Это интересно! Почему так говорят? 1 страница

Гладкий, бесцветный язык

Дело в том, что до сих пор культуру речи у нас нередко отождествляют с так называемым гладким языком. Этот последний чаще всего оказывается языком бесцветным.

Птичий язык

Птичий язык — язык, перегруженный терминами, затемняющий смысл формулировок.

“Ваши статьи-с читал-с: понимаете-с, нельзя-с, птичий язык-с. Я долго смеялся над этим приговором, т.е. долго не понимал, что язык-то у нас тогда, действительно, был скверный, и если птичий, то, наверное, птицы, состоящей при Минерве (т.е. совы)”.

(А.И.Герцен)

В современном употреблении выражение “птичий язык” — синоним псевдонаучного языка. “Щебетанье на птичьем языке” приводит к тому, что исчезает живая мысль и остается словесная шелуха”.

Птичий язык — набор слов, условный язык, язык, понятный только посвященным.

Суконный язык.

Суконный язык, суконная речь — о грубом, тяжелом, невыразительном языке.

“Наши г.г. геологи, ихтиологи, зоологи и проч. ужасно необразованные люди. Пишут таким суконным языком, что не только скучно читать, но даже временами приходится фразы переделывать, чтобы понять”

(А.П.Чехов).

Ливрейный язык.

Всякий раз, когда нам приходится читать несколько листов русских газет, нами овладевает какая-то бесконечная тоска. Речь идет об особой, изысканной невоздержанности в подобострастных выражениях, с которыми пишутся у нас новости, касающиеся государя или его царской фамилии. Как встарь у нас развился церковный язык, так в прошлом столетии расцвел и при Николае достиг высокой степени совершенства язык ливрейный.

(А.И.Герцен)

Эзоповский (рабский) язык

Выражение, означающее язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий, происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего по преданию в VI веке до нашей эры. Эзоп был рабом, так как о многом говорить свободно, открыто было для него опасно, он обратился к аллегорической, басенной форме. “Эзопов язык” — выражение, которое ввел в употребление М.Е.Салтыков-Щедрин.

Заумный язык, заумь.

“Мысль и речь не успевают за переживанием, вдохновением, поэтому художник волен выражаться не только общим языком, но и личным, не имеющим определенного значения — заумным”, — писал А.Е.Крученых, теоретик футуризма. Заумь, заумный язык употребляется в значении язык непонятный, вообще бессмыслица. Заумь!! Как можно докатиться до полного разложения слова, до бессмысленной зауми: “Сержа мелепета сепял ок ризум мелева алик”.

Канцелярский язык.

Канцелярит, сленг сушат живое тело языка. Это тяжелая болезнь языка, симптомы которой языковой беспредел.

Жалкий язык.

Язык нравоучений: “И потянут и потянут жалкие слова с обидными намеками на слабые места”.

(М.Пришвин)

Крылатый язык.

Крылатый язык, крылатые слова — меткие выражения, афоризмы, цитаты, ставшие ходячими поговорками:

...Словцо

Крылатое все подхватили,

И все на новое лицо

Свое вниманье обратили.

Робкий, бесталанный,

Смелый, новый язык.

Для вводных предложений есть отличный знак — это двойное тире. Кавычки употребляются двумя сортами писателей: робкими и бесталанными. Первые пугаются своей смелости и оригинальности, а вторые заключают какие-нибудь слово в кавычки, хотят этим сказать: гляди, читатель, какое оригинальное, смелое новое слово я придумал.

(А.П.Чехов)

Изысканный язык.

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Лакеи должны говорить просто, без пущай и без таперича.

(А.П.Чехов)

Чистый, простой язык.

“Страсть к графомании” не годится, потому что само слово “графомания” содержит в себе понятие “страсть”...

Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”...

Описания природы художественны, вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку (антропоморфизм), когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т.п. — такие уподобления делают описания несколько однотонными, иногда слащавыми, иногда неясными; красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой, такими простыми фразами, как “зашло солнце”, “стало темно”, “пошел дождь” и т.д. — эта простота свойственна вам в сильной степени, как редко кому из беллетристов.

(А.П.Чехов)

Свободный язык.

Языку дарована хорошая доза свободы, и это великое дело ближе мне к сердцу, нежели другие. Но мы сами продолжаем относиться к своему языку небрежно, в этом состоит громадная наша ошибка, опасная ввиду грядущих обстоятельств.

(И.А.Гончаров)

Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме.

Стих, как монету, чекань

Строго, отчетливо, честно,

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям — просторно.

