Специфика чтения как вида речевой деятельности юриста. Специфика понимания юридических текстов
Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:
Ш для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);
Ш для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);
Ш для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение).
Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному общению (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения).
К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:
Рецептивные умения:
1. Предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы.
2. Понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.
3. Понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные лексические единицы и языковые средства.
4. Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.
5. Прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением в парной или групповой работе.
Репродуктивные умения:
1. Воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы.
2. Делить текст на смысловые части, выделять в них главное.
3. Сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога.
4. Конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста.
5. Составлять реферат, записывать тезисы.
Репродуктивно-продуктивные умения:
1. Раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст.
2. Составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана.
3. Передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично.
4. Реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе.
5. Обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.
Продуктивные умения:
1. Использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения.
2. На основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе.
3. Участвовать в проектной работе по известной теме.
Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
Ш фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
Ш движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
Ш поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
Типичными недостатками чтения являются:
§ Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
§ Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
§ Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
§ Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
§ Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
§ Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.
Мысли формируются в языковых формах, выраженных вслух или письменно. Различия между устной речью и письменной определяются способом кодирования (в устной речи - это акустический код, в письменной - графический), выразительными возможностями, частотой употребления в реальной жизни.