Тематические прогрессии Ф. Данеша
С точки зрения информативной ценности рема играет в высказывании более важную
роль, чем тема, потому что именно с ней связано поступление (относительно) новой
информации. Однако во внутреннем строении текста свою релевантность начинает
проявлять тема. Низкая информативная нагруженность тематических элементов позволяет
использовать их в качестве прекрасного строительного материала.
По мнению некоторых авторов, любой текст (фрагмент текста) может быть
представлен в виде последовательности тем. Тематическая структура текста характеризуется
своеобразным сцеплением тем, их связями с отдельными частями текста и текстом в целом.
Автором одной из подобных теорий является Ф. Данеш, который весь комплекс
тематических отношений в тексте назвал «тематической прогрессией» и выделил пять
основных типов тематической прогрессии в тексте (DaneS 1978: 185-192).
«Тематические прогрессии» Ф. Данеша представляют собой абстрактные модели,
лежащие в основе построения текстов. В конкретных текстах пять типов тематической про-
грессии, описанных Ф. Данешем, редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в текстах
можно встретить различные комбинации этих типов.
1. Простая линейная прогрессия (или прогрессия с последовательной тематизацией).
Этот тип тематической прогрессии, по мнению автора, является наиболее распространенным
в тексте. Для него характерно последовательное развертывание информации, когда рема
предшествующего предложения становится темой последующего предложения. Посмотрим,
например, как происходит последовательная тематизация рематических элементов в
текстовом фрагменте, описывающем способ изготовления гобеленов в средневековой
Германии: (41) Im mittelalterlichen Europa iiberwog bei der Herstellung von Bildteppichen das
Wirkverfahren. Technisch ist es sowohl dem Weben wie dem Flechten verwandt. Wie auf einem
Webstuhl werden waagerecht oder senkrecht die Kettfdden gespannt, zwischen die man die
farbigen Schuftfa-den einflicht. Der Schufifaden wird jedoch nicht mit einem Schiffchen durch die
gespreisten Fdden der gesamten Kettenbreite hindurch-geschoben, sondern mit einer Nadel oder
einer Spule so weit eingeflochten, wie die Farbflache des Fadens reicht. Die nachste Farbfluche
wird mit einem neuen Faden gewirkt (Nickel, 39-40) 'В средневековой Европе при изготовлении
гобеленов преобладал способ вязания. В техническом плане он родствен как тканию, так и
плетению. Как и на ткацком станке, в горизонтальном и вертикальном направлении
натягиваются непрерывные нити, между которыми вплетаются цветные уточные нити.
Однако уточную нить не просто протаскивают с помощью челнока между отдельно
расположенными нитями на всю ширину полотнища, а ее вплетают с помощью иглы или
шпульки так далеко, насколько простирается цветной участок нити. Следующий цветной
участок вяжут новой нитью'.
В коммуникативном плане каждое последующее предложение этого фрагмента
опирается на предшествующее. Тем самым развертывание текста происходит от данного
(темы) к новому (реме), которое, в свою очередь, становится темой нового предложения.
Схематически этот тип тематической прогрессии можно изобразить следующим образом:
2. Прогрессия со сквозной темой. Характерной особенностью данного типа
тематической прогрессии является наличие одной темы, повторяющейся в каждом
предложении (высказывании) текста. Тем самым одна и та же тема, пронизывая весь текст
(фрагмент текста), связывает его воедино. Так, темой следующего текстового фрагмента, взя-
того из романа И. Бехера «Прощание», служит тема отца. Это тема, повторяясь несколько
раз, выступает исходным пунктом рассуждений говорящего, а добавляющиеся рематические
элементы конкретизируют образ отца: (42) Der Voter wusste alles. Er kannte sogar den Namen
jeder einzelnen Bergspitze. Er war nicht me.hr der Stadtvater. Er lie.fi sich wieder gerne darar
erinnern, dass er einmal ein Bauernbub gewesen war, er gab es zu, seine Vergangenhe.it machte
ihm Freude, wahrend er in der letzten Ze.it, in der Stadt, nicht allzugern dorthin zurucKblichte
(Becher, 116) 'Отец знал всё. Он знал даже название каждой отдельной горной вершины. Он
больше не был городским отцом. Он снова охотно вспоминал о том, что он когда-то был
деревенским мальчиком, он признавал это, его прошлое доставляло ему радость, в то время
как в последнее время в городе он не слишком охотно вспоминал об этом'.
Ниже представлена модель тематической прогрессии со сквозной темой. Как видно из
схемы, первое звено тематической цепочки может быть факультативным (на схеме оно взято
в скобки). Именно так построен приведенный выше фрагмент текста.
3. Прогрессия с производными темами. Данным типом тематической прогрессии
охватываются такие случаи текстовой организации, при которых каждое предложение
(высказывание) текста, не имея в своем составе элементов последовательной тематизации (1-
й тип) или сквозной тематизации (2-й тип), служит для выражения общей тематической на-
правленности текста (фрагмента текста). Основная тема текста (фрагмента текста) или, как ее
называет Ф. Данеш, «гипертема», может быть эксплицитно названа говорящим, но также
может быть сформулирована на основе частных описаний. Так, если в каком-либо текстовом
фрагменте речь идет о карнавале, то для его описания могут служить элементы, так или
иначе связанные с этим массовым народным гулянием (маски, переодевания, танцы, шутки и
т. п.). В этом случае основная идея текста будет выводиться из описания отдельных
моментов народного праздника.