(Н.А.Некрасов)

Задание 18.Недостатки речи проявляются, если писать и говорить: спустя рукава, “в дезабилье”; если у читателя возникает “взрывоопасное” нетерпение, когда его водят по страницам вокруг да около темы, ничего к ней не прибавляя; если у говорящего и пишущего ужасный слог, страшная неряшливость, растянутость и распущенность изложения; если в изложении полно длиннот и повторений, двусмысленностей, запутанных сравнений, кудреватых и высокопарных фраз; если изложение характеризуется расплывчатостью в рассуждениях, модернистская манерность, если автор использует нерельефные, туманные, ненужные, мудреные слова; если он не может избавиться от “словесного шлака”, балласта; если он не может писать без вычурности, излишней экзотичности и изысканности. Эти и другие грубые промахи языка отбрасывают его от представлений о “языковом идеале” — речи меткой, образной, задушевной...

Такой автор далек от поисков красоты и жизненной правды в речевом общении. Докажите от противного, каким может быть “языковой идеал”, опирайтесь на языковые примеры художественной литературы.

1. Она <поэма “Руслан и Людмила> действительно была необыкновенным явлением по чрезвычайной легкости стиха и прекрасному языку. Все, что было написано нашими прежними поэтами, казалось тяжелым и неизящным в сравнении с поэмой Пушкина; потому вся публика прочла ее с необыкновенным восторгом.

(Н.Г.Чернышевский)

2. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате своей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская мглу ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки — не только вершина поэзии. В них не только точность, душевная ясность, тишина. В них еще и волшебство русской речи. Если бы можно представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез русский язык, а остались от него эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих строках Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. Тот народ, который создал такой язык — поистине великий и счастливый народ.(К.Паустовский)

Задание19. Прочитайте тексты, в которых зафиксированы примеры речевого поведения: восприятия, воспроизведения, порождения речи (текста, высказывания). Выделите и прокомментируйте фрагменты (отрывки, части) текста, определяющие:

а) характеристику участников речевого общения (адресанта и адресата);

б) манеру речи (стиль, тон, эмоциональность);

в) цель речи;

г) речевую ситуацию — предмет речи, условия общения;

д) характер информации: истинность, ложность, намеки и др.

1. Глаша: А ты, Феклуша, далеко ходила?

Феклуша: Нет, милая. Я по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что не судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен.

У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, в просьбах пишут: “Суди меня, судья неправедный!” А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша: Отчего же так, с песьими?

Феклуша: За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу. Не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша: Прощай!

(А.Н.Островский)

2. Около, перемигиваясь, улыбаясь, толпились казаки помоложе, а в середине, сдвинув на плоский лысеющий затылок сине-верхую атаманскую, с серебряным перекрестом, папаху покачивался на носках одногодок Пантелея Прокофьевича — не стареющий, вечно налитой, как яблоко-антоновка, румянцем, — Авдеич, по кличке Брех. Враль Авдеич был, каких хутор с основания своего не видывал; над ним смеялись в открытую, но он не краснел, уличенный в чудовищных своих измышлениях... врать не переставал. Под старость вовсе свихнулся. Припрут к стене — обидится, в драку лезет, а молчат, посмеиваются — горит в небывальщине, насмешек не замечает. Был в хозяйстве дельный и работящий казак, делал все с рассудком, кое-где с хитринкой, а когда касался разговор атаманской его службы... тут уж всякий просто руками разводил, приседая на землю от хохота, выворачивающего нутро. Авдеич стоял в середине, качался на стоптанных в кругляшок валенках, оглядывая толпившихся казаков, говорил веско, басовито:

— Ныне казак совсем отменытый. Мелкий казак, никудышный. Соплей любого надвое перешибешь. Так, словом, — и, презрительно улыбаясь, придавливая валенком плевок, — мне довелось в станице Вешенской поглядеть на мертвые костяки, вон было казачество — это да!

— Где ж раскопал их, Авдеич! — спросил голощекий Аникушка, толкая локтем соседа.

— Ты, односум, уж не бреши, ради близкого праздника, — Пантелей Прокофьевич сморщил горбатый нос и дернул в ухе серьгу. Он не любил пустобреха. (М.Шолохов)

3. Он (Дефендов) говорил отчетливым ровным голосом, словно не из звуков складывал свою речь, а набирал ее из букв, и произносил все, вплоть до твердого знака... Дефендов что-то говорил, повторяя часто слово “рекомендую”, и Лиза трещала без умолку, но Женя их не слышала.

