Лихачев Д.С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР, 1989)
А9.
Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.
«Настало время сказать правду, всю правду, откровенно и смело. Нам не нужно бояться правды, когда рассматриваем ситуацию в стране. Эта великая нация выстоит, как она выстаивала в прежние времена; она возродится для нового процветания. Так позвольте мне подтвердитьмое прочное убеждение: мы страшимся собственного страха –неосознанного, бессмысленного, неоправданного страха, ослабляющего наши усилия, благодаря которым мы превратим наше отступление в триумф».
(Из речи Франклина Д. Рузвельта при вступлении в должность президента США. Источник:Ланг П. Книга для работы над немецким языком. Том 2. – Берлин, 1952. – С. 210).
А10.
Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.
«Русский язык – язык великого народа, язык великой литературы. [...]
Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых богатых языков» мира. Гимны русскому языку, его богатству и выразительности можно найти в сочинениях и размышлениях почти всех крупнейших русских писателей. Для Тургенева, например, раздумья о судьбах Родины были неотделимы, неотрывны от мысли о «великом, могучем, правдивом и свободном русском языке».
[...] Русский язык стал интернациональным языком, языком межгосударственного общения и культурно-идеологического взаимодействия между всеми народами Советского Союза. Русский язык распространяется везде, в странах Запада и Востока. Интерес к его изучению возрастает на всех материках нашей планеты.
В этих условиях неизмеримо усиливается, увеличивается ответственность всех нас, тех, для кого русский язык является родным, за его чистоту и правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в слова», – говорил Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку; как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», – убеждал Алексей Максимович Горький молодое поколение советских писателей. Изучение языка помогает открыть законы его развития, правила его употребления и способы обогащения. [...]
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Можно закончить эту краткую беседу о русском языке и о некоторых неправильностях в его современном употреблении теми же словами, которыми закончил свою статью о любви к русскому языку покойный советский поэт Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
(Виноградов В.В. О культуре русской речи(начало 60-х гг.)).
А11.
Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.
«[…] В быстром и сложном процессе развития современного русского языка закономерно и естественно возникают колебания, а также болезненные, отрицательные явления в приемах его употребления, в способах применения разных его стилистических средств, в практике словопроизводства и словоупотребления, в отношении к литературно-языковым нормам.
Причин такого рода отклонений от чистоты и правильности речи очень много: и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неуменье, и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка».
Эти нарушения чистоты и правильности литературной речи обычно расцениваются как «порча» языка и вызывают у ревнителей чистоты родного языка огорчение и справедливое возмущение, побуждают их к активной борьбе с отклонениями от литературных норм, от правильного употребления такого богатого, живописного и могучего языка, как русский классический язык. Потому что, действительно, как убеждал Горький, «борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка – есть борьба за орудие культуры».
Как же нужно бороться за чистоту, точность и правильность языка? Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о путях его развития, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания, и обо многом другом, относящемся к вопросам и задачам культуры русской речи. Необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним. […]
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Можно закончить эту краткую беседу о русском языке и о некоторых неправильностях в его современном употреблении теми же словами, которыми закончил свою статью о любви к русскому языку покойный советский поэт Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
(Виноградов В.В. О культуре русской речи(начало 60-х гг.)).
А12.
Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.
«Почему небольшой сад, даже прелестный сад с домиком, не должны получить большое значение для миллионов горожан и промышленных рабочих? Жизнь становится пустой, и свободное время пропадает в скуке, если сила и красота первозданной природы не дают нам узнать, что значит быть человеком.
Охрана природы – долг; в наше время долг в действенном смысле, даже если бы предвидели, что не возможно и не позволено, – что потребует надвигающийся атомный век.
Охрана природы – долг – долг каждого человека, который хочет вести достойную жизнь, долг каждого государства, которое хочет дать достойную жизнь своему народу.
Долг всего культурного человечества, перед которым стоит общая задача: сохранить землю и хлеб потомкам!
Охрана природы является долгом – суровым, требующим стойкости, но вместе с тем великим и прекрасным долгом!»
(Речь Ойгена Герстенмайера «Защита природы – наш долг» (произнесена 11.07.1956 г.). Источник:Герстенмайер О. Речи и статьи. Т. 2, 1962. – С. 190).
А13.
Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.
ВОСПРИЯТИЕ ОРАТОРА АУДИТОРИЕЙ
«[...] Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Все, что он говорит, напрямую связывается с его личностью. [...] Сведения накрепко привязаны к личности оратора.
В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Она хочет знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять.
Вместе с тем, любая аудитория видит и запоминает личность оратора упрощенно, подводя ее под некоторые стереотипные схемы, представления, роли: безнадежный теоретик, чистый практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ или чиновник, умница, весельчак и балагур и т. д. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным и чтобы вы были восприняты именно так, как вы хотите себя подать.
Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, ее нужно культивировать, демонстрировать. И здесь не надо стараться «работать под кого-либо» – необходимо всячески культивировать собственную индивидуальность. Как говорил В. Маяковский: «Я поэт, этим и интересен». [...]
Оратор должен заботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Вспомним многих наших замечательных актеров – их индивидуальный имидж и заставляет нас помнить о них: Е. Леонов – «добряк», А. Абдулов – «красавчик», Н. Мордюкова – «простая женщина», Л. Ахеджакова – «растяпа» и т. д. Именно имидж создает индивидуальность оратора для аудитории; с другой стороны, он должен отражать вашу индивидуальность.
Следует также отметить, что индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории. Как заметил однажды американский поэт Р. Эмерсон, «то, что ты представляешь собой, настолько подавляет меня, что я не слышу, что ты говоришь».
Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.
Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия. [...]
Д.И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.
К.А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами. [...]»
(Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 1993).
А14.
Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.
«В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, т.е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная, куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект. [...]
У нас много присяжных поверенных, прокуроров. Немного (по количеству), но многое (по содержанию) профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.
В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать. На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и, когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. Ходит анекдот про [...] почтенного В.В. Стасова, который несколько лет назад в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую; постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова. [...]
В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство.
И в древности и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным.
Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. В этом отношении почин Московского университета является серьезным шагом вперед».
(Чехов А.П. Хорошая новость(1893 г.). Источник: Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти томах. – М., 1979. – Т. 16: Сочинения. – С. 266 – 267).
А15.
Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.
«Я хотел бы заявить в палате, как я уже заявил членам этого правительства: мне нечего предложить, только кровь, невзгоды, слезы и пот. Нам предстоят тяжелейшие испытания. Нам предстоят многие, многие долгие месяцы борьбы и страданий. Вы спросите: в чем наша политика?Отвечу: наша политика состоит в том, чтобы вести войну на воде, на земле и в воздухе,со всей нашей мощью и силой, какие даровал нам бог: вести войну против чудовищной тирании, невиданной в темном, мрачном списке человеческих преступлений. Вот суть нашей политики!
Вы спросите, какова наша цель? Я отвечу одним словом: победа, победа любой ценой, победа несмотря на все ужасы, победа, каким бы долгим и трудным ни был путь к ней;без победы нет жизни. Хочу внести ясность: нет жизни для британской мировой империи, нет для вековых устремлений и надежд человеческого рода, направленных к своей цели. Я возьмусь за решение моих задач, полный энергии и надежды, и убежден, что мы не испытаем крушения нашего дела. В это мгновение я чувствую себя как имеющий право требовать помощи от каждого, и я призываю: давайте же действовать вместе, шагая единой силой!»
(Из речи Уинстона Черчилля в палате общин при вступлении в должность после его назначения премьер-министром. Источник: У.Черчилль, Речи 1938 – 1940; 1946. Том 1. С. 318).
БЛОК Б
Перед выполнением упражнений из блока Б обратите внимание на то, что тщательная подготовка текста речи включает следующие основные этапы:
- Определение темы выступление.
- Определение целей и задач выступления.
- Написание предварительного плана.
- Отбор материала и его организация.
- Обдумывание материала (медитация, связка деталей, комментирование материала).
- Корректировка предварительного плана, составление рабочего плана.
- Написание текста.
- Первая (или предварительная) редакция.
- Стилистическое оформление основной (главной) части.
- Формулирование вступления и заключения.
- Корректировка рабочего плана, составление основного плана.
- «Украшение» текста речи (включение цитат, пословиц, тропов и т.п.).
- Вторая (окончательная) редакция).
Б1.
Составьте план и напишите агитационную речь на тему: «Правильно питание – залог здоровья». Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи, возраст и примерный состав аудитории, которой она будет адресована. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б2.
Составьте план и напишите информационную речь на тему: «Истощение минеральных природных ресурсов КМВ». Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи, возраст и примерный состав аудитории, которой она будет адресована. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б3.
Составьте план и напишите агитационную речь на тему: «Спортивный образ жизни – основа долголетия». Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи, возраст и примерный состав аудитории, которой она будет адресована. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б4.
Составьте план и напишите агитационную речь на тему: «Риторику нужно изучать и в школе и в вузе». Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи, возраст и примерный состав аудитории, которой она будет адресована. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б5.
Составьте план и напишите информационную речь на тему: «Как научиться владеть собой во время публичного выступления». Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи, возраст и примерный состав аудитории, которой она будет адресована. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б6.
Составьте план и напишите развлекательную речь на тему: «Без юмора прожить нельзя». Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи, возраст и примерный состав аудитории, которой она будет адресована. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б7.
Составьте план и напишите текст выступления на тему: «Как научиться успевать все делать вовремя» перед разновозрастной аудиторией. Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б8.
Составьте план и напишите текст выступления на тему: «Что значит быть современным» перед разновозрастной аудиторией. Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б9.