Рассмотрим, например, фрагмент, в котором следует описание типичных для сентября
явлений природы. (43) Fauna und Flora bereiten sich auf den nahenden Winter vor. Viele Samen
und Fruchte reifen. Das Laub von Bitumen und Strau-chern zeigen viele Fraflspuren und vergilbt
bereits bei einigen Arten. Die Tage werden merklich "kurzer, die. Nachte longer (Trettin, 105)
'Фауна и флора готовятся к приближающейся зиме. Созревают многие семена и плоды. На
листве деревьев и кустов видны следы зубов, некоторые виды уже пожелтели. Дни
становятся заметно короче, ночи длиннее'. Наглядными примерами такой тематической
организации текста являются также многие стихотворные тексты, например: Травка зеле-
неет, солнышко блестит. / Ласточка с весною в сени к нам летит.
Схематически прогрессия с производными темами может иметь следующий вид.
4. Прогрессия с расщепленной темой. Основу этого типа тематической прогрессии
составляет двойная рема, компоненты которой при тематизации образуют исходные точки
для развития отдельных тематических прогрессий. Самостоятельные тематические
прогрессии могут представлять различные названные выше типы и развиваться поочередно.
Рассмотрим, например, как развиваются самостоятельные тематические прогрессии в
текстовом фрагменте из романа А. Зегерс «Седьмой крест»: (44) Aus dem Haus kamen zwei
Frauen, eine alte und erne jttngere, mit einem Waschhorb. Die alte sah stramm und hart aus, die
jttngere ging vornuberge-beugt mit mudem Gesicht. ... Die beiden Frauen befuhlten die Wasche.
Die alte sagte: "Sie ist zu nass. Wart mit dem Bu-geln". Die jttngere sagte: "Sie ist bttgelrecht". Sie
begann die Wasche in den Korb zu legen. Die alte sagte: "Sie ist viel zu nass". Die jttngere sagte:
"Sie ist bttgelrecht". — "Zu nass", sagte die alte. Die jttngere sagte: "Jeder nach seiner Art. Du
bttgelst gern trochen, ich bttgle gern nass" (Seghers, 42) 'Из дома вышли две женщины, старая и
помоложе, с корзиной для белья. Старая была с виду прямой и жесткой, молодая шла, на-
клонившись вперед, с усталым лицом. ... Обе женщины пощупали белье. Старая сказала:
«Слишком влажное. Подожди гладить». Молодая сказала: «Как раз для глажения».
Она начала складывать белье в корзину. Старуха сказала: «Оно еще совсем мокрое».
Молодая сказала: «Как раз гладить». — «Слишком мокрое», — сказала старая. Молодая
сказала: «Кому как нравится. Тебе нравится гладить сухое белье, мне влажное»'.
Модель прогрессии с растепленной темой может быть представлена в виде
следующей схемы:
5. Прогрессия с тематическим прыжком. Этот вид прогрессии предполагает наличие
разрыва в тема-рематической цепочке, который, впрочем, легко восстанавливается из кон-
текста. Такой разрыв чаще всего наблюдается в прогрессии с последовательной
тематизацией, хотя может встретиться и в других типах. Схематично этот тип можно
представить следующим образом.
Рассмотрим один из вариантов «тематического прыжка» на примере фрагмента,
взятого из романа В. Штейнберга «Когда остановились часы». (45) Joachim Brandenburg
sagte: "Vorhin, als ich hierherkam, da traf ich mitten auf der Strafle ein Pferd. Das hatte am
Oberschenkel eine lange blutende Wunde. Es hatte den linhen Vorderfufi leicht gehoben. In seinen
Augen zuckte das trttbe Rot der Flammen, die aus den Hdusern schlugen. Mit zuruckgelegtem
Schadel wieherte das Pferd. Das schallte laut durch die Nacht. Niemand hummerte sich darum"
(Steinberg, 144). 'Иоахим Бранденбург сказал: «Перед тем, как прийти сюда, я встретил
посреди дороги лошадь. На верхней части бедра у нее была длинная кровоточащая рана. Она
слегка подняла левую переднюю ногу. В ее глазах вздрагивал мрачно-красный отблеск огня,
рвавшегося из домов. С запрокинутой головой лошадь ржала. Это громко разносилось в
ночи. Никто не заботился об этом»'.
В большей части фрагмента происходит сквозное развертывание темы лошади (Pferd).
Об этом свидетельствуют тематические элементы das, es, in seinen Augen, занимающие
начальную позицию в трех соседних предложениях фрагмента и соотносимые с данной
темой. Предложение Mit zurttck-gelegtem Schadel wieherte das Pferd обнаруживает двоякую
интерпретацию. С одной стороны, словосочетание Mit zuriick-gelegtem Schadel можно
считать темой на том основании, что слова Schadel и Pferd соотносятся друг с другом как
часть и целое. С другой стороны, данный случай можно интерпретировать как некий разрыв
в тематической прогрессии, который легко восполняется из контекста, например: Es hat den
Schadel zuriickgelegt. И далее текст разворачивается обычным образом: Mit zuruckgelegtem
Schadel wieherte das Pferd.
В реальных текстах наблюдается сложное переплетение различных тематических
линий, отражающее речевую стратегию говорящего при воплощении своего
коммуникативного замысла. Тематические прогрессии Ф. Данеша, являющиеся
абстрактными моделями, не могут охватить все стороны содержательной организации
текста, однако их можно использовать, например, в наблюдениях за движением фактуальной
информации в тексте (Лингвистический анализ высказывания и текста 1989: 31).