(Б.Пастернак)

4. Моим стихам, написанным так рано,

что и не знала я, что — я поэт,

Сорвавшимся

как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам

о юности и смерти,

— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли

по магазинам

(где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед.

(М.Цветаева)

5. В среду в Министерстве внутренних дел состоялся брифинг, посвященный проблеме борьбы с коррупцией. Журналистов было немного... Речь держал первый заместитель министра.

— И последнее, о чем я хотел вас проинформировать, — заканчивал он выступление. — Наше министерство принимает активное участие в разработке Закона о государственной службе и Закона о коррупции...

...Тут же в последних рядах взметнулась рука.

— Газета “Континент-Экспресс”. Вопросу эксперту Павлову. У вас есть научная концепция борьбы с коррупцией?

— Разумеется. Правда, многим она кажется спорной, но я не теряю надежды убедить моих коллег.

— Пожалуйста, несколько слов об основных положениях вашей теории.

— В несколько слов уложиться трудно, но в самых общих чертах идея состоит в том, чтобы рассматривать явление коррупции с точки зрения экономических категорий.

Коррупционное взаимодействие — это, по существу, торговая сделка, в которой есть товар, продавец и покупатель, а также фигурирует себестоимость товара, потребительская стоимость и продажная цена. Если вкратце — то вот так. Если вас интересуют детали, милости прошу ко мне, побеседуем подробно.

(А.Маринина)

■ Задание 20. Самостоятельно, из художественных текстов подберите примеры описания речевого поведения героев. Дайте их анализ. Оформите Ваш ответ в виде записи-примера и комментария к нему.

Задание 21. Прочитайте письмо А.П.Чехова своему брату Николаю. Представьте себя современником братьев Чеховых или русским человеком на пороге XXI века, и с этих позиций оцените жизненные принципы А.П.Чехова, которые, как видим, отражаются в принципах его речевого поведения.

Воспитание чувств

...Ты часто жаловался мне, что тебя “не понимают!” На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем “я”, а о своем учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других... По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься каждой копейкой, искренен, ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, надежен, незлопамятен, доверчив. Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...

Недостаток же у тебя только один. В нем твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, присутствие посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не видишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не говорят: “Меня не понимают”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатия пьяного Плевако. Они смеются над фразой: “Я представитель печати”, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином и суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки... Таковы воспитанные. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Самолюбие надо бросить, и то ты уже не маленький... 30 лет скоро! Пора. Жду... Все мы ждем.

Запомните: Коммуникация (лат. communiсatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Коммуникация понимается как синоним общения. Коммуникация осуществляется функционированием языка.

Коммуникация — форма общения людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных (речевых) актов-высказываний, текстов, порождаемых коммуникантами — членами общества в процессе коллективной деятельности.

Коммуникативный (речевой) акт— конкретный процесс говорения, слушания, чтения, письма, в результате которого порождается высказывание, текст.

Высказывание — единица речевого общения, единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание — законченный в смысловом отношении текст. Минимальное высказывание — единица равновеликая предложению.

Адресант— лицо, которое участвует в речевом общении в качестве говорящего, пишущего, порождающего речь, автора речи, отправителя информации.

Адресат — лицо, которое участвует в речевом общении в качестве слушающего, читающего, воспринимающего речь, получателя информации.

Задание 22. Прочитайте текст. Выделите положения-тезисы, с которыми Вы согласны.

♦ На основе текста напишите свою программу совершенствования речевого поведения. Перечислите те качества, которые, по Вашему мнению, необходимо воспитывать в самом себе, чтобы общаться с другими людьми. Каким может быть Ваш идеал речевого поведения?

Как я поступаю в жизни, думаю, говорю, пишу?

Самоанализ. Нужен ли он?

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Л.Н.Толстой сказал, что у каждого человека “...постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя...” Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно, главное начать. Ведь только сам человек может обнаружить у себя недостатки, которые, при их трезвом анализе, только прибавят ему сил в жизненной борьбе. Недаром говорят, что недоверие к себе — причина большинства наших неудач. С самоанализа начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование. Казалось бы на первый взгляд, личность это нечто “во мне”, “для меня”, на самом деле личность это “во мне” для других. Ведь о качествах личности — самого себя, окружающих его людей, мы узнаем в общении. Каков он — человек? Каковы его качества: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность, злость и все другие. В русском языке более 15000 слов характеризуют качества, присущие человеку и проявляемые им в общении. Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает знания, глядя на которых приобретает жизненные умения и навыки, совершает действия и поступки, на которых ориентируется в жизненной борьбе.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других, выраженных вербально — словом или невербально: жестом, мимикой, улыбкой, взглядом и т.д. Психологами (А.В.Петровский и его ученики) установлено, что личность в процессе общения постоянно проверяет себя неким эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольно собой или недовольной. Этот эталон и будет своеобразным идеалом.

