Строгое письмо

Преобладает контрастная полифония: к «кантусу фирмусу» пристраиваются голоса контрастные прежде всего в ритмическом отношении.

Полифония строгого стиля в основном хоровая, и её закономерности складывались в соответствии с возможностями, естественностью и удобством хорового пения.

Диапазоны голосов: сопрано = дискант – ре1 – фа2;

альт – ля м – до2;

тенор – ре м – соль1;

бас – Соль б – до1.

Мелодика.

1.Ладовая основа

Господствуют натуральные диатонические лады:

дорийский (У1 высокая)

Фригийский (11 низкая)

Лидийский – не употребляется (тритон)

Миксолидийский (У11 низкая)

Эолийский.

В каденциях во всех этих ладах У1 и У11 ступени могут быть высокими как в мелодическом миноре или мажоре. Хроматизм возможен только в разбивку.

2.Ритм

Темп обычно умеренно-медленный.

Размер 2 и 4, 3 и 6(реже) чаще целых и половин.

Длительности: бревис, целые, половины, реже четверти, редко восьмые. Возможны ноты с точками (кроме восьмых).

В каденции «белые» ноты, м.б., бревис.

Скачки – белые ноты; редко от четверти к белой или от белой к четверти.

Четверти подряд не более 6-ти, редко 8.

Нельзя начинать такт или относительно сильную долю с четвертей.

Можно, если это продолжение движения четвертями предыдущего такта, называемое пробегом.

(Или если последняя половина слигована).

Восьмые употребляются только по 2 на слабых долях в поступенном движении.

Связывание. Связываются (слиговываются) либо равные длительности, либо вторая вдвое короче. Нельзя связывать четверти. Это относится к междутактовым или внутритактовым связкам.

3.Мелодия=тема

Начинается скачком не более квинты (1-У, У-1,1-1 вверх) или поступенно всегда от 1. Заканчивается оборотом 11-1 или У11-1с плавным походом к ним. Предпоследний звук не короче половины.

В мелодии самый высокий звук и самый низкий берутся по одному разу.

Избегание секвенций – мотивных, фразовых, также ритмических.

4.Интервалика.

Господствует поступенность.

Возможные скачки: 3,4,5; 8 вверх, редко вниз; 6 м только вверх.

Чередование скачков и поступенного движения: поступенный ход, предваряющий скачок, скачок в противоположном направлении, его заполнение; схема)

Запрет тритона (дьявольский интервал).

Дополнительные правила скачка:

Скачок не более квинты либо с предварением в ту же сторону (предваряющий звук как вспомогательный),

Либо с продолжением в ту же сторону (верхний звук как вспомогательный)

Скачки подряд:

В разных направлениях не более 3-х (каждый последующий скачок меньше);

В одном направлении не более 2-х, если первый звук первого скачка и второй звук второго скачка не образуют диссонанс, (поэтому) нельзя делать скачки на одинаковые интервалы.

Наши рекомендации