслушать собеседника.
2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему, постараться выслушать внимательно и до конца. Если же в данный момент выслушать говорящего не представляется возможным, то необходимо тактично перенести время беседы, указав аргументы вашей занятости.
3. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, необходимо стараться не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.
4. Выслушивая, необходимо поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему проявить себя в речи. Следует постоянно проявлять свою коммуникативную роль с помощью междометий, жестов, мимики, подтверждая тем самым контакт внимания и понимания.
5. В роли слушателя надо уметь вовремя оценить речь собеседника. согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием или словесно. Иными словами, необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в диалог.
6. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к тебе. Но если тот, к кому направлена речь, не реагирует, то в этом случае можно взять на себя ответ.
Соотношение указанных стратегий речевого этикета говорящего/слушающего зависит и от прагматики определенной речевой сферы социальной интеракции. Так, в условиях делового общения особенно необходимо помнить следующие правила речевого поведения вежливых партнеров [Михальская 1996]:
Таблица 6
Для слушающего | Для говорящего |
1. Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание | 1. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно |
2. Старайтесь не перебивать собеседника. Но, извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести пример и т.д. При этом лучше это делать, когда собеседник закончит свою реплику | 2. Чаще обращайтесь к собеседнику; называйте его по имени (по имени-отчеству). Спрашивайте, все ли ясно, понятно, не нужно ли что-либо разъяснить и т.д. |
3. Не исправляйте во время разговора замеченных речевых ошибок. Не делайте замечаний партнеру о его речевом поведении | |
4. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, то, что показалось важным, или то, что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях |
При несоблюдении этих правил общения, а также при неверной оценке социальных характеристик собеседника и обстановки общения возникают этикетные ошибки. К их числу можно отнести следующие:
1) отсутствие этикетной формулы;
2) неудачный выбор этикетной формулы и или формы обращения;
3) неудачное звуковое оформление этикетной речи (например, общий нелюбезный тон речи. подчеркнуто равнодушная интонация и «проглатывание» этикетных формул, типа «Здрась!» и т.п.);
4) неудачное использование невербальных компонентов общения — жеста, мимики, движение (например, приветствие в небрежной позе, развалясь, или выражение благодарности с неприветливым выражением лица и пр.) (примеры этикетных ошибок взяты из [Соколова 1995: 158]).
Литература
Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000.
Вепрева И.Т. Рефлексия как аксиологическая основа формирования стилистической нормы // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Какорина Е.В. Стилистический облик современной прессы // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000.
Коммуникативно-прагматические аспекты лингвистических исследований. Калининград, 1999.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.
Кочеткова Т.В. Эвфемистичность речи носителя элитарной речевой культуры // Речевое общение. Красноярск, 2000, вып 3 (11).
Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000.
Крысин Л.П. Социолингвистический аспект изучения речевых «неправильностей» // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Культура русской речи. М., 1998.
Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
Михальская А.К. Русский Сократ. М., 1996.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.
Речевое общение: Искусство убеждать. СПб, 1999.
Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.
Русский язык и культура общения для нефилологов. Саратов, 1998.
Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня, 1995, № 4.
Сиротинина О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности // Языковая личность: Социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград – Саратов, 1998.
Сиротинина О.Б., Ягубова М.П. Русский язык и средства массовой информации // Речевое общение. Красноярск, 2000, вып. 3 (11).
Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Красноярск, 1997.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
Шалина И.В. Коммуникативно-речевая дисгармония: ее причины и виды // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. М., 1994.
Ширяев Е.Н. Типы норм и вопрос о культурно-речевых оценках // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
Глава 3