Для оценки личности важна так называемая ожидаемая оценка — что о тебе думают окружающие. Как поставить, например, под контроль формирование своего речевого поведения? Во-первых, уместно вспомнить, что характер любого поведения состоит из способности действовать согласно принципам: “Призвать самого себя на собственный, суровый, беспристрастный суд. Следовать ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет”.

Сделать такое может человек мужественный. Значит надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить. Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах. В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования нужно следить за тем, как удается сохранить гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, поступками, повседневными действиями и речью, выражающей их.

Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что подавить. Попробуйте детально “моделировать” свое речевое поведение в различных ситуациях общения. Постарайтесь найти наиболее верные решения, выбрав благородную линию поведения. А.П.Чехов в письме О.Л.Книппер-Чеховой писал: “Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Это действительно так. А.П.Чехов был, по воспоминаниям современников, деликатнейшим в речевом общении человеком.

Каждый человек — это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта всемирная история живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык, речь:

Народ — зодчий речи.

Речь — зодчий народа.

Во времени вечном

Речь — наша хранительница.

Задание 22. Прочитайте тексты-тезисы, подготовьтесь к устному ответу, включите в текст ответа дополнительную информацию из информативных справок.

1. Речевая деятельность наряду с другими (трудовой, игровой) — вид человеческой деятельности.

2. Речевая деятельность связана с производством речи — говорением, слушанием (аудированием), чтением, письмом.

3. Речевая деятельность ориентирована, она планируется, реализуется, контролируется.

4. Речевая деятельность реализуется в речевых актах, т.е. целенаправленных речевых действиях, совершаемых человеком в соответствии с правилами речевого поведения.

5. В речевом акте участвует говорящий (адресант) и слушающий (адресат). Чтобы речевой акт произошел, совершился, необходимо, чтобы его участники обладали общими речевыми навыками — владели одним и тем же языком общения, например, русским языком; адекватными знаниями и представлениями об окружающем мире, чтобы адресант мог построить высказывание-текст по законам языка, воздействуя этим высказыванием на адресата, сообщая ему информацию, побуждая, требуя, спрашивая.

6. Основной чертой речевого акта является целенаправленность, намеренность и договоренность, т.е. конвенциальность.

7. Речевые акты разнообразны — это информативные акты, акты-побуждения, требования информации, выражения эмоций, утверждения мнений, истинности, ложности информации.

8. Речь первоначально есть конкретное говорение — слушание, а затем чтение — письмо. Речь — конкретное говорение, протекающее во времени, облеченное в устную форму. Письменная форма речи фиксирует речевые акты пишущего — читающего. Речь фиксируется памятью или письменно.

9. Речь есть воплощение языка, его реализация. Если язык есть орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Т.е. речь — это речевое общение. При помощи речи происходит общение между людьми.

10. Речь используется в разных социальных сферах и средах жизни современного общества и выполняет разные функции.

11. В речевом общении могут быть выделены разные цели и задачи: информативные задачи, задачи воздействия речью на адресата; экспрессивные (выражение эмоций в речи), межличностные (регулятивные, регулирующие отношения между говорящим и слушающим), апелляционные (регулирующие эстетическое восприятие мира).

12. В речевом общении речь социально активна, с ее помощью передается информация, происходит воздействие на собеседника, выражаются эмоции, оценки, регулируются отношения друг с другом.

13. Речь имеет своего автора, передающего в ней свои мысли, чувства, для выражения которых он подбирает слова, словосочетания, фразеологические обороты, простые и сложные синтаксические построения (конструкции) — предложения.

14. Говорящий, пишущий, как адресант речи, может отдавать предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения: официальному, фамильярному (дружескому), почтительному, пренебрежительному и т.д.

15. Адресант может использовать речь для решения целей общения с разным речевым заданием, поэтому речевое поведение составляет существенную характеристику личности — его языковую личность.

Речевое поведение отражено в речевом акте, оно определяется как умение вести себя в соответствии с установленными правилами, оно реализуется в совокупности речевых поступков и действий.