Составьте план и напишите текст выступления на тему: «Социальные сети – плюсы и минусы» перед разновозрастной аудиторией. Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б10.
Составьте план и напишите текст выступления на тему: «Проблемы взаимоотношения полов в современном обществе» перед разновозрастной аудиторией. Определите и укажите в комментариях к тексту цель, вид речи. Продолжительность речи – 2-3 минуты.
Б11.
Составьте речевой портрет любимого учителя/преподавателя по следующим параметрам: звучание голоса, манеры, выразительность, правильность речи, общее впечатление от речи.
Б12.
Составьте речевой портрет современного политика по следующим параметрам: звучание голоса, манеры, выразительность, правильность речи, общее впечатление от речи (можно на примере конкретной речи с указанием даты и места ее произнесения и ссылки на источник).
Б13.
Составьте речевой портрет общественного деятеля по следующим параметрам: звучание голоса, манеры, выразительность, правильность речи, общее впечатление от речи (можно на примере конкретной речи с указанием даты и места ее произнесения и ссылки на источник).
Б14.
Составьте речевой портрет известного телеведущего по следующим параметрам: звучание голоса, манеры, выразительность, правильность речи, общее впечатление от речи (можно на примере речи конкретной телепередачи с указанием даты и места ее проведения и ссылки на источник).
Б15.
Составьте речевой портрет всемирно известного политического деятеля XX в. по следующим параметрам: звучание голоса, манеры, выразительность, правильность речи, общее впечатление от речи (можно на примере конкретной речи с указанием даты и места ее произнесения и ссылки на источник).
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: [учеб. пособие] / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – 11-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Введенская Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие/ Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова- Ростов н/Д: МарТ, 2008.
3. Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво: учебник / И.Б.Голуб. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2012.
4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка : [учеб. пособие] / И.Б.Голуб. – 10-е изд. – М.: Айрис Пресс, 2010.
5. Дускаева Л.Р. Стилистика официально-деловой речи: учеб. пособие / Л.Р.Дускаева О.В. Протопопова. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2012.
6. Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика: И.Н.Кузнецов. - М.: ГроссМедиа, 2008.
7. Культура русской речи: учебник / [С.И. Виноградов, Л.К. Граудина, В.П.Даниленко и др.]; отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н Ширяев. – М.: НОРМА, 2009.
8. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. – М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс», 2002.
9. Общая риторика: Ж. Дюбуа [и др.]; пер. с фр.: Е.Э.Разлоговой, Б.П.Нарумова; общ. ред. А. К. Авеличева. - М.: КомКнига, 2006.
Петров О.В. Риторика: учебник / О.В.Петров. - М.: ТК Велби, 2008.
10. Риторика: учебник / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А.Ладыженская и др.; Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2010.
Приложение 1.
Вопросы для самоконтроля
(к зачету)
1. Понятие о красноречии. Ораторство как социальное явление.
2. Риторика как искусство и как наука. Особенности ораторского искусства.
3. Риторические навыки и умения.
4. Древнегреческая риторика.
5. Риторика Древнего Рима.
6. Эпоха средневековья. Гомилетика.
7. Риторика периода Возрождения.
8. Риторика в Новое Время.
9. XX век: становление неориторики.
10. Начальный этап русского красноречия.
11. Риторика Древней Руси и доломоносовский период.
12. Ломоносовский период. Риторика конца XVIII – начала XIX вв.
13. Развитие русского красноречия во второй половине XIX в.
14. Русская риторика конца XX – начала XXI вв.
15. Неоднородность ораторской речи и основания классификации.
16. Роды красноречия (социально-политическое; академическое; судебное; духовное; социально-бытовое).
17. Классификация речи по назначению (виды речи: информационная речь; развлекательная речь; агитационная).
18. Подготовительная фаза в работе оратора.
19. Подготовка текста речи. Форма выступления.
20. Виды планов.
21. Сбор материалов и способы работы с ним.
22. Понятие композиции речи. Основные композиционные элементы.
23. Недостатки композиции.
24. Методы изложения материала.
25. Украшение речи оратора.
26. Фразеология в ораторской речи. Пословицы и поговорки.
27. Тропы.
28. Стилистические фигуры.
29. Применение наглядности, аудио, видеотехники.
30. Аспекты культуры речи оратора.
31. Требования к речи выступающего. Содержательность, точность, понятность речи.
32. Требования к речи выступающего. Чистота, эмоциональность речи.
33. Невербальные средства общения оратора.
34. Понятие техники речи и способы ее повышения.
35. Артикуляция. Звучность, высота голоса, темп речи оратора.
36. Логическая структура речи. Основные логические законы.
37. Спор и его разновидности. Аргументация, доводы и уловки в споре.
38. Классификация вопросов. Искусство отвечать на вопросы.
39. Приемы активизации внимания, установления и поддержания контакта.
40. Внешний вид оратора. Поведение выступающего.