Осанка, жесты, мимика, движения, манеры

Жесты должны быть сдержанными, открытыми и доброжелательными, вызывать доверие.

Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

Жесты и движения являются частью имиджа. Часто случается так, что жест показывает настроение, лицо человека даже когда он сам того не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край не рекомендуется облокачиваться на стол. Беседуя сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повернута немного наискосок. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает. Речь делового человека должна быть лаконичной, яркой, убедительной и четкой.

Речевая ситуация.

1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимо­действия;

2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевая ситуация имеет следующие признаки:

1) участни­ки (адресант, адресат, аудитория),

2) предмет речи,

3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки и пр.,

4) код (язык, диа­лект, стиль),

5) речевой жанр (например, проповедь),

6) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди),

7) оценка эффек­тивности речи (тронула ли проповедь сердца),

8) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князь­ков. М.: Флинта, Наука, 1998).

Классификация ситуации общения З. А. Смелковой:

СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ
КТО Я: говоря­щий, адре­сант КОМУ Тебе: слушаю­щему адресату ГДЕ Здесь: место дей­ствия КОГДА Сейчас: время ПОЧЕМУ Мотив речево­го действия ЗАЧЕМ Цель (коммуникативное наме­рение)
Коммуниканты Партнёры Собеседники Внешние обстоятельства Внутренние обстоятельства

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и оп­ределяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, ти­пичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с соб­ственно семантическим значением (прямым смыслом) облада­ет прагматическим значением, обусловленным речевой ситуа­цией.Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при рас­ставании с близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.

Высказывания, у которых семантическое значение расхо­дится с прагматическим, называютсякосвенными. Приведем примеры косвенных высказываний и их возможных толкова­ний:

1. Здесь жарко.

– Просьба открыть окно или дверь в комнате.

– Предложение снять верхнюю одежду, пиджак, кофту, свитер.

– Констатация того, что обстановка в зале накалилась.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют переда­вать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте рече­вой ситуации.

Различают также канонические и неканонические речевые ситуа­ции.

Каноническимисчитаются ситуации, когда время произ­несения (время говорящего) синхронно времени его восприя­тия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; ког­да говорящие находятся в одном и том же месте и каждый ви­дит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.

Неканоническиеситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения выс­казывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. вре­менем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, a не время адресата.

Наши рекомендации