16. Речевое поведение отражено в манере строить речевое общение в соответствии с принятой целью общения: сообщения информации, мнения, приказа, просьбы, совета, обещания, приветствия, жалобы; адекватно передавать информацию, сообщать только истинную информацию, в умении организовывать высказывание-текст в речи ясной, недвусмысленной, последовательной.

17. Речевая этика, речевой этикет общения русских людей проявляется в следовании устойчивым правилам речевого поведения, устойчивым речевым формулам общения, позволяющим установить контакт между говорящими, пишущими, слушающими, читающими.

18. Речевой этикет представлен выбором речевых формул обращения, он связан с национальной спецификой речевого поведения, обычаев, ритуалов. Русскому речевому этикету характерны доброжелательность, вежливость обращения, формы приветствия, благодарности, отказа.

19. Соблюдение речевой этики, речевого этикета — нормы, обязательные для всех членов языкового коллектива данного общества.

Информацонная справка

1. Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее пособию одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенствованием. Кто б помыслил, что столь малейшее орудие, язык есть творец всего, что в человеке есть изящно. <...> Итак, речь, расширяя мысленные в человеке силы, ощущает оные над собой действия и становится почти изъявлением всесилия.

(А.Н.Радищев)

2. Есть речи — значенье,

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно

(М.Ю.Лермонтов)

3. Речь должна доходить не только до разума, но и до сердца, затрагивать чувства, а для этого язык должен быть выразительным или, как говорят лингвисты, экспрессивным. Однако есть жанры и стили, где особые средства выразительности (метафоры, образные сравнения, гиперболы), как правило, не встречаются.

Иллюстративный материал к заданию

1. Прочитайте сокращенный вариант словарной статьи “Речь”. Дополните по аналогии текст статьи своими примерами, используйте в устном сообщении, составленном по одному из выбранных тезисов.

Речь, и, мн. речи, ей, т.1. Только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли. [Князь] Но человек, лишенный ума, становится не человеком. Напрасно речь ему дана, не правит словами он. Пушкин. Русалка. [Сайгачный] В человеке — главное речь. Речью он выше всего живого стал. Лавренев. Песнь о черноморцах, II, 4. [Разведчик] вполне мог отказаться от членораздельной речи, ограничившись птичьим свистом для подачи сигналов товарищам. Казакевич. Звезда, 7.

2. Только ед. Система словесного выражения мыслей с определенным звуковым и грамматическим строем, служащая средством общения в человеческом обществе; язык. Речь состоит из звуков, коими мы означаем понятия и передаем их. Герцен. О месте человека в природе. Если каждое слово надо будет приправлять оговорками, то, очевидно, даже самая речь человеческая, до того загромоздится вставками, что сделается совершенно непонятной. Салтыков-Щедрин. Уличная Философия. Речь не является результатом индивидуального творчества, а результатом общественности, без которой язык никогда бы не развился. Бехтерев. Общие основы рефлексологии. 38.

à Устная, письменная речь. За развитием устной речи последовало развитие письменной речи. Бехтерев. Общие основы рефлексологии. 7. à Русская, немецкая и т.п. речь, речь русских, немцев и т.п. Шафиров переводил на разумную русскую речь его [Огильви] многосложные дидактические построения. А.Н.Толстой. Петр I, III, 6. Бодянский строго следил за нашими познаниями по латыни и любил повторять: — Латинская речь есть величайший феномен языкосложения! Паустовский. Далекие годы. à Родная речь, чужая речь. Мы тогда лишь вольно дышим. Если речь родную слышим. Михалков. Быль. Григорий не понимал чужой, странно звучащей для его уха, речи, — но, догадываясь, что говорят о нем, испытывал состояние некоторой неловкости. Шолохов. Тихий Дон, VII, 19. // Разновидность языка, выделяющаяся по каким-либо характерным признакам, особенностям. Речь бывает, по выбору слов, в нее входящих: I. Важная или благородная, называемая также книжным языком. II. Простонародная, иначе называемая просторечьем. III. Между сими двумя средину занимает обыкновенная речь, или язык разговорный. Востоков. Русская грамматика. Сборник г.Афанасьева превосходит другие по своей полноте и точности, с какой старался издатель придерживаться народной речи, даже самого выговора. Добролюбов. “Народные русские сказки”, изданные Афанасьевым. О печах доменщики говорят, как о горах. На их языка будка стоит под печью; так в обыденной речи дом у подошвы горы называется домом под горой. Бекетов. События одной ночи, 3.

Наши рекомендации