Развитие риторики на современом этапе
расцвет риторики пришелся на тот период, когда она рассматривалась как неотъемлемая часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены.
Сегодня развитие риторики связано с общественными изменениями. Востребованы умение выступать публично с речью, презентацией, докладами на конференциях и форумах, мастерство ведения деловых переговоров и практика аргументации.
Риторика как учебная дисциплина преподается на гуманитарных, юридических (риторика для юристов) и международных (политическая риторика) факультетах, а также на отделениях «связи с общественностью», «журналистика». Кроме того, в последние годы появилось множество частных школ, курсов и тренингов по риторике. Преподавание ведется с опорой на классические традиции риторики и одновременно максимально приближено к практике, с учетом профессиональных потребностей будущих специалистов.
Виды красноречия
-социально-политическое
-академическое
-судебное
-духовное
-социально-бытовое
(не уверен, что она давала: дипломатическое, военное, педагогическое и «разговор с самим собой»)
Социально-политическое красноречие
-Доклады на политические и экономические темы, митинговые речи, политические обзоры. При составлении такого рода речи нужно делать ставку на факты, точные показатели и данные, актуальные социальные проблемы
Академическое красноречие
-Различные научные доклады, обзоры, лекции и обзоры. Характерной чертой этого вида является высокий уровень научности выступления, эмоциональность, яркость, наглядность и доступность изложения.
Судебное красноречие
-Речи адвокатов и обвинителей в суде, а также защитные речи обвиняемых. Главной целью таких выступлений служит формирование определенных нравственных позиций у суда, на основании которых и будет выноситься приговор.
Духовное красноречие
-Проповеди и речи на соборах. Особенностью является наличие воспитательного элемента и обращения к внутреннему миру человека.
Социально-бытовое красноречие
-Поздравления, соболезнования, «светское щебетание». Здесь стиль речи легкий доступный, нередко использование различных речевых клише.
Функциональные стили речи
-система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
-Научный
-Официально деловой
-Публицистический
-Разговорный
-Художественный
25. Функционально смысловые типы речи.
Принято выделять три основных типа речи: повествование, описание и рассуждение.
Повествование — рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени.
В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего. Это рассказ о том, что произошло. Для повествования характерно (хотя и не обязательно) употребление глаголов совершенного вида в прошедшем времени.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какой-либо объект или явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий.
Чаще всего описываются внешность или личные качества персонажа, пейзаж, интерьер, место и время действия (например, город и эпоха).
Если в тексте рассказывается о регулярно повторяемых действиях (например, описывается типичный день персонажа), то это описание, а не повествование.
Рассуждение — ряд мыслей на какую-либо тему. В таком тексте излагается точка зрения говорящего и приводятся аргументы за или против этой точки зрения.
В рассуждении высказывается точка зрения автора или героев, излагаются причинно-следственные связи событий или явлений, обоснования, доказательства или опровержения какой-либо мысли. Часто рассуждение заканчивается выводом.
26. Структура ораторской речи
Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
27.Композиция ораторского выступления
Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.
Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства, как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Структура — это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.
Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Основная часть содержит аргументацию тезиса.
Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей).
Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.
28.изобретение, расположение , аргументация в ораторской речи
С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:
• изобретение
• расположение
• выражение
• запоминание
• произношение
I. На этапе изобретения оратор должен:
• определить Цель и вид речи;
• выявить Уровень подготовки и деятельность свои и слушателей;
• отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения;
• решить, Писать ли текст выступления?
II. На этапе расположения выступающий должен:
• Составить план;
• выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;
• продумать, какие будут Вступление, основная часть выступления, заключение;
• определить переходы от одной части к другой;
• решить, какие Приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.
III. На этапе выражения оратор должен:
• определить, какие Изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;
• продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;
• продумать Приемы привлечения внимания аудитории.
IV. На этапе запоминания оратор должен:
• решить Выступать с опорой на текст или без записей?;
• запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;
• Прорепетировать свое выступление
V. На этапе произнесения оратор должен:
• Установить и поддерживать контакты с аудиторией;
• знать психологию слушателей;
• обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;
• продумать Способы борьбы со страхом и волнением;
• проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;
29.фигуры речи
Фигу́ра ре́чи — термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.
Фигуры:
Фигуры слова:
Фигуры прибавления: разного рода повторы, точные и неточные: анадиплосис, мезархия, анафора, эпифора, симплока, градация, полиптотон, многосоюзие, плеоназм
Фигуры убавления: эллипсис, бессоюзие, зевгма
Фигуры перестановки (размещения): параллелизм (виды: антитеза, изоколон, гомеотелевтон), инверсия (включая гипербатон), хиазм, парентеза
Фигуры мысли:
риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; умолчание, оксюморон
Тропы:
метафора, метонимия, синекдоха, катахреза; аллегория, перифраза, эпитет, ирония, гипербола, литота, парономазия, олицетворение
30. риторические средства выражения в ораторской речи
Тропы-Средства речевой выразительности усиливающие эффект высказывания
Эпитет- Образное определение
Сравнение- Сопоставление двух явлений с целью пояснить одно с помощью другого
Метафора- Слово или выражение употреблённое в переносном значении
Метонимия- На основе внешней и внутренней связи двух предметов
Синекдоха- Разновидность ^ основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
Гипербола- преувеличение
Литота- преуменьшение
Аллегория- иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи художественного образа
Олицетворение- Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы